Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сидоренко Августа Николаевна

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)

 

Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный, игровой.

Цель урока: углубить знания учеников о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания, значение этого соотношения.

Задачи урока:

1.     Образовательные:

ü  развить умение формулировать определение понятий;

ü  формировать умение применять на  практике правила правописания и произношения;

ü  развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

ü  обогащать словарный запас учащихся;

ü  совершенствовать орфографические   умения.

2.     Развивающие:

ü  осуществление системно-деятельностного подхода;

ü  развитие критического мышления;

ü  развитие внимания;

ü  формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

o   развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

o   развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

o   развивать умение применять новые знания;

o   развитие творческих, речевых способностей учащихся;

o   формирование логических умений;

o   развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

o   развитие умения формулировать проблему;

o   развитие умения  работы в парах.

3.     Воспитательные:

ü  воспитание интереса и уважения к родному языку;

ü  воспитание ценностного отношения к слову;

ü  развитие коммуникативных УУД:

o   создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

o   взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

§  ПК;

§  мультимедийный проектор;

§  мультимедийная презентация к уроку;

§  информационный лист.

Структура урока:

1)     Организационный этап.

2)     Актуализация знаний.

3)     Постановка учебной задачи.

4)     Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

5)     Физ. минутка.

6)     Закрепление изученного материала.

7)     Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8)     Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

 

Ход урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1)

 

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного.

 

 

Актуализация

знаний

(4 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной цели.

(1минута)

Проверка д/з.  Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся.

 

 

 

- Ребята, сегодня мы с вами  повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.

- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки)

- Правильно, молодцы.

 

Задание 1

 

Отгадайте загадку.

Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

                                                              (Буквы)

Комментированное письмо (Слайд )

Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.

 

Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

 

- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?

- Конечно же,  о звуках и буквах.

 

- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?

(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)

 

- Как будет звучать тема нашего урока?  (Слайд ) тема урока

 

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание»

 

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что  нам сегодня предстоит усвоить?

 

- Правильно,  в ходе урока мы должны  усвоить  знания  о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания.

Комментируют ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадки

 

Записывают одну загадку, объясняют орфограммы

 

 

 

Записывают пословицу в тетради, комментируют орфограммы.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись учащимися числа,  темы урока

 

 

 

 

 

Формулируют цель урока

 

 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

 

 

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4.    Усвоение новых знаний.

 

 

 

 

4 минуты

 

 

 

 

Первичное закрепление знаний.

 

 

   10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ. минутка (пауза релаксации)

2 минуты

 

5 минут

 

 

Работа с материалом учебника.  

Чтение и обсуждение текста  упр. 20. Дополнительный вопрос

— Почему старания Васьки вызывают улыбку? В чем ошибал­ся мальчик?

 (Примерный ответ. Васька Гагин был уверен, что в русском языке все слова пишутся не так, как произ­носятся. Улыбку вызывает то, как Васька коверкает слова, уверенный, что правильно будет писать как можно непра­вильнее от реального звучания. Ошибка его в том, что он распространил свой «орфографический опыт» на все слова русского языка.

На самом деле в некоторых из них правописание совпадает с произношением, а если не совпадает, то этому есть объяс­нение. Правописание подчиняется определенным законам языка.)

 

Знакомство с понятием транскрипция (с.14). Запись слова в тетрадь

Беседа. Работа у доски.

- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим: [в'исна], |сабака|, |дуп], |лотка|, /зд'элат'], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать.

Задание 2. Запишем эти примеры на доске и в тетради в столбик. Приду­майте слова, правописание которых совпадает с произношением.

 

Слайд. Упражнения для глаз

Задание 3.

Работа в парах.

Упр. 21

Один из вас выпишет из упражнения слова, которые пишутся так же, как и произносятся, а другие – слова, написание которых отличается от произношения.

 

 Какие гласные и согласные звуки не совпадают с правопи­санием? (Примерный ответ. Не совпадают с правописанием безударные гласные, а также согласные на конце слова и пе­ред противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

 

 

 

Читают текст упражнения, отвечают на вопросы.

 

Выражают собственную точку зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с понятием «транскрипция», записывают в тетрадь значение слова, запоминают его написание.

 

Записывают слова в тетради, делают транскрипцию.

 

 

 

Выполняют физкультминутку для глаз

 

 

Работают в группах, выписывают слова из упр. 21

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

 

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

13 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

Задание 4. Работа с упр. 23.

Прочитайте  упражнение, выскажите своё мнение.

 

Запись под диктовку с объяснением орфограмм.

 

Мох не пр…поднят, не взрыт

Груд…й кудрявых груздей.

Около пня не в…сит

Пурпур брусничных к…стей.

Долго на лист…ях л…жит

Ночи моро…  и скво…ь лес

Хол…дно как-то гл…дит

Ясность прозрачных н…бес.

                        (А. Майков.)

 

Объясните знак препинания в последнем предложении.  Сделайте транскрипцию  2-х слов, написание которых  расходится с произношением.

 Знакомство с заданием А4 (ГИА)  (слайд)

Задание 5. Тестовое задание.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1)       В слове ДАЛЬНЮЮ  количество
букв совпадает с количеством звуков.

2)       В слове (В) ЖИВЫХ  первый
звук — звонкий твёрдый согласный [ж].

3)       В слове СОЛНЕЧНЫЙ  соглас­ный звук [л] непроизносимый.

4)       В слове ДЕРЕВЬЯ  мягкий знак
не только обозначает на письме мягкость предшествую­щего согласного [в'], но и указывает на то, что буква Я
обозначает два звука: [й'а].

 

 

 

Отвечают на вопросы учебника, высказывают собственное мнение.

 

 

Записывают текст под диктовку, объясняют орфограммы, пунктуацию в последнем предложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют тестовое задание, комментируют выбор ответа

 

 

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

 

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

 

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

 

3 минуты

 

 

 

Восстановите текст.

В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________.  Чтобы показать произношение слова, используется ______________.

__________________ правила помогают правильно написать слова.

 

-Если вы поняли тему урока, поднимите руки ладошками вверх, если не поняли – ладошками вниз

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. 

Выставление оценок

 

 

Восстанавливают  текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

2 минуты

1.       П.6, у.24.

2.       Задание творческого характера. Напишите небольшое сочинение «Зачем нам нужны орфографические правила?» (по желанию)

 

Запись учащимися задания в дневники.

 

 

 

Источники:

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011

2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе.  М. Мнемозина, 2003

3. Т.А.Ладыженская.  Русский язык  5 класс. М. «Просвещение», 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_i_bukvyrya_5kl.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)

Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный, игровой.

Цель урока: углубить знания учеников о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания, значение этого соотношения.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • формировать умение применять на  практике правила правописания и произношения;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические   умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  работы в парах.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • информационный лист.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1)

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного.

Актуализация

знаний

(4 минуты)

3. Постановка учебной цели.

(1минута)

Проверка д/з.  Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся.

- Ребята, сегодня мы с вами  повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.

- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки)

- Правильно, молодцы.

Задание 1

Отгадайте загадку.

Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

                                                              (Буквы)

Комментированное письмо (Слайд )

Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.

Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?

- Конечно же,  о звуках и буквах.

- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?

(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)

- Как будет звучать тема нашего урока?  (Слайд ) тема урока

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание»

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что  нам сегодня предстоит усвоить?

- Правильно,  в ходе урока мы должны  усвоить  знания  о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания.

Комментируют ответы учащихся

Отгадывают загадки

Записывают одну загадку, объясняют орфограммы

Записывают пословицу в тетради, комментируют орфограммы.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися числа,  темы урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

4 минуты

Первичное закрепление знаний.

   10 минут

Физ. минутка (пауза релаксации)

2 минуты

5 минут

Работа с материалом учебника.  

Чтение и обсуждение текста  упр. 20. Дополнительный вопрос

— Почему старания Васьки вызывают улыбку? В чем ошибался мальчик?

 (Примерный ответ. Васька Гагин был уверен, что в русском языке все слова пишутся не так, как произносятся. Улыбку вызывает то, как Васька коверкает слова, уверенный, что правильно будет писать как можно неправильнее от реального звучания. Ошибка его в том, что он распространил свой «орфографический опыт» на все слова русского языка.

На самом деле в некоторых из них правописание совпадает с произношением, а если не совпадает, то этому есть объяснение. Правописание подчиняется определенным законам языка.)

Знакомство с понятием транскрипция (с.14). Запись слова в тетрадь

Беседа. Работа у доски.

- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим: [в'исна], |сабака|, |дуп], |лотка|, /зд'элат'], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать.

Задание 2. Запишем эти примеры на доске и в тетради в столбик. Придумайте слова, правописание которых совпадает с произношением.

Слайд. Упражнения для глаз

Задание 3.

Работа в парах. 

Упр. 21

Один из вас выпишет из упражнения слова, которые пишутся так же, как и произносятся, а другие – слова, написание которых отличается от произношения.

 Какие гласные и согласные звуки не совпадают с правописанием? (Примерный ответ. Не совпадают с правописанием безударные гласные, а также согласные на конце слова и перед противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

Читают текст упражнения, отвечают на вопросы.

Выражают собственную точку зрения

Знакомятся с понятием «транскрипция», записывают в тетрадь значение слова, запоминают его написание.

Записывают слова в тетради, делают транскрипцию.

Выполняют физкультминутку для глаз

Работают в группах, выписывают слова из упр. 21

Отвечают на вопрос

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Закрепление изученного материала

13 минут


Закрепление изученного материала

Задание 4. Работа с упр. 23.

Прочитайте  упражнение, выскажите своё мнение.

Запись под диктовку с объяснением орфограмм.

Мох не пр…поднят, не взрыт

Груд…й кудрявых груздей.

Около пня не в…сит

Пурпур брусничных к…стей.

Долго на лист…ях л…жит

Ночи моро…  и скво…ь лес

Хол…дно как-то гл…дит

Ясность прозрачных н…бес.

                        (А. Майков.)

Объясните знак препинания в последнем предложении.  Сделайте транскрипцию  2-х слов, написание которых  расходится с произношением.

 Знакомство с заданием А4 (ГИА)  (слайд)

Задание 5. Тестовое задание.

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ДАЛЬНЮЮ  количество
    букв совпадает с количеством звуков.
  2. В слове (В) ЖИВЫХ  первый
    звук — звонкий твёрдый согласный [ж].
  3. В слове СОЛНЕЧНЫЙ  согласный звук [л] непроизносимый.
  4. В слове ДЕРЕВЬЯ  мягкий знак
    не только обозначает на письме мягкость предшествующего согласного [в'], но и указывает на то, что буква Я
    обозначает два звука: [й'а].

Отвечают на вопросы учебника, высказывают собственное мнение.

Записывают текст под диктовку, объясняют орфограммы, пунктуацию в последнем предложении.

Выполняют тестовое задание, комментируют выбор ответа

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

3 минуты

Восстановите текст.

В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________.  Чтобы показать произношение слова, используется ______________.

__________________ правила помогают правильно написать слова.

-Если вы поняли тему урока, поднимите руки ладошками вверх, если не поняли – ладошками вниз

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок

Восстанавливают  текст

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

2 минуты

  1. П.6, у.24.
  2. Задание творческого характера. Напишите небольшое сочинение «Зачем нам нужны орфографические правила?» (по желанию)

Запись учащимися задания в дневники.

Источники:

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011

2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе.  М. Мнемозина, 2003

3. Т.А.Ладыженская.  Русский язык  5 класс. М. «Просвещение», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Мною разработан коспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС для 5 класса по теме "Буквы О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ"....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...