Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)
план-конспект урока по русскому языку (6, 7 класс) на тему

galina-fedorova

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, умения групповой и парной работы,учатся ставить цели и задачи, составлять " толстые" и "тонкие" вопросы, кластеры, учатся оценивать свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastie_1.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: расширение и углубление представления о причастии как особой форме глагола, совмещающей признаки глагола и прилагательного

Задачи урока:

Образовательные:

  • развивать умение формулировать определение понятий:
  • развивать умение находить причастия в тексте;
  • формировать умения определять морфологические признаки причастий;
  • формировать умение различать причастие и прилагательное.

Развивающие:

  • развивать критическое мышление учащихся;
  • формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные);
  • развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развивать творческие, речевые способности учащихся;
  • развивать логические умения учащихся;
  • формировать логические умения;
  • развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развивать умения формулировать проблему;
  • развивать умения групповой и парной работы;
  • развивать умение давать самооценку своей деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство уважения и любви к Родине;
  • воспитывать чувство прекрасного;
  • воспитывать внимательное отношение к слову;
  • развивать коммуникативные УУД (создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества,
  • соблюдение правил речевого поведения, , взаимодействие в групповой и парной работе)

Методы и приемы: развитие критического мышления через чтение и письмо:  прогнозирование, составление «толстых» и «тонких»

 вопросов, ИНСЕРТ, маркировочная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал», кластер. Самооценка.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Принципы системно-деятельностного подхода,

Формируемые УУД

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята! Я хочу прочитать вам небольшую зарисовку.

Раннее утро. Лучики солнца

Среди деревьев в качели упали.

А ветерок шевельнул их тихонько,

Мило шепнув: «Давай поиграем!»

Ярко искрясь и смеясь от души,

Капля росы на качелях качается.

Утро такое увидеть спеши –

Даже природа, и та улыбается!{1}

- Предлагаю тоже улыбнуться друг другу. Надеюсь, у вас хорошее настроение и мы с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

- Как бы вы озаглавили стихотворение? Почему?

Горбунова Светлана Николаевна, автор этих строк, назвала стихотворение «Солнечные качели».  

-Попробуйте предположить, почему она выбрала такое заглавие.

-Какая часть речи помогла создать «солнечное» настроение?

-Обсудите с соседом по парте все, что вы знаете об этой части речи.

-А теперь давайте поиграем: «Третий лишний». В каждом ряду диктуемых слов найдите лишнее и запишите.

1) Желтые, краснеющие, синие.

2) Высокие, низкие, стелющиеся.

3) Изгибающиеся, ровные, прямые.

-Оцените работу соседа по парте.

-Какие слова «лишние»? Какая это часть речи?

Вспомните, что вы знаете о ней и заполните колонку «Знаю» маркировочной таблицы.

-Как вы думаете, какова тема урока (Если детям сложно, можно помочь вопросом: какие признаки есть у всех знаменательных частей речи?)

- По ключевым словам (узнать … … … обладает причастие. Научиться … … … …) сформулируйте  главную цель и задачу урока.

-  Поставьте цели перед собой и заполните колонку «Хочу узнать»

Обсуждают заглавие стихотворения.

Работают в парах: рассказывают друг другу об имени прилагательном.

Выписывают слова и осуществляют взаимопроверку

Заполняют таблицу

Формулируют тему урока (Морфологические признаки причастия)

Формулируют цель и задачу урока

Заполняют колонку «Хочу узнать»

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные

Усвоение новых знаний

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися морфологических признаков причастия

- Откройте учебник на с. 54. Внимательно, с пометками прочитайте теоретический материал параграфа 45.

- Обсудим, что нового вы узнали о причастии.

Что осталось непонятным?

- Отвечает на вопросы детей.

- Объединитесь в группы по 4 человека.

Составьте и запишите 4 «тонких» вопроса и 1 «толстый» вопрос по теме: «Причастие и его морфологические признаки». Задайте вопросы соседней группе.

-Заполните колонку «Узнал новое»

Читают параграф, делают в тексте пометки:

V - знаю;

+ - узнал новое;

? – непонятно;

! – удивило.

Дети отвечают, задают вопросы.

Работают в группах, задают вопросы по очереди.

Заполняют колонку «Узнал новое»

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные,

регулятивные,

Физкультминутка

Первичное закрепление знаний

Цель: развивать умения применять новые знания.

- Задания по выбору (разноуровневые):

-выполнить упражнение 606;

- составить кластер «Причастие как особая форма глагола»

Обсуждает с детьми кластеры, дает, при необходимости,  рекомендации

- Запишите предложение

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.{2}

- Какие слова непонятны? Кто может объяснить?

Лексическая работа:

 

Жнива - то же, что жнивьё; поле, на котором сжат хлеб или другие зерновые;

Нива - 1. Засеянное поле; пашня.

Чета –пара, муж и жена{3}

Предложение взято из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина». Предположите, какова тема этого стихотворения. Что помогло вам сделать предположение?

(При наличии времени стихотворение читается полностью. См. приложение)

- Что дорого лирическому герою?

Какой он видит Родину?

- А почему березы не просто белые, а белеющие?

Работа в парах

- Найдите в записанном вами предложении причастия и докажите, что нашли их правильно.

Выпишите причастия со словами, к которым они относятся.

Проблемный вопрос:

Почему важно выписывать причастие в составе словосочетания (с тем словом, к которому оно относится)?

Укажите морфологические признаки причастия.

Проверьте себя по образцу (записан на доске или проецируется на экран)

Под руководством учителя выполняют упражнение

Составляют кластер (самостоятельно),

результаты работы вывешивают на доске. 2-3 ученика защищают свои работы

Записывают предложение

Выясняют значение непонятных слов

Отвечают на вопросы

Ищут причастия, объясняют свой выбор.

Отвечают на вопрос

Указывают морфологические признаки причастия

Проверяют себя

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные,

познавательные,

коммуникативные, личностные

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

- Исследование какой темы вы вели на уроке?

-Удалось решить поставленную задачу?

- Где можно применить новые знания?

-Оцените свою работу на уроке:

  1. Нашел причастия и указал все его морфологические признаки правильно (зеленая карточка).
  2.  Нашел причастия, но не все морфологические признаки указал правильно (желтая карточка).
  3. Вызвало затруднения:

- не смог отличить причастие от прилагательного,

- не смог определить признаки прилагательного у причастия,

- не смог определить признаки глагола у причастия (красная карточка).

Отвечают на вопросы

Оценивают себя

УУД: познавательные,

личностные, коммуникативные

Задание на дом

Параграф 45, нарисовать кластер,

Задания по выбору:

  • Упражнение 623;
  • задания после текста на с. 57 (не забудьте записать примеры!);
  • Автобиография причастия ночующий. 

Записывают домашнее задание

Примечания

В разработке урока использованы следующие материалы и ресурсы:

  1. Горбунова Светлана Николаевна  «Солнечные качели»: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/stihi-o-prirode-dlya-detey
  2.  М. Ю. Лермонтов «Родина»:  http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/106.htm
  3. http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B0

Приложение № 1

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Приложение № 2

Михаил Лермонтов

РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Мною разработан коспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС для 5 класса по теме "Буквы О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ"....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»

Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)

Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...