Конспект урока русского языка в 5 классе "Написание И-Ы после Ц"(по требованию ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ващенко Светлана Григорьевна

Интересный урок для пятиклассников по нелёгкой теме: " Написание  И-Ы после Ц" . Урок представлен в соответствии с требованиями ФГОС 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе "Написание И-Ы после Ц"

Конспект урока русского языка (с требованиями ФГОС)

Учитель русского языка и литературы МБОУ   СОШ №4 п.Ванино     Ващенко Светлана Григорьевна

Предмет - русский язык

 Класс 

Тема урока: «Написание И-Ы после Ц»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило  “Гласные буквы и - ы после ц”; указать, что наличие звука ц также является “сигналом” орфограммы

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;

совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Деятельностная цель: организация работы в группах и парах для открытия и закрепления нового материала.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применить теоретические знания;

личностные УУД:

  • Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
  • Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

  • Понимать и строить планируемые действия;
  • Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
  • Извлекать нужную информацию. 

Технологии: дифференцированная, индивидуальная, критического мвшления

Педагогическая технология – проблемно-диалоговый урок.

Методы обучения: частично-поисковый;репродуктивный.

Методические приемы:

– использование занимательного  материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– моделирование цели урока;

– составление своего плана решения учебной задачи;

– поиск информации в предложенных источниках;

– прием взаимоконтроля, самоконтроля

            Методы и формы обучения: наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Средства обучения: учебник, тетрадь, справочные материалы   к учебнику.

Оборудование урока: компьютермультимедийный проектор, ватманы, маркеры, карточки для индивидуальной работы

Технологическая карта урока русского языка

«Буквы И-Ы после Ц»

5Б класс

(УМК С.И.Львовой, В.В.Львова)

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1.Организационный момент.1 мин

Организовать направленное внимание на начало урока.

 

Проверяет готовность рабочих мест. Создает положительный настрой учащихся на урок.

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

Готовятся к уроку.

 Включение в учебный процесс

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Целеполагание

2. Этап актуализации знаний и фиксирование   затруднений в деятельности  

10 мин

  Повторение правописание слов по темам «О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне»  

Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового

Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний.

Предлагает детям вспомнить материал по теме ««О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне»;

Ребята, выпускники 9 класса написали вам письмо. Вам интересно, о чём они написали? Письмо летом лежало на подоконнике и некоторые буквы выцвели, но я думаю, что вы сможете его легко восстановить. (Текст письма предлагается на слайде).… «В наше время важно уметь правильно изл.гать свои мысли. Нужно ж.сткой щ.ткой вымести из своей речи плохие слова и вырвать зар.сли разговорных «сорняков», а затем тщательно ул.жить багаж знаний, полученных от учителя. Всем нам как подр.стающему поколению важно зал.жить фундамент грамотности уже в начальной школе, а не только в пятом классе, потому что во время экзамена надо пол.гаться не на удачу, а на твердые знания. Знания будут панц.рем, защищающим вас, и вы уже не будете выглядеть и чувствовать себя как желторотые юнц.на арене ц.рка…»

Задание: списать, обозначить изученные орфограммы.

- Понятен ли вам смысл письма? Легко ли вы его восстановили? Какие знания помогли вам?(вспомнили правила «О-Ё после шипящих  в корне слова» и «О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ,РАЩ - РОЩ») Написание слов проверяется карточками с буквами А, Ё и О. Поставьте себе оценку: «5» - если ошибок нет или она одна; «4» - если 2-3 ошибки, «3» - если 4-5 ошибок и «2», если их больше.

Какие слова вызвали затруднения? Почему?

Вспоминают материал по темам «О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне» , объясняют написание слов в тетради.  

Отвечают на вопросы учителя

Ставят себе оценки в тетрадь

 Анализ объектов с целью выделения признаков, уметь систематизировать, делать выводы

 

 Планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками

Выражение собственного мнения

Повторение пройденного материала по темам «О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне» Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

3. Этап к мотивации учебной деятельности. Постановка учебной задачи

3 мин

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели, помочь сформулировать тему урока.

Создаёт проблемную ситуацию на уроке.

 Обратите внимание на слайд (доску).

ПАНЦИРЬ, ЮНЦЫ, ЦИРК, УЛИЦЫ, ЦИТАТА, ЛИСИЦЫН(ХВОСТ),КОНСТИТУЦИЯ,ЦИРКУЛЬ,ОГУРЦЫ, СИНИЦЫН (КЛЮВ), РЕВОЛЮЦИЯ

- Прочтите вслух. Какие звуки слышатся во всех словах? (\цы\) А посмотрите, что написано? Как мы можем это объяснить?

-Как мы сформулируем цель нашего урока?

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Записываем тему урока

Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц.

- Ребята, а каким путём мы сегодня с вами пойдём, чтобы достичь данной дели?

Выясняют с помощью дискуссии, что им необходимо для достижения поставленной в начале урока цели (выясняют, в чем схожесть и различие данных слов, высказывают свою точку зрения).

Выбирают тот маршрут, по которому смогут вывести правило написания букв И-Ы после Ц (это может быть Интернет, учебник, справочная литература, работа в группах и т.д.).

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять Развитие умения постановки познавательной цели

 ответы на предлагаемые вопросы

высказывать предположения на основе наблюдений

формулировать проблему урока и его цель;

- искать пути решения проблемы

4. Этап реализации построения проекта выхода из затруднения. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой и оцениванием.

8 мин

Сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц.

Выявление места и причины затруднения

Демонстрирует слова (карточка №1: Цистерна, циркуль, сестрицын, границы, станция, куницын, цитата, гостиницы, полиция, цикорий, лекция, улицы.), предлагает сравнить данные слова и сформулировать правило.

Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде кластеров, таблиц.

После обсуждения ребята выдвигают следующий план действий (работа в группах):

  1. Выделить в слове морфемы.
  2. Определить в какой части слова орфограмма.
  3. Сделать вывод (в виде таблицы, схемы и т.д.)

Выслушивает доказательства каждой группы, задаёт вопросы.

-Ребята, а как мы можем проверить правильность наших выводов? (с помощью учебника ) Прочтите правило, в полном ли объёме мы заполнили таблицу (схему)?

 (Слова-исключения дать фразой: ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ЦЫПЛЁНКУ ЦЫКНУЛ: «ЦЫЦ!»). Добавляют в таблицу ребята, работающие по карточке. Сравниваем таблицы и кластеры, оцениваем их все вместе и ставим оценки по группам.

…Итак, наша таблица(схема) завершена. Она будет нашей опорой на пути к цели.

Предлагает запомнить правило (текст на слайде)

Рифмованный алгоритм:

В существительных на - ция
Мы всегда напишем - ия.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву и.
А в концовке - цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.

Группа сильных учащихся работает с карточкой №1, определяя правило самостоятельно. Они высказывают свою точку зрения,   объединяя слова по схожим признакам. Ребята в других группах находят правило в Интернете и в справочниках В каждой группе лежат ватманы и маркеры, где они фиксируют свои результаты и наблюдения в виде кластеров или таблиц. Демонстрируют свои «продукты» классу, определяют план работы над орфограммой. Задают выступающим вопросы.

Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки в своих работах. Ставят оценки за работу в тетрадь. Проговаривают правило в парах.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности

Моделирование, построение логической цепи рассуждения, доказательств

Проявляют познавательную самостоятельность и активность

Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации по ходу выполнения задания. Работа со справочной литературой

.

Аргументация своего мнения. Грамотное построение устного высказывания. Высказывание своего мнения. Осознание ответственности

за общее дело

Умение выступать перед классом

Умение работать в группах

осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

5. Этап первичного закрепления  

Включение в систему знаний и повторение.

10 мин

6. Физминутка

2 мин

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5 мин

Создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма, и закрепить её на практике.

организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с последующей проверкой по эталону;
по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

Снятие утомления

Усвоение новых знаний.

Организует работу  в группах: слабые ребята работают по карточке №2, остальные – с учителем (выборочный диктант)

- Я расскажу вам «жутко правдивую» историю. Слушайте внимательно и выпишите из моего рассказа слова, связанные с нашим делом (с нашей орфограммой). 
( 2 ученика за доской)

- Когда я шла к вам, то видела, как по дороге мимо больницы бежал цыпленок с циркулем, а за ним гналась полиция. Я удивилась и спросила цыганку, которая несла рукавицы. А она на меня как цыкнет: «Цыц! Он из цирка сбежал» Мне стало неловко, и я перешла на другую сторону улицы.

   Вы верите мне? Ну и молодцы! 

 Отрабатывается обозначение орфограммы. Работы сверяются с записями у доски и таблицами (кластерами). У слабых ребят проверяется правильное обозначение орфограммы.

. Поставьте себе оценку: «5» - если ошибок нет или она одна; «4» - если 2-4 ошибки, «3» - если 5-7 ошибок и «2», если их больше.

Предлагает ответить на вопросы:

- В чём вы испытывали трудность?

- Что вы считаете нужным сделать, чтобы впредь избегать ошибок?

Физминутка. Орфографическая разминка. Я читаю вам слова. Если в слове после Ц пишется И – вы прыгаете, если Ы – выполняете наклоны вперед.

Будьте внимательны: умницы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция, циркач, синицы, репетиция. (1-2 мин.)

Опираясь на теоретический материал и выполненные упражнения, учащимся предлагается выполнить самостоятельно разноуровневые задания. Проверка осуществляется путём сверки (тексты на экране). Оценка «5» ставится за выполненное задание без ошибок.

Работают, определяя орфограмму на слух, проверяют себя по  кластерам, таблицам, объясняя, проговаривая вслух свои действия.

Отвечают на вопросы

  Индивидуальная работа:
(во время выборочного диктанта  слабые ученики работают по карточке №2 Комментированное письмо. Объясните написание И/Ы после Ц, обозначив орфограмму:

Станция, цыпочки, цитрус, циркач, сестрицын, глупцы, дисциплина, цыган, гусеницы, круглолицый, цинга, циновка, Греция.

Первая группа:

 С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные:

синица, волчица, кормилица, тигрица

Вторая группа: 

Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и:

Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами

Третья группа: 

Распределите слова по двум столбикам: с –и-ы

Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац…

Закрепление знаний по данной орфограмме

Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию

умения структурировать полученные знания, умение строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Уметь применять алгоритм деятельности при решении проблем

Уметь работать с разными по уровню заданиями

Работа по алгоритму, по предложенному правилу.

Аргументация своего мнения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других

контроль, коррекция и оценка действий своих одноклассников

.Уметь определять цель учебных действий в сотрудничестве с учителем, контроль, оценка, коррекция

контроль, оценка, коррекция

Уметь выполнять учебные действия в умственной форме контроль, коррекция, осознание того, что уже усвоено и что предстоит усвоить, осознание качества и уровня усвоения

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

2 мин

9. Домашнее задание

2 мин

10. Оценки за урок

2 мин

 Оценить результаты собственной деятельности;
сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание
.

Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала.

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Предлагает совместно (на шкале) выявить недостатки знаний и умений по данной теме.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

- Как вы думаете, достигли ли вы их?

- Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

- Что нужно знать, чтобы правильно писать буквы Ы и И после Ц?

- Довольны ли вы своей работой?

Если довольны, похлопайте себе.

Я надеюсь, что вы примете к сведению пожелания выпускников и наше сегодняшнее открытие будет частичкой вашего панциря. А чтобы его укрепить, выберите себе домашнее задание:

Параграф 48, упр.687 (Подумайте, слова Ц..ЛИНА и Ц..НА на правило «Буквы И-Ы после Ц» или на другое правило? Докажите.)

Творческое задание: сочините сказку о споре букв И-Ы или составьте кроссворд, используя слова на изученную орфограмму.

Я рекомендую вам выбрать то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность.
Обязательно для всех при выполнении задания использовать таблицу, которую мы составили в классе и дополнительно прочитать параграф учебника.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Оценки за урок: внимательно посмотрите   на оценки, которые вы себе ставили, сложите все баллы и по шкале поставьте себе оценку.
• Повторение изученных орфограмм - максимум 5 баллов.
• Создание кластера(таблицы) - максимум 5 баллов.
• Работа по карточке (выборочный диктант) - максимум 5 баллов.
• Самостоятельная работа - 5 баллов.
Ключ к оценке:
• 18-20 баллов - оценка "5";
• 14-17  баллов - оценка "4";
• 8-13 баллов - оценка "3".
- Нарисуйте настроение.

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности через разработанную шкалу.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Понимать личную ответственность за результаты деятельности

.

Рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения.

Самооценка на основе критерия успешности

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Конспекты уроков русского языка в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС

В данной работе представлены конспекты уроков русского языка по темам: "Наречие как часть речи", "Слитное и раздельное написание производных предлогов", "Суффиксы кратких страдательных причастий", "По...

Конспект урока русского языка во 2 классе "Имя собственное" в рамках ФГОС

Данный урок проведён во 2 классе для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...

Конспекты уроков русского языка в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС

    Тема урока: НаречиеЦели урока:Обучающие: создать условия для ознакомления обучающихся с новой частью речи – наречием; учить  находить наречия в  предложении, испол...

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: Лексическое значение слова

Тип урока: открытие нового знанияЦели урока: - сформировать представление о способах определения лексического значения слова...