Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Березкина Тамара Алексеевна

Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. Описаны универсальные учебные действия учеников, формируемые на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_po_b._godunovu.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по составлению технологических карт

уроков литературы и русского языка.

Березкина Тамара Алексеевна учитель русского языка и литературы         МАОУ гимназии №13 г. Томска

Методическая разработка урока литературы в 7классе

Технологическая карта урока

7 класс

УМК В. Я. Коровиной

Образы  летописца и самозванца в драме Пушкина А. С.  «Борис Годунов».

Изучение нового материала.

Цель: знакомство с трагедией «Борис Годунов», формирование интереса к истории страны и её отражению в произведениях Пушкина А.С.

Задачи:

  • повторить понятия драма и трагедия через работу со словарём литературоведческих терминов;
  • познакомиться с пушкинской интерпретацией истории Лжедмитрия из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина;
  • учиться  понимать авторское отношение к изображаемым историческим событиям и героям;

Технологии и методы: РКМЧП, стратегии: «спросите автора»; «цитаты действующих лиц»; проблемно-поисковый метод; работа в парах.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результаты

Организационный момент

Вызов

Актуализация

Предлагает рассмотреть список имён на доске:

  • Пётр I
  • Князь Олег (Вещий)
  • Емельян Пугачёв
  • Борис Годунов

  и объяснить, что может объединять данные имена.

Анализируют данный список и предлагают обобщить по признакам:

1 – реальные исторические личности;

2 – персонажи литературных произведений;

3 – герои произведений А. С. Пушкина;

Познавательные УУД – знание теории литературы, истории, жанров литературы;

регулятивные – умение самостоятельно определять цели.

Предлагает объяснить, какое имя лишнее в этом списке и почему.

Анализируют имена персонажей и выдвигают версии:

1 – Емельян Пугачёв, так как литературное произведение о нём написано в прозе;

2 – все кроме Е. Пугачёва законные правители государства;

3 – Борис Годунов – произведение создано для постановки на сцене (и другие версии).

Делают вывод об огромном интересе А. С. Пушкина к истории страны, определяют тему и цель урока.

Осмысление

Демонстрирует  книгу Н. М. Карамзина «История государства Российского»; подчёркивает интерес Пушкина к теме самозванства на Руси.

Подготовленный ученик сообщает историю Лжедмитрия по версии Карамзина Н. М., на основе которой создана драма А. С. Пушкина «Борис Годунов».

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи.

Предлагает определить жанр указанных произведений, вместе с учащимися оформляет запись на доске.

Делают запись:

Пётр I  - поэма;

Князь Олег (Вещий) – баллада;

Емельян Пугачёв – роман;

Борис Годунов – драма.

Организует индивидуальную работу с раздаточным материалом (раздаёт карточки для индивидуальной работы.

(Приложение 1).

Предлагает выделить ключевые слова в определениях термина «драма»,  «конфликт».

В определении «драмы» ключевым является «конфликт».  

В определении «конфликта» ключевыми являются, в числе прочих, «столкновение взглядов, принципов», «конфликт внешний»,

«конфликт внутренний».

Заполняют таблицу, соотносят литературоведческий термин и его определение.

Работая в парах, выделяют ключевые слова в определениях термина «драма» (литература и театр, конфликтность сюжета).

Выделяют ключевые слова в определении конфликта («столкновение», «внешний конфликт»,

«внутренний конфликт»).

Создаёт условия для творческой работы, для чтения по ролям, помогает уточнить характеристику героев, для точной передачи интонаций при чтении.

Использует стратегию «Спросите автора»

Читают реплики Пимена и Григория, определяют авторское отношение. Дают оценку чтения одноклассниками отрывков.

Познавательные – (роль Григория в истории страны, развитие его замысла), смысловое чтение, коммуникативные – оценивание ответов одноклассников.

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Использует стратегию «цитаты действующих лиц».

Помогает заполнить таблицу «Образ летописца и образ самозванца» репликами персонажей, важными для понимания их характеров и авторского отношения к данным героям.

Помогает выяснить лексическое значение слова «лукаво».

Во время чтения заполняют таблицу репликами Пимена и Григория. ( Приложение 2).

Выясняют лексическое значение слова «лукаво», «лукавить, Делают вывод о характере Пимена: смиренный, мудрый, трудолюбивый и вывод о его ценностях: призывает Григория быть правдивым  летописцем.

Выписывают в таблицу реплики в которых Григорий начинает примерять на себя мысль о самозванстве.

Познавательные УУД.

Смысловое чтение: ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст. Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, в таблицу.

Задаёт вопрос «Почему автор для рождения преступного замысла выбрал такое «неподходящее» место – келью монастыря? Какой приём использует автор? (Контраста)

Решают проблемную ситуацию, почему автор выбрал для рождения преступного замысла такое место, как келья монастыря.

Познавательные УУД – идейное содержание драмы «Борис Годунов». Регулятивные УУД. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предлагает определить природу конфликта драмы: внешний или внутренний,

и решить, что с чем борется в данной сцене.

Участвуют в беседе.

Рефлексия

Предлагает обдумать проблемный вопрос о том, какие общие черты связывают волхва в  «Песни о вещем Олеге» и Пимена в драме  «Борис Годунов».

Высказывают идею о сходстве идей о высоком предназначении поэта, летописца, волхва.

Познавательные – систематизировать, обобщать, сопоставлять материал разных литературных произведений.

Регулятивные УУД. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Разъяснение дом. Задания.

Предлагает сформулировать выводы обсуждения и записать их  в тетради (базовый уровень);

Составить словарик драмы «Борис Годунов»

Дома записывают выводы в тетради под таблицей.

По желанию оформляют таблицу- словарик драмы «Борис Годунов».

 

Приложение 1.

Соотнеси литературоведческий термин и его определение. Запиши ответ.

А.  Драма

Б.  Трагедия

В.  Композиция

Г.  Экспозиция

Д.  Кульминация

Е.  Художественная деталь

И.  Конфликт 

  1. Вступительная, исходная часть сюжета, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших началу действия; знакомит с персонажами, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.
  2. Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий.
  3. Острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов, столкновение может быть внешним и внутренним.
  4. Род литературный, принадлежащий одновременно театру и литературе, его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия, членение на сценические эпизоды, отсутствие повествовательного начала.
  5. Один из приёмов конкретизации, выразительная подробность, несущая  значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.
  6. Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного  произведения, вершина конфликта.
  7. Произведение, изображающее напряжённую борьбу страстей или идей, общественную или личную катастрофу, обычно заканчивающееся гибелью героя.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

И

Приложение 2. (запись в тетради)

Образ летописца Пимена

Образ Григория

  1. Трудолюбивый, усердный
  2. «Всё тот же вид смиренный, величавый»..
  3. «Описывай, не мудрствуя лукаво,

Всё то, чему свидетель в жизни будешь…»

  1. … с высоты мне виделась Москва…
  2. Ты видел двор и роскошь Иоанна!

Счастлив!

  1. Зачем и мне не тешиться в боях…

Каких был лет царевич убиенный?

Технологическая карта урока развития речи

6 класс

УМК Шмелёва А. Д.

Подробное изложение текста с соединением разных типов речи

Урок развития речи

Цель: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование понятия об особенностях функциональных типов речи.

Задачи:

  • учиться составлять связные тексты разных типов,
  • учиться отбирать лексические средства с учётом функционального типа речи.

Технологии:  технология продуктивного чтения;  приёмы: «развиваем внимание к слову», «мысленный экран», «диалог с текстом»; метод: проблемно-поисковый.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Результат

Организационный момент.

Предчтение

Актуализация

Создаёт проблемную ситуацию, организует работу с терминами, записанными  на доске :

  • Повествование
  • Описание
  • Рассуждение.

Просит предположить, какие части речи будут  преобладать в данных типах речи.

Предлагает сформулировать и записать тему урока и учебные задачи (на какие вопросы вы будете искать ответы).

Организует работу обучающихся с третьей частью учебника, с инструкцией написания подробного изложения.

Изучают запись на доске, отвечают, что перед ними типы речи, в которых могут преобладать такие части речи:  в повествовании преобладают глаголы,

в описании – прилагательные, в рассуждении – дети затрудняютс я ответить.

Формулируют тему: Типы речи в тексте и их особенности.

Читают  в 3 части учебника инструкции написания подробного изложения, формулирование определений терминов: описание, рассуждение и повествование.

Познавательные – правила написания подробного изложения. Регулятивные – составления плана работы; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы.

Чтение

(Соотнесение частей текста и структурных элементов;

анализ лексических средств выразительности текста рассказа и особенности строения предложений).

Организует чтение  текста Э. Шима «Кто за кем охотится?» Создаёт проблемную ситуацию: предлагает расположить термины:

описание, рассуждение и повествование – в том порядке, в каком они представлены в тексте Э. Шима.

Читают текст  и определяют его структуру, решают проблемную ситуацию, как расположить три части текста.

Познавательные УУД. Выделять явление из общего ряда других явлений.

Объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Контролирует работу по составлению плана, вносит коррективы.

Приложение 1.

Соотносят части текста и структурные элементы – разные типы речи.

Познавательные: строят рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям.

Коммуникативные: корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать  контраргументы, перефразировать свою мысль ( владение механизмом эквивалентных замен).

Помогает выделить эпитеты, сравнения  в первой части ( бронзовое, слюдяные, громадные, выпуклые,  будто очки); подчёркивает роль глаголов во второй части (сорвалась, скользнула, сцапала).

Указывает на особую форму существительных отглагольных (взлёт, щелчок), и роль повторов во второй части (опять, снова, опять).

Показывает особенность построения третьей части рассказа: вопросно-ответная форма (Она ведь за кем охотится? За комарами. А комары за кем охотятся?)

Выписывают в соответствующие колонки таблицы средства выразительности и примеры синтаксических конструкций рассказа Э. Шима.

Наблюдают за особенностями синтаксических конструкций в третьей части рассказа Э. Шима.

Коммуникативные – оценка художественного своеобразия частей рассказа, оценка роли средств выразительности, применение в собственном письменном высказывании тропов и стилистических фигур.

После чтения

Создаёт условия для творческой работы в классе по написанию изложения.

Подробно излагают текст рассказа.

Коммуникативные УУД. Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты и использованием необходимых речевых средств.

Разъяснение домашнего задания

Из произведения художественной литературы подобрать отрывок с сочетанием функциональных типов речи.

Познавательные УУД. Формировать множественную выборку из  поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Приложение 1.

Послушайте текст Э. Шима. Соотнесите термины и части текста.

А. РАССУЖДЕНИЕ

3

 Б. ОПИСАНИЕ

1

В. ПОВЕСТВОВАНИЕ

2

  1.             Сижу на речке, ловлю пескарей. Ко мне на удочку, на самый кончик, присела стрекоза. Четыре слюдяных крыла. Бронзовое тельце. На голове – будто громадные выпуклые очки.

            Повела глазищами:

         -           Не прогонишь? Я тебе пригожусь.

ОПИСАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПОВЕСТВОВАНИЯ

  1.         Сидим. Смотрим друг на дружку.     

Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной. Какой-то щелчок послышался. И упало мне на руку блестящее комариное крылышко. Это она комара на лету сцапала.

Едва присела на удочку, как снова взлёт. Опять щелчок надо мной. Опять комариные крылышки сыплются.

ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ

  1.          Ну и хитрая! Ну и сообразительная! Она ведь за кем охотится? За комарами. А комары за кем охотятся? За мной. Вот стрекоза и выбрала местечко поближе ко мне. Щёлкает да щёлкает комаров, которые меня бы сейчас кусали…

- Я же говорила, что пригожусь!

                                              ( По Э. Шиму)

РАССУЖДЕНИЕ

Ответ:

Часть текста

Тип речи

Лексические средства

1

Описание стрекозы с элементами повествования.

Слюдяные , бронзовое, огромные выпуклые, будто очки…

2

Повествование об охоте на комаров с элементами рассуждения.

Сорвалась, скользнула, послышался, сцапала, присела, снова, опять, взлёт, щелчок…

3

Рассуждение о хитрости и сообразительности стрекозы.

Сообразительная, хитрая, выбрала местечко поближе…

Ну и сообразительная! Она ведь за кем охотится?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист участника семинара «Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

В материале представлены примерная классификация продуктивных заданий, алгоритмы решения и самооценки...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Смысл технологической карты  - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому,  чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней с...

Технологическая карта урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Разработка содержит материалы для проверки домашнего задания и самостоятельной работы на уроке...

Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы

Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...

Технологическая карта урока русского языка 10 кл в соответствии ФГОС СОО

Тема урока  "Изобразительно - выразительные средства языка". Исходя из требований ФГОС, подобраны задания, сформулированы  задачи...