Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Крячкова Людмила Павловна

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.e_posle_shipyashchih_i_ts.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Правописание О - Е после шипящих  и Ц

в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-открытие новых знаний.

Метод: комбинированный.

Модель обучения: базовая

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2012г.) под редакцией Е.А. Быстровой и др.

УМК: 1).Русский язык.  5кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/Е.А. Быстрова и др; под ред. Е.А. Быстровой.  – М.: Дрофа, 2012.

Цели урока: образовательные:

- формирование понятия  у обучающихся   о правописании О-Е после шипящих  и Ц в окончаниях  имен существительных.

- формирование умений обучающихся по созданию буриме.

Развивающие:

- содействие формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков обучающихся (сопоставление и анализ фактов, высказывание своей точки зрения)

Воспитательные:

-воспитание уважения друг к другу при работе в коллективе и парах; помощь учащимся в осознании ценности совместной деятельности.

Оборудование:

1.Организационный этап.

2.Проверка Д/з.

3.Актуализация знаний.

4.Постановка учебной цели.

5.Поиск решений.

6.Воспроизведение знаний.

7.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

8.Вторичное закрепление изученного материала.

9.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

10.Информация о домашнем задании (комментирование).

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

1.Приветствие.

- Добрый день, ребята. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Садитесь на свои места.

 2.Проверка готовности к уроку.  

 3.Выявление отсутствующих.

1.Приветствуют учителя и друг друга.

2.Садятся на свои места.

3.Дежурные докладывают о готовности класса к уроку и об отсутствующих.

УУД

Коммуникативные

2. Проверка Д/з

1. Проверка Д/з. Ребята, мы сейчас с вами начнём работу с проверки Д/з. Дома вам надо было выполнить упр. №205. Проверяет домашнее задание  с места Назаренко А., затем Раудин М.

Доп.вопросы задают ученики или учитель:

1)Назовите падежи и падежные вопросы.

2)Какие сущ. относятся к 1, 2. 3 скл.?

3) В каких сущ. на конце пишется и?

 2. Учитель ставит оценку.

1.Проверка Д/з.

2. 1 ученик проверяет Д/з  и отвечает на дополнительные вопросы учителя или учеников.

УУД

Регулятивные

3.Актуализация

знаний

4. Постановка учебной цели.

5.Поиск решений

6.Воспроизведе-ние знаний

Словарный диктант. ( на листочках)

Книга о спорте, объявление об экскурсии, изменение в расписании, беседовать о маршруте, нет времени, прочесть в газете, состязание в плавании, статьи о граните и магнии, на лекции в планетарии и музее.

- Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями законов языка (на доске записан эпиграф, который читает учитель)

Пред вами громада – русский язык.

Наслажденье глубокое зовет вас,

наслажденье погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

чудные законы его…

Н.В.Гоголь

II.        Беседа с классом

 - Вот и мы сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.

Давайте откроем тетради и запишем: «Первое марта. Классная работа, тема урока «Правописание О - Е после шипящих  и Ц в окончаниях имён  существительных» (учителем записана на доске заранее тема урока).

- Ребята, давайте, исходя из темы урока, сформулируем его главную цель. Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования?

 Правильно, на уроке мы должны выяснить, когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о, а когда -  е

Вопрос учителя:

- Давайте вспомним шипящие согласные звуки? (Ж, Ш, Ч, Щ).

Какими буквами на письме обозначены эти звуки?

(ЖЭ, ЧЕ, ША, ЩА)

1.Поиск решений.

- Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую  работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих  и Ц в окончаниях  пишется О, а в каких - Е.

У вас на столах -  карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем. Запишите вывод на карточке  - правило.

Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД!

Приложение 1.Карточка-информатор

1.        Прочитай слово.

2.        Поставь знак ударения.

3.        Выдели окончание.

4.        Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

5.        Сделай вывод.

Карточка со словами

I ряд             Над чертежом, с кирпичом,  за ландышем, с малышом, с врачом, неучем,                  пейзажем.

II ряд         За тучей,  над рощей,  со свечой,  с лапшой,  перед встречей.

III ряд         С  овцой,  с птицей,   сердцем,  синицей,  мудрецом,  продавцом.

Карточка – правило

В окончаниях существительных после________________

Под ударением пишем__________, без ударения__________.

1.А. Отчет ребят о проделанной работе по рядам.

Б. Сравниваем выводы.

В. Выводим общее правило

- Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное? Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний – книге,  к нашему учебнику (стр.143, читаем правило)

Сверим наши выводы?  Мы сделали верное открытие?

 А теперь поработаем со

Давайте мы её запишем в тетрадь. Она  маячок, который будет сигналить нам.

1.Ученики слушают.

2.Записывают число и тему урока.

УУД

Личностные

Познавательные

1.Формулируют цель урока.

- Цель урока - формирование понятияо том, когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о, а когда - е.

2. Отвечают на вопросы.

УУД

Познавательные

Регулятивные

1.Ребята работают в парах по карточке-информатору.

УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

1.Отчет ребят по рядам (3 пары).

2. Сравнивают выводы.

3.Выводят общее правило.

4. Читает правило из учебника (1 ученик вслух).

5.Работают со схемой (на доске) и записывают её в тетрадь.

УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

7.Усвоение новых знаний и первичное закрепление

I.Ребята, теперь мы должны проверить на практике своё изобретение. Для этого нам необходимо написать распределительный лексический  диктант под названием «Назови другим словом», выделяя графически изученную орфограмму (учитель пишет на доске):

        О                             Е

- По какому принципу распределяем? (под ударением О, без ударения Е).

- Итак, я называю лексическое значение слова, а вы должны догадаться, что это за слово:

Суп со свеклой называется – борщом.

Небольшой лес иначе называют – рощей.

Рисунок, картину, изображающую природу, называем -  пейзажем.

Человека, лечащего людей – врачом.

Границу по-другому называют – рубежом.

Невежливого, грубого человека – невежей.

2.Дополнительные вопросы:

1)В форме какого падежа мы записывали существительные? (В творительном падеже)

2)Какой член предложения отвечает на вопросы творительного падежа? (Дополнение)

Упр.207 (самостоятельно в парах)

1. Делают запись в тетрадях.

2.Отвечают на вопросы.

3.Записывают распределительный диктант, графически выделяя изучаемую орфограмму.

4. Отвечают на дополнительные вопросы.

УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

1.Работа супражнением.

2.Взаимопроверка . Выставление друг  другу оценок.

УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

10.Рефлексия деятельности.

(3 минуты)

Фронтальный опрос:

- Так какое открытие мы сегодня сделали?

- Что узнали нового?

- Что понравилось?  

- Молодцы, спасибо за урок. Вам всем присуждается звание «Грамматики».

Рефлексия. Отвечают на вопросы учителя.

УУД

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

11.Домашнее задание.

(2 минуты)

Параграф 26

Упр. 202.

Запись учащимися задания в дневники.

УУД

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Мною разработан коспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС для 5 класса по теме "Буквы О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ"....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...