Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Людмила Николаевна Романова

Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мунципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Якушкинская средняя общеобразовательная школа

 Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»

Конспект урока русского языка для 6 класса

Тема урока:

«Основные способы образования слов

в русском языке»

   

           Подготовила:

                                                                 Романова Л.Н.

 учитель русского языка и литературы

Цели урока:

Образовательная цель: познакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке; учить определять способы образования слов.

Развивающая цель: развивать умение организовать лингвистический эксперимент, анализировать исследуемое языковое явление, делать выводы, развивать навыки построения словообразовательной цепочки, развивать логическое мышление.

Воспитательная цель: воспитывать интерес к русскому языку, формировать в учащихся пытливость и научное рвение.

Тип урока: урок изучение нового материала.

1.Организационный момент.  Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая разминка.

Текст для орфографического разбора уже написан учителем на доске

Вечерн… з..ря дог..рала. Начал расст..лат(?)ся туман. Я решил вернут(?)ся домой.Быстрыми шагами пр..шёл я мимо зар..слей кустов. У ног моих т..нулась р..внина а дальше стеной стоял мрачн… лес. Я осм..трел окрес(?)ность и спустился с холма. Высок… трава на дне долины расст..лалась ровн… скатертью.

3. Повторение изученного материала.

Беседа.

- Что изучает морфемика?

- Что называется корнем?

- Что называется приставкой?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

- Какие слова называются однокоренными?

4. Применение теоретического материала на практике.

Задание 1.В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово
с омонимичным корнем):

1) долгий, долго, долг, долгота;

2) город, городской, горожанин, загородка;

3) вода, водитель, водянистый, наводнение.

Задание 2. Назовите слово с приставкой.

1. Вьюга

2. Пьедестал

3. Декорация

4. Объявить

5. Cлушатель.

Задание 3. Назовите слово, в котором нет суффикса –тельн-.

1. Оборонительный

2. Смертельный

3. Содержательный

4. Уравнительный

5. Подсознательный

Задание 4. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, окончание.

1. Отъезд

2. Обрывок

3. Обсудить

4. Обидный

5. Полегче

Задание 5. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, суффикс, окончание.

1.Ответ

2. Отвар

3. Увидел

4. Отросток

5. Вьюжный

Ответы:

Задание 1: 1) долг, 2) загородка, 3)водитель

Задание 2 - 4

Задание 3 - 2

Задание 4 - 5

Задание 5 - 3

5. Объяснение нового материала.

– Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.

(На доске учитель пишет слово бант) Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать бант маленьким? (Добавляет суффикс -ик-.) Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.

– Если к слову гореть мы добавим приставку до-, то получится слово…?

(догореть) Как называется этот способ? (Приставочный) Запишите схему и название способа.

– Какую приставку и суффикс нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы? (перелесок) Этот способ называется приставочно-суффиксальным. Запишите схему и название способа.

– Следующий способ называется бессуффиксный. Как вы понимаете значение этого слова? Почему в слове бессуффиксный две С?

(Пишет на доске слово переход) От какого слова образовалось слово переход? (От слова переходить). Оно образовалось путём отсечения суффикса. Запишите схему и название способа.

– Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов ( суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный)

6. Физкультминутка

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай,

(Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать—

Раз-два-три-четыре-пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку.

(Приседания.)

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

7. Работа по учебнику.

Чтение теоретического материала (с 94) Выполнение упражнения 168.

– Обратите внимание: тема нашего урока звучит как основные способы словообразования, мы разбирали только морфемные. Значит, есть другие способы образования слов, они указаны на с. 95. Кто первый их найдет?

– Слова могут образовываться сложением основ (с помощью соединительных гласных, например лесопарк от лес и парк, или без них, например Ивангород), сложением слов (например, диван-кровать), переходом одной части речи в другую (например, столовая из столовая комната)

8. Работа с сигнальными карточками.

Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны.

1. Есть четыре морфемных способа образования слов.

2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.

3. Слово бег образовано бесприставочным способом.

4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.

5. Слово лесной образовано от слова лес.

9. Тест.

1.  Определите однокоренное к слову «бежать»:

А. бежит

Б. бежим

В. бегу

Г. хождение.

2. Определите форму слова «брить»:

А. бритва

Б. бритвенный

В. бреем

Г. бритый.

3. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

А. перелесок

Б. переход

В. вкатиться

Г. вывести

4.Каким способом образовано слово «безработица»?

А. приставочный

Б. суффиксальный

В. приставочно-суффиксальный

Г. сложение основ

       5.Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом:

                 А. прилететь

                 Б. прилет

                 В. покупатель

                 Г. Прибайкалье.

Ответы:

Задание 1 - Г

Задание 2 - В

Задание 3 - А

Задание 4 -В

Задание 5 -Г

10. Подведение итогов занятия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Как бы вы себя оценили? Какую оценку вы себе бы поставили? Почему?

(Выставление отметок)

Домашнее задание: упражнение 174


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...

Способы образования слов в русском языке

Урок закрепления знаний по теме "Способы образования слов"....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

План - конспект урока "Способы образования слов в русском языке" (ФГОС)

Помещённый материал содержит план-конспект современного урока русского языка и слайд-презентацию....

Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке

Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...