Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Баженова Наталья Сергеевна

         Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации нового ФГОС. Сама программа предполагает использование методов самостоятельного изучения материала, поисковый метод, работу в парах и индивидуальную. Такой подход позволяет развивать основные УУД: умения учащихся самостоятельно осваивать учебный материал от более простого к более сложному, трансформировать его и систематизировать, ставить учебные задачи, делать выводы на основе сравнения и сопоставления, оценивать свою работу и работу своих одноклассников, говорить грамотно и логично, отстаивать своё мнение, вести свободный диалог, работать в команде.

    Урок рассчитан на средний класс.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе

     по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

    Программа составлена С. И. Львовой, В. В. Львовым.

    Тип урока: введение нового знания

    Технология: Деятельностный метод обучения.

    Основные цели:

    1)  формирование  представления о разделе языка – словообразование  и   основных способах образования новых слов;

    2)  формирование навыка определять способ образования слов на основе знаний морфемного состава слова и сопоставления его словообразовательной модели;

    3)  закрепление знаний этапов учебной деятельности и их содержания;   тренировка  умений   самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

    ХОД УРОКА:

    Этапы урока

    Действия учителя

    Действия учащихся

    1

    Организационный момент

    Учитель приветствует учащихся.  Объявляет о начале урока.

    Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.

    2

    Постановка учебной задачи.

     Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.

     УУД: личностные, коммуникативные.

    Слова для наблюдения записаны на доске:

    Прибежать, закопать, грибок, носик

    Задание: запишите слова, распределяя на группы. По какому признаку вы распределяли слова.

    Вопросы:  

    - А можете ли вы сказать: от каких слов образовались данные слова?

    - Какие морфемы приняли участие в их образовании?

    - Сделайте вывод: с помощью каких морфем могут образовываться слова?

    Учитель обращает внимание учащихся на открывшуюся тему урока «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

    СЛАЙД 1.

    Вопросы:  

    - Найдите ключевые слова темы.   

    СЛАЙД 2.

    - Сформулируйте цели на  сегодняшний урок.

    СЛАЙД 3.

    Задание: запишите  число, тему урока в конспект  и тетрадь.

    Учащиеся записывают слова в тетрадь. Группируют слова.

    -  прибежать, закопать

    -  грибок, носик

     (сгруппировать получилось по двум признакам: части речи – 2 группы; морфемный состав – 2 группы)

    Учащиеся легко находят производные слова и говорят, что слова образовались с помощью приставки и суффикса.

    Вывод:

    Слова могут быть образованы с помощью приставки и суффикса.

    Учащиеся отмечают, что  в слове СЛОВООБРАЗОВАНИЕ можно выделить 2  слова.

    Учащиеся формулируют:

    -узнать, что такое словообразование;

    -понять, как образуются слова в русском языке;

    -запомнить, какие способы образования слов  основные;

    Учащиеся делают опорную запись в конспекте.

    2

     «Открытие нового знания».

     Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

     Способы: диалог, парная работа.

    УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

    1) Задание по вариантам: понаблюдайте за строением  слов 

    1в.мясорубка, кофемолка

    2 в. -  лесоруб, пылесос.

    - Запишите слова, найдите те слова, от которых образованы данные слова.

    СЛАЙД 4.

    Появляется новое, что необходимо выяснить. Обращение к материалу учебника. Просмотровое самостоятельное чтение. Поиск ответа на свой вопрос.

    Вопросы:

    - Что нового узнали о способах образования слов в русском языке из статьи учебника?

    - Какой новое понятие встретилось? Что даёт это понятие?

    СЛАЙД 5.

    1) Учащиеся приходят к выводу, что слова образованы от 2 слов, но некоторые слова ограничиваются лишь  основами, а не целыми словами.

    2) Читают учебный материал на стр. 5-6. Об основных способах образования слов (приставочном, суффиксальном, сложении).

    Называют способы. Отмечают, что исходная основа с помощью морфемы образует новое слово.

    Делают самостоятельный вывод.

    Составляют краткую запись в опорном конспекте и подбирают примеры.  

    3

    Этап первичного закрепления.

    Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

      Задание по Упр 402:

     Учащиеся, работая в парах,  образуют слова по заданным моделям, определяют исходное слово. Называют способ образования слов. Самостоятельно  подбирают слова. Выборочно комментируют ход рассуждения и действий.

    4

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

     Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

      Задание по Упр 404:

    Уч-ся находят исходные слова. Записывают пару. Определяют способ образования слов. Проверяют себя по словообразовательному словарику.(часть 3)

    5

    Тренировочные упражнения.

     Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

     Сообщение дополнительного материала по данной теме на опережающее обучение.

    1)   Задание по Упр. 408:с использованием знаний по предмету природоведения.

    2)Индивидуальное задание для сильных ребят.

    - Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов.

    Приморский, пришкольный, прибрежный, загородный.

    СЛАЙД 6 - 7.

    Работа для отработки умения и навыка определять само исходное слово и способ его образования слова. (СЛОЖЕНИЕ)

    2) Исследуют слова. Находят исходные. Определяют, что не все слова образованы известными способами, которые есть в учебнике. (приставочно-суффиксальный). У доски высказывают своё предположение. Вывод о новом способе уч-ся заносят в конспект. Оценивают выполнение индивидуальных заданий.  

    6

    Рефлексия Результатом этого этапа будет самооценка своих новых знаний и умений. Выставление оценок вместе с учителем и поощрение работы.

    - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников.

    СЛАЙД 8.

    -Оцените своё эмоциональное состояние и работу на уроке.

    СЛАЙД 9.

    Учащиеся отмечают достигнутые результаты,  высказывают мнение и оценивают своих одноклассников, которые отвечали на уроке.

    7

    Домашнее задание:

    1) теорию опорного конспекта выучить

    2) упр.410 подобрать по 2 примера + устный рассказ (высказывание).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок в 5 классе по теме: «Словообразование . Основные способы образования слов в русском языке ». Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы высшей категории МБОУ Приаргунской СОШ Баженовой Натальей Сергеевной.

    Слайд 2

    СЛОВО ОБРАЗОВАНИЕ

    Слайд 3

    ЦЕЛИ УРОКА : 1) узнать , что такое словообразование ; 2) понять , как образуются слова в русском языке; 3) запомнить, основные способы образования слов;

    Слайд 4

    Задание по вариантам : понаблюдайте за строением слов 1 в . – мясорубка, кофемолка 2 в . - лесоруб , пылесос. - Запишите слова поморфемно , найдите те слова, от которых образованы данные слова.

    Слайд 5

    Основные способы образования слов в русском языке: 1) приставочный ¬ 2) суффиксальный 3) сложение : E ( O) Исходное слово Исходное слово Исходное слово Исходное слово Исходноеслово Исходное слово

    Слайд 6

    - Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов. Приморский, пришкольный , прибрежный, загородный.

    Слайд 7

    Основные способы образования слов в русском языке : Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Сложение

    Слайд 8

    ЦЕЛИ УРОКА: 1) узнать, что такое словообразование; 2) понять, как образуются слова в русском языке; 3) запомнить, основные способы образования слов;

    Слайд 9

    Оцените свое эмоциональное состояние



    Предварительный просмотр:

    Пример опорной записи для конспекта учащихся.

    Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке.

    Словообразование

    Словообразование – это раздел лингвистики, изучающий законы образования слов.

    Основные способы словообразования  (см. слайд 5 и 7 ПРЕЗЕНТАЦИИ)

    Можно  выдать каждому учащемуся в качестве раздаточного материала для сокращения работы с конспектом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс

    Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...

    Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"

    Презентация состоит из двух частей: первая содержит основной теоретический материал по теме "Способы образования слов в русском языке", вторая - тематический интерактивный тест для закрепления. П...

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".

    Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется...

    Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

    Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

    Презентация.Основные способы образования слов в русском языке.

    Схемы в первом блоке слайдов - "Теоретический материал" - содержат описания приставочного, суффиксального, приставочно-суффиксального и буссуффиксного способов словообразования.Второй блок - "Трениров...

    Урок"Основные способы образования слов в русском языке".

    Класс: 6Тема урока: Берегите природу!Грамматическая тема: Основные способы образования слов в русском языке.Тип урока:Урок открытия новых  знаний.Цели как результат деятельности учеников: Личност...