"Особенности структуры и содержания уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования"
статья на тему

Фёдорова Наталья Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Фёдорова Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Усть-Наринзорская ООШ»

Забайкальского края

Сретенского района

Особенности структуры и содержания уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования

   «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра" - слова американского философа и педагога Джона Дьюи, жившего в 19 веке, как нельзя лучше озвучивают требования стандарта 2 поколения.

   В последнее время очень многое изменилось в образовании. Меняется структура, содержание уроков. А самое главное, основная цель обучения в настоящий момент заключается не только в накоплении учеником определенной суммы знаний, умений, навыков, но и в подготовке школьника «как самостоятельного субъекта образовательной деятельности». Исходя из этого, главной задачей образования является «воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно».

   Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы учащиеся стремились самостоятельно добывать знания, чтобы происходящее на уроке вызывало искренний интерес, увлеченность, формировало их творческое сознание?

   Одним из средств, способствующих познавательной мотивации, побуждающих ребят к эффективному усвоению нового материала, является создание проблемных ситуаций. Так, на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Вводные слова» я предлагаю ребятам прочитать предложения:

Он ошибся.

Конечно, он ошибся.

Вероятно, он ошибся.

К счастью, он ошибся.

Задаются следующие вопросы:

-Чем отличаются эти предложения: содержанием или отношением говорящего к этому содержанию?

-Что помогает выразить это отношение?

-Можно ли назвать слова конечно, вероятно, к счастью смысловыми отрезками? Почему?

-Какой проблемный вопрос возникает? (Как называются смысловые отрезки, выражающие отношение к сообщению).

   Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные - неверные утверждения». На одном из уроков по теме «Монологическая и диалогическая речь» на стадии вызова учащиеся работают со  следующие  утверждения:

  •  Диалог и монолог – это формы речи.
  • Текст существует в форме монолога.
  • При диалоге происходит обмен высказываниями.
  • Реплики характерны для диалога.
  • Каждая реплика диалога заключается в кавычки.
  • Перед репликой в диалоге ставится тире.
  • В диалоге никогда не бывает слов автора.

   Этот приём можно использовать, опираясь на еще не изученный материал. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

   Упражнение «Прогнозирование»  чаще всего использую на уроках литературы, когда ребята должны спрогнозировать дальнейшие действия героев. В 5 классе при изучении произведения американского писателя Джека Лондона «Любовь к жизни» учащимся было предложено определить, как герои поведут себя в экстремальной для них ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. Смогут ли они при достаточно тяжелых для них жизненных обстоятельствах сохранить в себе лучшие человеческие качества (доброта, отзывчивость, бескорыстность), остаться людьми. При этом очень важно обратить внимание учащихся на поступки героев, на нравственное содержание их деяний.

   Для формирования коммуникативных УУД я использую приемы, направленные на осмысление содержания текста: комментированное чтение, чтение с попутной формулировкой вопросов, «чтение с остановками», «Составление кластера».

   «Составление кластера» используется мной на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Например, на этапе постановки учебных задач на уроке литературы по теме «М.Ю.Лермонтов. Исторические факты и их художественное воплощение в стихотворении «Бородино» на доске вывешивается 1812 и другие слова: Лермонтов, стихотворение, французы, Великая Отечественная война, русские, Наполеон, Пушкин, англичане,  Кутузов, патриотизм. Задаются вопросы:

- Чем памятен для нашей истории 1812 год?

- Какие слова потребуются для сегодняшнего урока?

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

   Также при работе с текстом я активно применяю метод «Пометки на полях» или «Инсерт», когда учащиеся значками отмечают то, что является интересным и неожиданным или то, о чем хочется узнать более подробно. Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.

   В своей деятельности я стараюсь использовать разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, парная. Работа в группах учит ребят свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, анализировать свои действия, давать им оценку. Использование парной формы контроля позволяет решить очень важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. Данные формы работы я провожу при всех этапах урока, учитывая нестандартность каждого вида учебного занятия.

   Важную роль играет этап рефлексии (итог урока), способствующий осознанию учащимися своих возможностей. Чаще всего я использую рефлексию, построенную по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия ребятам предлагается устно или письменно закончить следующие предложения: «На сегодняшнем уроке я узнал…», «Особенно мне понравилось…», «Было интересно…», «Было трудно…», «Я понял, что…», «Меня удивило…» и т.п. Как вариант школьникам можно предложить небольшую анкету:

1.На уроке я работал                            активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я                  доволен/не доволен

3.Материал урока мне был                   понятен/не понятен

Наполнение анкеты можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается внимание. На данном этапе урока большое внимание уделяется самооценке и взаимооценке, с обязательной аргументацией.

   Таким образом, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов проходил успешно, педагог должен «непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня».

Список использованной литературы:

  • Науменко Ю.В. Содержание организационно-методической работы по развитию универсальных учебных действий у учащихся основной школы в соответствии с требованиями ФГОС// Методист. – 2013. - №1. – С.2-7.
  • Ливенцова Л.А. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС// Методист. – 2014. - №3. – С.57-63.
  • Ривкин Е.Ю. Требования ФГОС к управлению уроком// Управление современной школой. – Завуч. – 2013. - №2. – С.91-109.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист участника семинара «Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

В материале представлены примерная классификация продуктивных заданий, алгоритмы решения и самооценки...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...

Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Смысл технологической карты  - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому,  чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней с...

«Преподавание русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» Авдеева Л.И.

В работе представлены методические принципы формирования основ коммуникативной компетенции школьников  на уроках русского языка и литературы....

Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы

Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...