Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Комарова Татьяна Михайловна

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_sushch_odush_i_neodush.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

УМК: учебный комплекс под редакцией  Т.А. Ладыженской и др. Русский язык.  5 класс                                          

Тема урока:  Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые         (1 час)

Тип урока:  Урок «открытия»  новых знаний

Цели:  развить понятие о категории одушевлённости; учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; развивать познавательный интерес

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления. Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся

УУД: познавательные (извлечение информации из текста);

коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)

2. Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания  на применение нового знания.

- Продолжается наше путешествие по стране Имя Существительное. Но чтобы войти в эту страну и увидеть её во всей красе, надо знать пароль. А пароль этот - правильное определение всех признаков существительного. Вы получали на дом задание, которое поможет нам в этом. Итак, начнем.

(Выводятся слайды №1, №2)

I. Тезис.

   Слово … - имя существительное. Докажем это.

II. Доказательства.

  1. Во-первых, оно обозначает предмет, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?)
  2. Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры).
  3. В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .
  4. В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч. (мн.ч.)
  5. В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным.
  6. В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры).

III. Вывод:

- Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.

Используют изученный ранее материал по теме «Имя существительное». Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему?

УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);

коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);

регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)

3. Постановка учебной задачи.

Цель: поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации

Организовывает погружение в проблему. Задаёт вопрос повышенной сложности

Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

- Мы уже знакомы с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Кажется, всё просто: одушевлённые отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что?

Одушевлённое или нет существительное толпа?  Ведь толпа состоит из людей. Оказывается, существительное толпа неодушевлённое, отвечает на вопрос что? В русском языке есть слова, которые обозначают живое, но отвечают на вопрос что? и имеют показатель неодушевленности. Так, все существительные, называющие растения  (тюльпан, береза)  или части живого организма (рука, мозг, сердце), считаются неодушевленными.

- Но почему, вы спросите меня. Ведь это живая природа?! Как вы думаете, где кроется ответ?

- Ребята, сформулируйте тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой? (Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые) Выводятся слайды №3, №4

Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину  возникшего затруднения (чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему урока.

Предполагаемый ответ учащихся

- Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали  только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой- с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.

УУД: познавательные (пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формирование цели);

регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)

4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Предлагает мини – исследование

Учитель выступает в роли организатора.

Фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске

- Теперь мы можем беспрепятственно попасть в эту страну и продолжить знакомство с ней.

Выводится слайд № 5 

- Перечислите живые существа, изображённые на рисунке  (дракон, принцесса, кот, король, попугай, мальчик).

- Перечислите вещи, которые изображены на слайде (труба, лодка, море, дерево, бочка, солнце, причал).

- Какие из названных существительных отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос – что? 

Слайд №  6 –вывод.

1. - Одушевленность – неодушевленность существительных определяется по нескольким показателям.  Первые два мы знаем (слайд № 7):

1) отвечают на вопросы  (кто? что?)

2) значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой;

2 - Но есть и еще один показатель, который поможет нам в определении одушевленности – неодушевленности имен существительных (совпадение падежных окончаний).

3.Проведите самостоятельные наблюдения, сделайте вывод.

- Просклоняйте имена существительные, выделите окончания (работа в группах. Раздать листочки с заданием.)

Вывод:

у одушевленных – Р.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.

у неодушевленных – И.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.

( Вывожу слайд № 8 с примерами).

- Так как же с помощью падежей мы определим, одушевленное существительное или неодушевленное? Вывод – слайд №9

(Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные различаются не только по значению, но и по форме винительного падежа: у одушевлённых существительных форма в.п. мн.ч. одинакова с формой р.п. мн.ч., а у неодушевлённых – с формой им.п. мн.ч.)

Работают с информацией, систематизируют её. Учатся работать в группах, определяют функции каждого члена группы. Учатся слушать мнения сверстников. Выполняют взаимопроверку. Планируют свою работу

УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации; );

коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью);

регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

5. Первичное закрепление знаний

Цель: усвоить учащимися новый способ действия

Предлагает послушать сказку и написать её продолжение

– Послушайте сказку Л. Успенского на эту тему. Я, правда, ее немного переделала. Вам же придется дописать концовку сказки.

-     По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот.

       Плот спрашивает у кота:

       - Ты живой?

       - Живой.

       - А чем докажешь?

       - Двигаюсь.

       - Я плыву, а ты сидишь.

       - Захочу – буду шевелиться.

       - Я – великий плот, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существо.

       Кот подумал и говорит:

       - Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя    винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего  винительного.

- Ребята, давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав.

 ( После выполнения вывожу слайд № 10).

- Итак, теперь все встало на свои места. Кот живой, а плот – неживой предмет. И в этом нам помогли падежи.

В) – А вот в сказках бывает совершенно не так! Как будто сказки пишут неграмотные люди. И приходится читателю считать одушевленными совершенно неодушевленные предметы, так как «оживленные» ведут себя как люди: сердятся, говорят, радуются и улыбаются.

- Как называется такой прием? Средство выразительности? (Вывожу слайд №11 с определением олицетворения). Запомните этот термин, с ним мы будем встречаться часто.

Концентрируют своё внимание на задании. Работают в группах.  Размышляют, анализируют. Делают вывод по этому виду работы

УУД: познавательные (извлечение из предметного текста необходимой информации; осознанное и произвольное речевое высказывание);

коммуникативные (умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать).

6.Физ. минутка (пауза релаксации)

Создаёт игровую ситуацию

- Немного отдохнем. Давайте,  ребята, проведем такую игру, встаньте. Я  буду называть вам слова. Если имя существительное одушевленное, вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши. Если существительное неодушевленное, вы приседаете.

ИТАК

Ученик, портной, рыба, сила, пожар, пальто, пожарник, трактор, дерево, плащ, тракторист, лес, лесник, гриб, грибник.

- Молодцы, садитесь на свои места.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризировать (т.е. пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию (коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

Организовывает  самостоятельную работу на новый способ  действия. Организовывает  самопроверку учебных  решений по эталону.

Создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность  выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

1) - Сейчас проверим, можем ли мы с вами различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

-Прочитайте  стихотворение А. Яшина. Вставьте пропущенные буквы. Существительные неодушевлённые обозначьте буквой Н, одушевлённые – О.

Орёл

Из-за утёса, как из - за угла,

Почти в упор ударили в орла.

А он сп..койно свой покинул камень,

Не огл..нувшись даже на стр..лка,

И, как всегда,

Широкими кругами,

Не тор..пясь, ушёл за обл..ка.

Быть может, дробь совсем мелка была –

Для перепёлок, а не для орла?

Иль задр..жала у стр..лка рука

И пок..чнулся ствол др..бовика?

Нет, ни др..бинки не ск..льзнуло мимо,

А сер..це и орлиное р..нимо.

Орёл упал,

Но средь д..лёких скал,

Чтоб враг не видел,

Не торжествовал.

-Поделись впечатлением с соседом: что понравилось, какое чувство вызвало стихотворение.

Проверка по эталону слайд №12

 слайд №13 - резерв

2) – Задание на сообразительность. Исключите лишнее слово. По какому признаку вы это сделали?

   1. Бабочка, судак, тюльпан.

   2. Дерево, кукла, девочка.

   3. Насекомое, животное, расписание.

   4. Самолет, машина, летчик.

   5. Соловей, песня, певец.

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +,-  и др.). Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия

УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства);

коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество);

регулятивные (оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

8.Саморефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

Организует рефлексию учащихся по вопросам «Самооценка», используя выводы по уроку (слайд №14)

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

  1. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________
  2. Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________
  3. Сегодня на уроке  научился(лась)  лучше делать (что?) ______________
  4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________
  5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
  6. Осталось непонятным (что?) ______________________________________

- А мои оценки вы узнаете на следующем уроке, когда я проверю ваши работы

Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю»

УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся);

регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение)

9.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Слайд №15

Запишите домашнее задание:

1) упражнение № 486;

2) напишите  сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных;

3) нарисуйте одушевленные и неодушевленные имена существительные

Слушают задание на дом. Выбирают вариант заданий по сложности.


Приложение №1

I. Тезис.

   Слово … - имя существительное. Докажем это.

II. Доказательства:

  1. Во-первых, оно обозначает предмет, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?)
  2. Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры).
  3. В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .
  4. В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч. (мн.ч.)
  5. В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным.
  6. В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры).

III. Вывод:

- Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.

I. Тезис.

   Слово … - имя существительное. Докажем это.

II. Доказательства:

  1. Во-первых, оно обозначает предмет, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?)
  2. Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры).
  3. В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .
  4. В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч. (мн.ч.)
  5. В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным.
  6. В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры).

III. Вывод:

- Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.


Приложение №2

  1.  Просклоняйте  одушевлённое существительное лётчики, выделите окончания. Сделайте самостоятельно вывод

Падеж

Существительное

И.п.

(кто?)

Р.п.

(кого?)

Д.п.

(кому?)

В.п

(кого?)

Т.п.

(кем?)

П.п.

(о ком?)

Приложение №3

  1.  Просклоняйте  неодушевлённое существительное тетради, выделите окончания. Сделайте самостоятельно вывод

Падеж

Существительное

И.п.

 (что?)

Р.п.

(чего?)

Д.п.

(чему?)

В.п

(что?)

Т.п.

(чем?)

П.п.

(о чём?)

Приложение №3

  1.  Просклоняйте  одушевлённое существительное дети, выделите окончания. Сделайте самостоятельно вывод

Падеж

Существительное

И.п.

(кто?)

Р.п.

(кого?)

Д.п.

(кому?)

В.п

(кого?)

Т.п.

(кем?)

П.п.

(о ком?)

Одушевлённые существительные (кто?) называют живые существа (людей, животных). Например:  друг, царь, дети, зайчик, медведь,

Неодушевлённые существительные называют предметы, свойства, явления. Например:  избушка, дом, ветер, газета.

-Прочитайте  стихотворение А. Яшина. Вставьте пропущенные буквы. Существительные неодушевлённые обозначьте буквой Н, одушевлённые – О.

Орёл

Из-за утёса, как из - за угла,

Почти в упор ударили в орла.

А он сп..койно свой покинул камень,

Не огл..нувшись даже на стр..лка,

И, как всегда,

Широкими кругами,

Не тор..пясь, ушёл за обл..ка.

Быть может, дробь совсем мелка была –

Для перепёлок, а не для орла?

Иль задр..жала у стр..лка рука

И пок..чнулся ствол др..бовика?

Нет, ни др..бинки не ск..льзнуло мимо,

А сер..це и орлиное р..нимо.

Орёл упал,

Но средь д..лёких скал,

Чтоб враг не видел,

Не торжествовал.

-Поделись впечатлением с соседом: что понравилось, какое чувство вызвало стихотворение.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

  1. Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) ______________________________________________________________________Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) ______________________________________________________________________
  2. Сегодня на уроке научился (лась)  лучше делать (что?) ______________________________________________________________________
  3. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) ______________________________________________________________________
  4. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ______________________________________________________________________
  5. Осталось непонятным (что?) ______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

  1. Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) ____________________________________________________________________
  2. Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) ____________________________________________________________________
  3. Сегодня на уроке научился (лась)  лучше делать (что?) ____________________________________________________________________
  4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) ____________________________________________________________________
  5. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________________________________________________________________
  6. Осталось непонятным (что?) ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Мною разработан коспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС для 5 класса по теме "Буквы О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ"....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»

Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...