Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Семенова Татьяна Анатольевна

Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рост педагогических кадров как фактор, способствующий совершенствованию системы работы с одарёнными детьми" в МБОУ "Лицей № 1" г. Чистополя, в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Под лежачий камень вода не течёт!

Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: традиционный

Метод: частично-поисковый

Цель урока: обобщить  и углубить знания учащихся о глаголе, его грамматических признаках;

Метапредметные связи: глаголы труда

Задачи урока:

Образовательные: 

  • рассмотреть употребление в речи глаголов, относящихся к лексической группе «труд человека»;
  • развивать умение формулировать определение понятий;
  • повторить порядок морфологического разбора глагола ;
  • закрепить навыки правописания –тся и -ться в глаголах, личных безударных окончаний глаголов I и II спряжения, чередующихся гласных в корне слова;
  • работать над обогащением словарного запаса учащихся/

Развивающие:

  • осуществлять системно-деятельностный подход;
  • учить детей определять цель и задачи урока, критически мыслить, воспринимать и усваивать новую информацию, обобщать, сравнивать факты и доказывать свою точку зрения, аргументируя ответы;
  • работать с учащимися над формированием УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных);
  • работать со словарями и справочниками;
  • работать над развитием творческих, речевых способностей учащихся;
  • развивать умение детей в ответах опираться на свой субъективный опыт;
  • развитие умение  работы в парах.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку, УНТ русского и других народов (пословицы, притча);
  • воспитание ценностного отношения к труду человека, к активной жизненной позиции;
  • взаимодействие учащихся в  паре: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

- Сегодня на небе ярко светит солнышко. Давайте и мы улыбнёмся друг другу и нашим гостям, чтобы предстоящий урок тоже осветился добрым солнечным теплом! (дети улыбаются друг другу и гостям). Спасибо!

Запишем в тетрадях число,  классная работа.

Слайд № 1

Приветствие учащихся.

Запись учащимися числа, вида работы.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний. Проверка выполнения домашней работы

- Вы получали на дом очень необычное задание. Напомните мне, какое?

Слайд № 2 (после ответов учащихся на вопрос по домашнему заданию)

- Итак, ребята, кто такие ОПТИМИСТЫ? - Сравните ваши ответы с эталоном на экране. Слайд № 3- А кого и почему вы можете назвать оптимистами?

- Молодцы! Вы успешно справились с этой частью домашней работы!

- А теперь скажите мне, кто такие ПЕССИМИСТЫ?- Сравните ваши ответы с эталоном на экране. Слайд №4                                                                                           -Кого из известных вам людей и литературных персонажей вы можете назвать пессимистами и почему?

- Приглашаю всех посмотреть на проекты, которые вы приготовили. Обратите внимание: кого же больше в нашем классе – оптимистов или пессимистов?

Видеофильм «Мини-проекты на тему «Кто я: оптимист или пессимист?»

Фильм вставлен в слайд № 5

- Итак, кого же больше в нашем классе:  оптимистов или пессимистов? 

- Правильно, ребята! Вы должны всегда верить в лучшее и к нему стремиться. Только при таком условии возможно саморазвитие.

Дети говорят о домашнем задании.

(Мы должны были по словарям познакомиться с лексическим толкованием слов «ОПТИМИСТ» и «ПЕССИМИСТ».  Причём, выбрать именно такие лексические толкования, которые были бы нам понятны. Придумать глаголы, которые поясняют действия тех и других. Создать мини-проекты, ответив на вопрос: Кто я: оптимист или пессимист?)

Дают произвольные ответы с использованием выписок из словарей, называют примеры оптимистов из жизни и литературы, объясняя, почему они так думают. (Из жизни – одноклассников, т.к. весёлые, стремятся к цели; директора, завучей, учителей, родителей; героев из жизни – доктора Лизу и др.; героев из произведений – Жилина (рассказ И.С. Тургенева «Кавказский пленник»), Герасима (повесть «Муму» И.С. Тургенева), Герду (сказка «Снежная королева» Г.Х. Андерсена) и др.

Дают произвольные ответы с использованием выписок из словарей, приводят примеры пессимистов. (Из жизни - ?; из литературы – Костылина («Кавказсий пленник» Льва Николаевича Толстого), барыню («Муму» Ивана Сергеевича Тургенева) и др.)

Смотрят видеофильм, анализируют глаголы, которыми охарактеризовали себя одноклассники, думают над вопросом: « Кого же больше в  классе: оптимистов или пессимистов?»

- Проекты по слову ПЕССИМИЗМ отсутствуют! Это свидетельствует о том, что среди нас пессимистов нет! 

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные.

Принцип творчества.

УУД: личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся (умение сопоставлять полученные знания с оценкой своей личности).

УУД: познавательные (учатся находить необходимую информацию, пользуясь словарями, справочниками).

3. Определение темы урока, постановка учебной цели и задач

- Вот мы и оптимистично подошли с вами к теме нашего урока! Её вы должны назвать сами. Темой урока я определила одну из своих любимых пословиц, которую вы слышите на уроках достаточно часто. Внимание на экран! Слайд № 7 - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Молодцы! Безусловно, вы правы! Вот и мы, готовясь к контрольной работе по теме «Глагол», должны с вами действовать. Слайд № 8

- Какую основную цель для этого мы поставим перед собой на уроке?

- А какие задачи для этого нам необходимо решить?

- А какую задачу мы определим, чтобы связать её с темой нашего урока?

-Молодцы, ребята!

Слайд № 9

Смотрят на слайд, пытаются отгадать тему урока. Называют пословицу: «Под лежачий камень вода не течёт». Записывают в тетрадь тему урока.

Дают произвольные ответы на вопрос учителя.

Формулируют цель. (Цель – повторить изученный материал по теме «Глагол», чтобы хорошо подготовиться к контрольной работе.)

Определяют задачи.(1. Закрепить изученный материал по теме «Глагол».

2. Вычислить материал, который знаем не очень хорошо, и доучить его.

3. Потренироваться в выполнении разных заданий по теме «Глагол». 4.Рассмотреть глаголы, которыми мы обозначаем процесс труда, чтобы правильно их писать и употреблять в речи.)

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Закрепление знаний по изученной теме

- Итак, начинаем нашу подготовку к контрольной работе по теме «Глагол». Внимание на экран! Перед вами – верные и ошибочные утверждения  по изученной теме. Используя математические знаки + и - ,

определите, какие из утверждений верные, а какие –

ошибочные. Запишите в тетрадях номера утверждений и поставьте + ,если ответ верный, или  - ,если ответ неверный.

1. Глагол обозначает признак предмета. 2. Эти глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно:

(не)построил, (не)проверил,

(не)подобрал. 3. На конце глаголов 2 лица единственного числа пишется твёрдый знак. 4. В предложении глагол бывает сказуемым, подлежащим.

5. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы  ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

6. Глаголы могут употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени.7. В корне с чередующейся гласной пишем И, если после корня стоит суффикс А.  8. Вид у глаголов не определяется.

Слайды  № 10 – 17

Слайд № 18(слово «Взаимопроверка»)

- Взаимопроверка работ по эталону, представленному на слайде. Слайд № 19

Эталон для взаимопроверки:

1. - 2. + 3. - 4.+  5.-  6. +  7. +   8. +

 

- Обсудите с соседом по парте каждое ошибочное положение и запишите в тетрадь его правильный вариант. Слайды № 20-22 - Познакомьте нас с верными суждениями, что вы записали в тетрадь. Слайд № 40

- В Японии, ребята, есть такая мудрая пословица: «Никто не спотыкается, лёжа в постели» Слайд № 24 -Как вы понимаете её смысл?- Что общего между русской пословицей «Под лежачий камень вода не течёт» и японской мудростью «Никто не спотыкается, лёжа в постели»? Слайд № 25

- Что вызывает у вас затруднение, чтобы ответить на мой вопрос?

- Послушайте притчу, которая  поможет вам понять, что же объединяет русскую и японскую пословицы. Слайд № 26     

В одном селе жила семья, в которой росли два сына. Младший сын часто попадал в разные неприятные истории: то неудачно спрыгнет с забора, то отправится в путешествие на старой дырявой лодке и едва не утонет.

-Горе-путешественник, ты плавать-то научился? – смеялся над ним старший брат.

-Мне было любопытно узнать, что находится на дне, - отговаривался младший брат.

- Непутёвый, бери пример со старшего брата. Может быть, он и любит полежать на диване, но зато не занимается глупостями, - советовала мать.

- Под лежачий камень вода не течёт. Никто не спотыкается, лёжа в постели, - защищал младшего сына  отец.

Братья выросли. Жизнь направила их по разным путям. После смерти отца старший сын получил в наследство дом, а младший стал известным путешественником. Много лет не виделись братья. Но однажды путешественник приехал погостить к родному брату.

Все соседи сбежались послушать о его приключениях. Люди ахали, слушая, как в пустыне он умирал без воды, сражался со львом в Африке, заблудился в заколдованном городе.

-Ты, как в детстве, постоянно наживаешь себе неприятности, - с укором тихо произнёс старший брат. – Путешествовать хорошо, но лучше жить дома и растить детей . У меня трое сыновей растут, хозяйство крепкое. Старшие дети степенные и рассудительные, а у младшего ветер в голове. Представляешь: вчера к телеге парус приделал, чтобы она без лошади бегала. Ткань испортил, телегу сломал, да ещё и сам расшибся.

-Никто не спотыкается, лёжа в постели, - засмеялся младший брат. И добавил: «Под лежачий камень вода не течёт. Твой сынок обязательно вырастет известным изобретателем».

- Так что же объединяет эти две пословицы разных народов?

-Мир не может состоять из одних оптимистов или пессимистов: все люди разные. Но именно оптимисты делают наш мир ярче и продвигают общество вперёд.

- Выполним задание, связанное с этой притчей:

Распределите глаголы по двум колонкам, соответствующим действиям старшего и младшего брата, укажите их вид.        

     Спрыгнет, сражался, полежать , смеялся, заблудился, не занимается.

Слайд № 27

Слайд № 28(слово «Взаимопроверка»)

- Взаимопроверка работ по эталону, представленному на слайде. Слайд № 29

- Используя глаголы из притчи, сделайте вывод  о том, кто из двух братьев является оптимистом,  а кто - пессимистом? Слайд № 30(начало, анимация)

- Как эта японская мудрость связана с русской пословицей, что является темой нашего урока?  Слайд № 30 (продолжение, анимация)

Записывают в тетрадях номера утверждений и ставят + (если ответ верный) или  - (если ответ неверный).

Проводят взаимопроверку работ по эталону, представленному на слайде.

Обсуждают с соседом по парте ошибочные утверждения, записывают в тетрадь их правильный вариант.

Читают свои записи (выборочный опрос).

Думают над смыслом японской пословицы, сопоставляют её с пословицей русской. Пытаются понять, что именно вызывает затруднение в ответе на вопрос учителя. Делятся своими мыслями с учителем.(Возможен ответ: «Не совсем понимаем смысл японской пословицы»)

Пытаются объяснить, что именно вызывало затруднение в понимании японской пословицы.

Слушают притчу, готовятся выполнять задания учителя, связанные с прослушанным текстом.

Дают произвольные ответы на вопросы.

Распределяют по двум колонкам глаголы, которые характеризуют двух братьев: старшего и младшего. Указывают вид глаголов.

Учащиеся проводят взаимопроверку работ по эталону, представленному на слайде.

Делают вывод о том, что глаголы характеризуют старшего брата как пессимиста, а младшего – как оптимиста.

Произвольные ответы учащихся на поставленный вопрос. (Научиться чему-нибудь можно только тогда, когда что-то делаешь. И пусть не всегда сразу всё получается, но только так человек может чему-то научиться.)

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений:

анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

УУД: коммуникативные             (  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы).

Коммуникативные УУД: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

УУД: личностные                (познавательный интерес к знакомству с новым текстом).

УУД: познавательные               ( устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения).

УУД: коммуникативные              (уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения).

УУД: познавательные        (строить рассуждения,  устанавливать причинно-следственные связи).

5. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо всё выше, выше!

Слайд № 31

Дети выполняют физические упражнения.

6.  Закрепление знаний по изученной теме                  (продолжение)

- Много прекрасных пословиц есть у разных народов о труде. Давайте, вспомним некоторые из них…

- Перед вами – две пословицы. Вспомните правило о правописании -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах и запишите две пословицы, графически пояснив выбор написания.

1. Кто хочет от жизни толку добит..ся,                     тот ничего не боит..ся. 2. Мастером готовым не родят..ся, а добытым мастерством гордят..ся. Слайд № 32

Слайд № 33(слово «Взаимопроверка»)

- А сейчас проведите взаимопроверку по эталону, представленному на слайде. Если ваш сосед допустил ошибку, объясните ему правильное написание глагола.

Слайд № 34

- Новое задание! Разложите по «конвертам»  глаголы  I  и  II спряжения, вставив в них  окончания Е или И.  Глаголы употребите во  2 лице множественного числа

Порядок записи: 

Глаголы I спряжения: …

Глаголы II спряжения: …

Материал для работы:

стро..те,  пол..те,  бел..те,  маж..те, стел..те,  кол..те,  держ..те,  крас..те 

Слайд № 35

Слайд № 36(слово «Взаимопроверка»)

- Проведите взаимопроверку по эталону, представленному на слайде. Если ваш сосед допустил ошибку, объясните ему правильное написание глагола. Слайд № 37

- А теперь составьте алгоритм действий для ученика, которому предстоит справиться   с представленным ниже заданием. При необходимости  обратитесь к учебнику.

Выполните морфологический разбор глагола из предложения:

 Землю солнце красит, а человека – труд. 

Слайд № 38

Слайд № 39(слово «Взаимопроверка»)

- Проведите взаимопроверку по эталону, представленному на слайде. Если ваш сосед допустил ошибку, объясните ему правильное написание глагола.

1. Найти глагол. 2. Указать часть речи. 3. Определить начальную форму глагола. 4. Указать его морфологические признаки:  вид, спряжение; лицо, число, время, род (если есть) 5. Определить синтаксическую роль в предложении. Слайд № 40

Ученики называют пословицы о труде.

Записывают пословицы, представленные на слайде, графически поясняя выбор –ТСЯ или –ТЬСЯ в глаголах.

Проводят взаимопроверку по эталону, представленному на слайде. Если находят ошибку, объясняют правильное написание слова своему соседу по парте.

Выполняют задание, распределяя по спряжениям глаголы, вставляя гласные в безударные личные окончания глаголов.                                          

Проводят взаимопроверку по эталону, представленному на слайде. Если находят ошибку, объясняют правильное написание слова своему соседу по парте.

Составляют алгоритм  действий, которые необходимо последовательно выполнить для осуществления морфологического разбора глагола.

Проводят взаимопроверку по эталону, представленному на слайде. Если находят ошибку, объясняют правильное написание слова своему соседу по парте.

УУД: личностные                (познавательный интерес к знакомству с УНТ).

УУД: предметные (используя правило «Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах», осознанно подходить к выбору буквы-орфограммы).

УУД: коммуникативные             (  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь).

УУД: регулятивные (работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность).

УУД: регулятивные (действовать по предложенному плану).

УУД: познавательные (пользоваться полученными знаниями, применяя их на практике).

УУД: коммуникативные             (  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь).

УУД: регулятивные, познавательные.

УУД: коммуникативные             (  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь).

7. Домашнее задание

1) Закрепить изученный материал

темы  «Глагол» по «Контрольным

вопросам и заданиям», стр. 135.

2) На выбор: упр.697 (составить по рисункам спортивный репортаж) или рассказать об особенностях профессии, которая тебе нравится.

Слайд № 41

Записывают домашнее задание в дневниках. Задают вопросы учителю, если что-то остаётся непонятным.

8. Рефлексия деятельности

- Подсчитайте в своих тетрадях количество + за правильно выполненные задания (всего их должно быть 5).

- О какой части речи мы сегодня с вами говорили на уроке?- Какие темы мы  закрепили на уроке? - Какая из них вызвала у вас наибольшее затруднение? Почему? -Что вы сделаете для того, чтобы у вас не было ошибок при выполнении письменных работ по этой теме? -Что посоветуете своим одноклассникам?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Слайд № 42

- Закончите предложения, используя в продолжении однородные сказуемые:

1 вариант:     Чтобы от жизни толку добиться, надо…

2 вариант:    Только тот достигает поставленной цели, кто … Слайд № 43

- Оцените свои знания смайликами, повернитесь к нашим гостям. Спасибо!

Слайд № 44

- Будьте оптимистами! Стремитесь осуществить поставленные цели!  Помните о пословице: «Под лежачий камень вода не течёт!»

Благодарю всех за работу на уроке!  Слайд № 45

Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги своей деятельности на уроке.

Записывают  в тетрадях свои суждения, используя предложенное начало на слайдах. Выборочно читают продолжение предложений.

Выражают мимикой свои знания по темам, рассмотренным на уроке.

Выражают мимикой свои знания по темам, рассмотренным на уроке.

Встают из-за парт, складывают в портфели тетради и учебники.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка.

УУД: коммуникативные              (уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ).

УУД: регулятивные ( в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»

Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...