Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Бушигина Ирина Борисовна

    Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Предусматривается домашняя подготовка учащихся к сочинению-описанию по личным впечатлениям, написание чернового варианта сочинения, а на втором уроке проводится редактирование и написание сочинения. Этот вид работы довольно сложный для учащихся 5 класса. Они уже знакомы с типами речи и их особенностями, но им сложно увидеть в обычном необычное и суметь об этом интересно рассказать. Для эффективной деятельности школьников используем на уроке словесный, наглядный, частично поисковый методы, которые способствуют формированию умения находить слова, достойные того, чтобы выразить красоту окружающего мира.

    Задачи.

    Личностные УУД:

    -развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

    -воспитывать любовь к родной природе,

    -создавать внутреннюю мотивацию кучению.

    Познавательные УУД:

    -способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

    -формировать умение строить речевое высказывание,

    -формировать умение составлять план текста описания.

    Метапредметные УУД:

    -искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

    -формирование информационной компетенции работы с текстом.

    Коммуникативные УУД:

    -формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

    Регулятивные УУД:

    -учить постановке  цели работы,

    -учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

    Тип урока: урок развития речи

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.

    Предлагается подробная Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_fgos.docx29.89 КБ

    Предварительный просмотр:

     Преподавание русского языка и литературы в условиях модернизации общего образования

    Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

    Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме

    «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

    Выполнила

    Бушигина Ирина

    Борисовна,

    учитель русского языка и литературы

    МАОУ СОШ №9

    Г.Боровичи

    2012 год

    «…Чтобы открыть уста детей», - так сформулировал основную задачу работы по развитию речи лингвист и методист XX века В.И. Чернышев. Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддержать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развивать у них врождённый дар слова – это и есть «открыть уста детей». Одной из ступенек к этому являются уроки развития речи.

    Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Предусматривается домашняя подготовка учащихся к сочинению-описанию по личным впечатлениям, написание чернового варианта сочинения, а на втором уроке проводится редактирование и написание сочинения. Этот вид работы довольно сложный для учащихся 5 класса. Они уже знакомы с типами речи и их особенностями, но им сложно увидеть в обычном необычное и суметь об этом интересно рассказать. Снег, который они видят каждый день в продолжение зимнего сезона, нужно показать так, чтобы он заиграл всеми цветами радуги, чтобы можно было увидеть в нём сказку, чудо и чтобы детям захотелось своими впечатлениями поделиться с другими.  В целях приобщения к искусству мастеров слова обучаем работе с художественными текстами. Для эффективной деятельности школьников используем на уроке словесный, наглядный, частично поисковый методы, которые способствуют формированию умения находить слова, достойные того, чтобы выразить красоту окружающего мира.

    Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по личным впечатлениям;

    Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

    Задачи.

    Личностные УУД:

    -развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

    -воспитывать любовь к родной природе,

    -создавать внутреннюю мотивацию кучению.

    Познавательные УУД:

    -способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

    -формировать умение строить речевое высказывание,

    -формировать умение составлять план текста описания.

    Метапредметные УУД:

    -искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

    -формирование информационной компетенции работы с текстом.

    Коммуникативные УУД:

    -формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

    Регулятивные УУД:

    -учить постановке  цели работы,

    -учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

    Тип урока: урок развития речи

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.

    Технологическая карта урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

              Деятельность учащихся

    УУД

    1.Постановка

    учебной задачи.

    Организа

    ционный этап.

    Мотивация учебной деятельности учащихся.

    1. Вступительное слово учителя

    - Найдите ответ к загадке:

    Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

    Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

    Он на солнышке румяный, под луною голубой.

    Он за ворот и в карманы залетает сам собой.

    - Как вы определили, что речь идёт о снеге?

    2. Вспомните загадку и догадайтесь, что нам сегодня предстоит описывать? (Слайд 1)

    - В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки: «Мороз и солнце; день чудесный!»

    «Под голубыми небесами

    Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

    - Кто автор этих строк?

    - Какая часть речи помогла вам отгадать загадку и помогла автору в описании?

    3. Каковы цели нашего урока? (Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)

    - Отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству зимы и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий - художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

    Отгадывают загадку. Снег.

    Тема урока: Сочинение описание зимы, снега.

    Определили роль глаголов и имён прилагательных в тексте загадки: они называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогают определить его.

    Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)

    Личностные,

    Мотивация

    Регулятивные

    Предметные

    Регулятивные,

    целеполагание

    2. Учебная задача

    Подготовка к сочинению-описанию

    1. Работа с текстом.

    2. Беседа по личным наблюдениям

    3. Литературный монтаж о первом снеге

    4. Работа с текстом

    5.Словарная работа

    (Анализ таблицы «Снежные слова»)

    1. Работа с текстом. На фоне пьесы «Тройка»(Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») (Слайд 2) Учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б. Петрова:

    …Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

    Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…

    Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию.

    - Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста?

    - Какие ощущения вызывают у него эти слова?

    2. Беседа по личным наблюдениям

    - По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.

    - Каков же снег?

    - Всегда ли он одинаков?

    - Отчего зависит состояние, вид снега? (Слайд 3)

    3. Литературный монтаж о первом снеге

    - Перевернём странички зимы назад и вспомним самое начало её. Определите, какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов. На фоне «Вальса» (музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») (Слайд 4) звучит литературный монтаж о первом снеге, заранее подготовленный учащимися.

    - Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?

    - Почему он робок и тих?

    - Какие ещё слова и выражения вам показались интересными, необычными?

    - Какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов?

    - Так было в начале зимы. Мы с вами живём в её середине. Чем отличается снег сейчас от самого первого? Что же вы увидели, проводя по моей просьбе наблюдения за снегом? (Ребята делятся своими наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном, парке, лесу.) (Слайды 5,6)

    4. Работа с текстом

    - А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов, чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» (Слайд7) мы сегодня уже слышали:

    Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья...

    Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна!

    Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц... Мороз, ну и морозище! Много cнегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

    Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней - ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг - по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото... (Слайд 8)

    - Каким же увидел автор январский снег? Сравните с описаниями первого снега.

    - Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?

    - Какие выразительные средства языка использовал автор?

    - А каким становится снег весной? (Слайд 9)

    5. Словарная работа

    (Анализ таблицы «Снежные слова»)

    Цвет, краски

    Снежный покров на взгляд и на ощупь

    Звуки

    - Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением. Чтобы и наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой. (Слайд 10)

    На партах у каждого лежат таблицы.

    По ходу урока заполняют ее словами и фразами для передачи

    Цвета, красок снега

    Снежный покров на взгляд и на ощупь

    Звуки

    Слушают товарищей, заполняют таблицу.

    Утром кот

    Принёс на лапках

    Первый снег!

    Первый снег!

    Он имеет вкус и запах,

    Первый снег!

    Первый снег!

    Он кружится,

    лёгкий,новый

    У ребят над головой,

    Он успел

    Платок пуховый

    Расстелить

    На мостовой…

    (Я. Аким)

    Спит первый снег.

    Открыт букварь зимы.

    Его ещё не прочитали мы.

    Но вот уже на первую

    страницу

    Вспорхнула пёстрой

    буковкой синица.

    Она звенит, как маленький звонок.

    Как будто первый начался урок...

    (А. Горбунова)

    Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.

    Первый снег. Он лежит словно просто для красоты - чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает... Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке...

    (С. Иванов)

    Слушают товарищей, заполняют таблицу.

    Слушают текст, отбирают нужное.

    Заполняют таблицу.

    Отвечают на вопросы.

    Зачитывают подобранные самими детьми отрывки художественных текстов.

    Заполняют таблицу.

    Нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звёздами, ослепительно блестящий на солнце…

    Воздушно-лёгкие снега, воздушная пышность, глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый…

    Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки, звенел, хрустел…

    Личностные

    Эстетические

    Познавательные

    Умение отбирать главное,

    Заполнять таблицу

    Умение работать с дополнительной литературой,

    Подбирать материал по

    Теме

    Умение анализировать материал, заполнять таблицу

    Регулятивные

    Оценка своей работы, коррекция

    3. Результат работы.

    1. Составление плана сочинения.

    2. Творческая работа.

    Я предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека. В группах обсудите с чего можно начать сочинение, что будет в основной части, как закончить работу.

    На листах составьте примерный план сочинения.

    На черновиках составьте, запишите несколько предложений по теме.

    Подумайте в какой части сочинения будет расположен ваш фрагмент.

    Слушаем мини-сочинения. Обсуждаем. Советуем, как улучшить.

    Работа в группах, разработка плана сочинения.

    Пишут индивидуальные творческие работы, зарисовки по теме.

    Слушают работы товарищей, корректируют.

    Коммуникативные

    Умение работать в группе

    Регулятивные

    Учиться составлять план

    Предметные

    Составление плана текста описания природы

    Личностные Мета

    Предиетные

    Развитие речи учащихся

    Регулятивные

    4. Подведение итога. Рефлексия

    Д.З.

    -Напишите дома черновик сочинения.

    -Что мы делали сегодня на уроке?

    -Чему научились?

    - Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

    -Что показалось трудным на уроке?

    -Достаточно ли вам материала для написания сочинения? (Слайд 11)

    Научились: отбирать материал к сочинению, заполнять таблицу, составлять план сочинения, самостоятельно работать  с худ. литературой, работать в группах…

    Регулятивные

    Самоанализ

    самооценка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

    Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

    Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

    Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...

    Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

    Смысл технологической карты  - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому,  чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней с...

    конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

    конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

    конспект урока русского языка 6 класс под ред Ладыженской по ФГОС

    Данный коспект урока поможет учителю построить урок в соответствии с ФГОС...

    Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы

    Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...