Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
учебно-методический материал на тему

Коротких Людмила Васильевна

Смысл технологической карты  - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому,  чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней смысла, на мой взгляд. Именно поэтому нужно каждому учителю, а не только администрации школы принять участие в разработке образца технологической карты. Ознакомившись подробнее с данным вопросом, понимаешь, что ничего страшного в составлении технологических карт нет. Каждый учитель, работающий в рамках ФГОС, я думаю, должен понимать важность изменений, происходящих в образовании, и не быть в стороне – это требование времени.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaja_karta_uroka_russkogo.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского
языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Учитель русского языка и литературы МОБУ «Благовещенская сош» Коротких Л.

Понятие технологическая карта первоначально использовалось на производстве, а уж позже стало востребованным в педагогике.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (3).

Что же представляет собой технологическая карта урока? Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.(2)

Чем она отличается от традиционного конспекта? Ведь в конспекте также указываются и цели урока, и задачи, и элементы урока. В конспекте, чаще всего,  учитель ориентируется на свою деятельность, не всегда отражая деятельность обучающихся. Технологическая карта  -  это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, которая позволяет отразить деятельностный подход в обучении. Особенно удобна карта для анализа или самоанализа урока, при планировании открытого урока; она может стать для завуча основой для анализа работы педагога по формированию у обучающихся универсальных учебных действий.

Принципиальных отличий в составлении технологических карт по различным предметам нет, следует только ориентироваться на типологию уроков. Некоторые школы (сведения из открытых источников сети Интернет) разрабатывают «скелеты» технологических карт по типам уроков и пользуются ими.

Возникает вопрос: как правильно составить технологическую карту урока? Ответа, увы, на этот вопрос нет, потому что нет федеральных нормативных документов по составлению карт. Пока идет процесс накопления опыта, школьные или  районные объединения принимают свои формы карт, но обязать делать карты  именно в каком-то формате никто не имеют права. То есть каждое образовательное учреждение вправе разработать свой образец технологической карты, закрепить его в локальных актах и пользоваться. Хотя сейчас появилась возможность приобрести готовые технологические карты ( Русский язык 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской и др. – Волгоград: Учитель, 2014), но они, на мой взгляд, могут служить лишь образцом.

 Опять же возникает вопрос: а нужны ли вообще технологические карты? Ведь приходится тратить много времени на их составление, да ещё некоторые источники предлагают подробно расписывать слова учителя и учеников, тут уж волей-неволей захочешь вернуться к традиционному конспекту. Важно понять, что смысл технологической карты  - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому,  чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней смысла, на мой взгляд. Именно поэтому нужно каждому учителю, а не только администрации школы принять участие в разработке образца технологической карты. Ознакомившись подробнее с данным вопросом, понимаешь, что ничего страшного в составлении технологических карт нет. Каждый учитель, работающий в рамках ФГОС, я думаю, должен понимать важность изменений, происходящих в образовании, и не быть в стороне – это требование времени.    

Литература

  1. И.М. Логинова, Г. Л. Копотева «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»/ «Управление начальной школой» №12, 2011г.- 13с
  2. Н.Я. Мороз Н.Я. «Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГИПК и ПРР и СО», 2006.-28с.
  3. Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист участника семинара «Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

В материале представлены примерная классификация продуктивных заданий, алгоритмы решения и самооценки...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...

«Преподавание русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» Авдеева Л.И.

В работе представлены методические принципы формирования основ коммуникативной компетенции школьников  на уроках русского языка и литературы....

Технологическая карта урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Разработка содержит материалы для проверки домашнего задания и самостоятельной работы на уроке...

Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы

Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...