Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы
проект по русскому языку

Береговая Екатерина Евгеньевна

Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного подстраиваться под быстро меняющиеся условия реальности, гибкого помогает развитие регулятивных учебных действий. Их формирование даст нам ученика, которому свойственны самостоятельность в принятии решений, мобильность, интересное, неординарное мышление, способность к анализу своих действий и прогнозированию результата. В материале описывается работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt._beregovaya_e.e.docx752.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 5»

Образовательный проект

Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы

Береговая Екатерина Евгеньевна,

Учитель русского языка и литературы

Нижневартовск, 2018 г.

Информационная карта проекта

Наименование проекта

Инновационный проект «Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы».

Основной разработчик и исполнитель проекта

Береговая Екатерина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 5».

Участники проекта

Учитель:

- осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, проводит занятия, организует деятельность обучающихся, проводит анализ результатов работы.

Обучающиеся 5-х классов:

- выполняют творческую и практическую работу.

Педагог-психолог:

- осуществляет диагностику и психолого-педагогическое сопровождение.

Цель

Создание системы работы учителя на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности, направленной на формирование регулятивных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС основной школы.

Задачи

1. Разработать рабочую программу по русскому языку и литературе для 5 класса на основе учета требований ФГОС.

2. Внедрить педагогические технологии, обеспечивающие формирование регулятивных УУД.

3. Разработать комплекс уроков по русскому языку и литературе в рамках формирования УУД.

4. Создать систему мониторинга сформированности уровня развития личности на уроках русского языка и литературы.

Сроки и этапы реализации проекта

Проект реализуется в период с 2017 г. по 2019 г.

  • Первый этап (2017 год) – теоретическое обоснование.
  • Второй этап (2017-2018 год) – практическая часть (реализация проекта)
  • Третий этап (2018-2019 год) – обобщение.

Предполагаемые результаты проекта

1.Разрабатана рабочая программа по русскому языку и литературе для 5 класса на основе учета требований ФГОС.

2. Внедрен в практику системно-деятельностный подход, направленный на развитие творческих способностей и умения учиться.

3.Разработан комплекс уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование регулятивных УУД.

3.Повышение уровня мотивации у обучающихся на уроках русского языка и литературы.

4. Создана система мониторинга сформированности уровня развития регулятивных УУД на уроках русского языка и литературы.

Введение

Актуальность. В современном мире происходят изменения, влияющие на все сферы жизни, в том числе и на образование. Меняется роль человека в обществе, порождая необходимость становления человека обучаемого, мобильного, способного самостоятельно учиться и получать новые навыки разного характера, готового к самостоятельным действиям и принятиям решений.

Эти изменения отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), и целью образования становится развитие личности обучающегося. Учитель при этом должен обеспечить такие условия, которые всецело способствовали бы формированию мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности. Правосознание, экологическая культура, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме – вот те качества личности, к развитию которых должен стремиться учитель в процессе обучения и воспитания.

Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, значит результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения  учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена требованиями приоритетов государственной образовательной политики. Показателем качества образования в настоящее время являются универсальные учебные действия, овладение которыми создает возможность самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Данные нововведения отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ и в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. 

Данный проект посвящен проблеме формирования регулятивных универсальных учебных действий (УУД) в рамках системно-деятельностного подхода. Их формирование даст нам ученика, которому свойственны самостоятельность в принятии решений, мобильность, интересное, неординарное мышление, способность к анализу своих действий и прогнозированию результата.

Методологической основой проекта стали:  теория современной дидактики, разработанная отечественными педагогами - В.П. Беспалько, A.B. Хуторским, М.Н. Скаткиным; теория деятельности и её субъекта, разработанная российскими психологами школ JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева;  Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.

  Новизна проекта: образовательная деятельность осуществляется посредством формирования у обучающихся опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, что обеспечивает развитие личности через формирование универсальных учебных действий. При этом у обучающихся возрастает степень интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; появляется возможность учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; работа на уроке приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. 

Цель проекта: Создание системы работы учителя на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности, направленной на формирование регулятивных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС основной школы.

Задачи: 

1. Разработать рабочую программу по русскому языку и литературе для 5 класса на основе учета требований ФГОС.

2. Внедрить педагогические технологии, обеспечивающие формирование регулятивных УУД.

3. Разработать комплекс уроков по русскому языку и литературе в рамках формирования УУД.

 4. Создать систему мониторинга сформированности уровня развития личности на уроках русского языка и литературы.

Сроки и этапы реализации проекта

Сроки

Этапы работы

Сентябрь-декабрь 2017

Теоретическое                 обоснование

Подбор, изучение и систематизация литературы и информационных источников по формированию регулятивных УУД на уроках   и во внеурочной деятельности.

Подготовка методических и дидактических материалов для урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации модели формирования универсальных действий.

Публикации по методической теме.

Разработка комплекса уроков русского языка и литературы по формированию и развитию универсальных учебных действий

Создание системы мониторинга сформированности универсальных учебных действий обучающихся.

Разработка диагностики по сформированности универсальных учебных действий обучающихся.

2017-2018 учебный год

Практическая часть

Реализация модели формирования   регулятивных УУД на уроках   и во внеурочной деятельности.

Анкетирование, опрос, диагностики.

Отслеживание процесса текущих и промежуточных результатов формирования   регулятивных УУД на уроках   и во внеурочной деятельности.

Выступления по обмену опытом: на школьном МО учителей, педагогическом совете, семинаре, конференциях. Публикации по методической теме

Мастер-класс и открытые уроки для коллег

2018-2019 учебный год

Обобщение

Проведение мониторинговых процедур по сформированности регулятивных универсальных учебных действий  обучающихся.

Обработка результатов работы по развитию универсальных учебных действий обучающихся

Выступления по обмену опытом в педагогической среде.

Публикации по методической теме.

  1. Основное содержание проекта

1.1.Теоретическое обоснование проекта

Одно из основных положений Концепции ФГОС нового поколения  – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования» ФГОС обозначены основные требования и результаты изучения русского языка и литературы. В общем виде они представлены в списке:

1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

4) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

5) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

В число общеучебных УУД входят:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические действия, включая  моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта  и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;   выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.

Регулятивные универсальные учебные действия для учеников 5 классов являются одними из наиболее сложных для освоения. Ребятам ещё сложно справедливо оценить себя и одноклассников и направить свою деятельность в нужное русло. Поэтому появляется необходимость уделять особое внимание развитию регулятивных учебных действий.

  1. Развитие регулятивных УУД на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС

На уроках русского языка и литературы формирование регулятивных УУД достигается посредством поиска ответов на вопросы и выполнения заданий, в обобщённом виде представленных в таблице:

Учебные действия

Деятельность ученика

Целеполагание

Ответ на вопрос «Зачем нужно знать или уметь это выполнять?»

Планирование

«Каким образом нужно поступить, чтобы достичь задуманного результата?»

Осуществление учебных действий

«Составь план», «Расскажи всё, что ты знаешь об этом, используя свой план»

Прогнозирование

«Какой результат может получиться?», «Что нужно знать для выполнения задания?», «Чему будет посвящён сегодняшний урок?», «Определи по названию, о чём будет текст, который мы сейчас прочитаем», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль  и самоконтроль

«Проверь себя по образцу», «Прав ли одноклассник?», «Сможешь доказать свою точку зрения?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…»

Коррекция

«Установи правильный порядок предложений в тексте», «Установи соответствия», «Найди ошибки в тексте»

Оценка

«Оцени свою работу на уроке», «Мне понравились ответы одноклассников», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Сегодня мне было трудно…»

Критериями сформированности у обучающегося регуляции своей деятельности могут стать способности:

  • выбирать средства для организации своего поведения;
  • запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу;
  • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
  • начинать и заканчивать действие в нужный момент;
  • тормозить ненужные реакции.

Методические приемы: опора на личный жизненный опыт обучающихся,  использование занимательного игрового материала, создание проблемной ситуации в процессе целеполагания, моделирование цели урока, составление своего плана решения учебной задачи, поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии (найти закономерности и ответить на вопрос), прием взаимоконтроля, самоконтроля и т.д.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика и формирования регулятивных УУД имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания и оценить работу одноклассников.

        Для формирования регулятивных УУД можно давать такие виды домашнего задания, как творческая работа (например, кроссворд с последующим решением и оценкой работ других учеников); художественное чтение, продолжение неоконченных произведений, составление вопросов к зачёту по теме, таблицы и опорные конспекты, презентации и т.д.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме, критически оценивать себя и одноклассников.

Перед учителем остро стоит  проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Применяемые образовательные технологии:

  • игровые технологии,
  • проблемное обучение,
  • технология индивидуализации обучения,
  • групповые технологии,
  • компьютерные (новые информационные),
  • продуктивное чтение.

  1.  Задания на формирование регулятивных УУД на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Русский язык:

Задание «Выбрать цель урока из предложенных фраз»

Тема урока «Стили речи»

Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока

Выбери из предложенных фраз ту, которая,  по твоему мнению, является целью сегодняшнего урока:

  1. Узнать признаки художественного стиля
  2. Научиться различать виды речи и определять разговорный, научный и художественный стили
  3. Прочитать тексты разных стилей

Почему ты так считаешь? Обоснуй свою точку зрения.

Задание «Рассказать всё о части речи по плану»

Тема урока «Части речи»

Цель: формирование умения соотносить полученный результат с образцом, находить ошибки и неточности в своих ответах и ответах одноклассников

        Расскажи всё, что ты знаешь о существительном (глаголе, прилагательном, местоимении…), используя план:

  1. Часть речи
  2. Что обозначает
  3. На какие вопросы отвечает
  4. Постоянные признаки
  5. Непостоянные признаки
  6. Чем является в предложении

Всё ли было верным в ответе вашего одноклассника? Если нет, что следует исправить (дополнить, исключить и т.д.)? Посмотрите правильный ответ на слайде и проверьте себя.

Задание «Найти и исправить в тексте все пунктуационные ошибки»

Тема урока «Синтаксис и пунктуация. Повторение»

        Цель: развитие навыка поиска ошибок и соответствующей коррекции текста

        Найди и исправь в предложенном тексте все пунктуационные ошибки:

Мы, с удовольствием, читаем и слушаем произведения устного народного творчества, песни, сказки, былины и пословицы и поговорки и загадки. Эти произведения сочиняли, талантливые люди из народа. Но их имен мы не знаем потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались. Они передавались устно  от одного поколения  к другому и каждый рассказчик что-то изменял добавлял пропускал. Вот поэтому мы и говорим, что автор  былин, сказок, загадок народ. И в наши дни сочиняются новые пословицы, поговорки, загадки, песни, и частушки.

        Объясни расстановку знаков препинания. Сравни полученный результат с текстом, в котором все знаки препинания расставлены верно.

Мы с удовольствием читаем и слушаем произведения устного народного творчества: песни, сказки, былины, и пословицы, и поговорки, и загадки. Эти произведения сочиняли талантливые люди из народа. Но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались. Они передавались устно  от одного поколения  к другому, и каждый рассказчик что-то изменял, добавлял, пропускал. Вот поэтому мы и говорим, что автор  былин,  сказок, загадок –народ. И в наши дни сочиняются новые пословицы, поговорки, загадки, песни и частушки.

Были ли в твоём ответе ошибки? Где? Почему ты их допустил?

Задание «Спрогнозировать тему урока и привила, которые мы будем сегодня изучать»

Тема урока «Диалог»

        Цель: развитие навыка прогнозирования, предвосхищения результата

        Сравни два текста:

  1. Тут я  потерял  терпение  –  ведь  мне надо было поскорей разобрать мотор – и нацарапал ящик. И сказал малышу: «Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется». Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял: «Вот это хорошо! Как ты думаешь, много этому барашку надо травы?» «А что?» «Ведь у меня дома всего очень мало...». «Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка». «Не  такой уж он маленький...»,  –  сказал  он, наклонив голову и разглядывая рисунок.
  2. Тут я  потерял  терпение  –  ведь  мне надо было поскорей разобрать мотор – и нацарапал ящик. И сказал малышу:

– Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется.

Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:

– Вот это хорошо! Как ты думаешь, много этому барашку надо травы?

– А что?

– Ведь у меня дома всего очень мало...

– Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.

– Не  такой уж он маленький...  –  сказал  он, наклонив голову и разглядывая рисунок.

Какой из текстов легче читать? Почему? Как ты думаешь, чему будет посвящён сегодняшний урок? Какие трудности могут возникнуть и почему? Что нужно знать для выполнения заданий по теме урока?

        Задание «Оценить свою работу на уроке и работу соседа по парте»

Тема урока «Обобщающее слово»

        Цель: формирование навыка качественной оценки знаний

        Придумайте три предложения с обобщающим словом. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу. Есть ли в предложении обобщающее слово? Верно ли расставлены знаки препинания? Справились ли вы с заданием? Оцените свою работу.

        Задания такого рода ученики воспринимают с энтузиазмом. Им интересно, справились ли они с оценкой работы своего соседа. Ребята с нетерпением ждут, когда проверка учителя подтвердит или опровергнет их оценку.  

        Домашнее задание «Придумать свою скороговорку или составить рассказ из существующих скороговорок»

Тема урока «Изменение звуков в потоке речи»

        Цель: формирование умения планировать свою работу и справедливо оценивать работу одноклассников

        Сочините дома свою скороговорку. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы у вас получилась хорошая скороговорка?

На следующем уроке слушаем получившиеся скороговорки. У кого было интереснее? Чья скороговорка сложнее, почему? Какие скороговорки вам показались недостаточно сложными? Как нужно их изменить, чтобы они стали соответствовать требованиям скороговорки?

Задание «Сделать вывод»

Тема урока «Порядок слов в предложении»

Цель: формирование умения делать вывод из полученной информации

        Попробовать перевести на английский язык фразу «Мой брат учится в школе». Получится «My brother studies school». Для проверки кликаем мышкой на слово «Перевод». Можно ли изменить порядок слов в предложении? В английском языке нет. А в русском? Да. Какой можно сделать вывод? (В русском языке порядок слов относительно свободный, в отличие от английского языка).

Литература:

Задание «Составить план описания персонажа»

Тема урока «В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок»

        Цель: формирование навыков планирования и оценки своих действий

        Составить письменный план характеристики пажа или царя, подготовить устный рассказ по этому плану.

        Ребятам предлагается оценить работы одноклассников и выбрать наиболее удачно составленный план.

Задание «Заполнить таблицу образов сказки»

Тема урока «Основные образы сказки о мёртвой царевне А.С. Пушкина»

        Цель: сформировать умение выделять и обобщать главную информацию из текста учебника

        Заполните таблицу:

Персонаж

Характеристика персонажа (внешность и характер)

Положительный герой или отрицательный? (поставить + или –)

Царевна

Елисей

Семь богатырей и т.д.

У ребят возникают трудности с раскрытием характеров героев, совершавших и плохие, и хорошие поступки. Например, Чернавка, которая отвела царевну в лес, но не стала привязывать к дереву, вызывает противоречивые впечатления у ребят. Возникает проблемная ситуация, разрешающаяся в ходе дискуссий.  Ученики находят в тексте все слова, характеризующие Чернавку, выписывают их, приходя в итоге к единому мнению. Формируются регулятивные УУД контроля и самоконтроля (почему я посчитал героя положительным, а одноклассник отрицательным?), коррекции (исправим неточности в своём ответе), оценки (кто был прав, кто какую оценку заслужил).

Задание «Составить тест по Рассказу Паустовского «заячьи лапы»

Тема урока «Природа и человек в рассказе Паустовского «Заячьи лапы»

        Цель: развитие навыков контроля и самоконтроля, умения выделять самые важные аспекты в тексте

        Составить тест по расскавзу. Обменяться тетрадями, ответить на вопросы этого теста. Самые интересные и качественные варианты теста зачитываем перед классом и отвечаем на вопросы.

 Домашнее задание «Составить кроссворд по сказке о мёртвой царевне А.С. Пушкина»

Тема урока «А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

        Цель: развитие навыков контроля и самоконтроля, умения выделять самые важные аспекты в тексте

        Составить кроссворд по сказке о мёртвой царевне. На уроке отвечаем на вопросы, разбираем кроссворды, ребята отмечают плюсы и минусы.

Задание на осмысление текста (продуктивное чтение)

Тема урока «Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения»

        Цель: сформировать умение понимать прочитанное, вести диалог с автором

        Определение темы урока. Слышали ли вы когда-нибудь о Бородинской битве? Что это за битва? Рассказ о Лермонтове и его отношении к Отечественной войне 1812 года. Словарная работа. Обратимся к тексту. Кольцевая композиция стихотворения. Какой герой повествует о Бородинской битве? Как вы думаете, как он выглядит, что это за человек? Почему вы так считаете? Что задело вас за душу в этом стихотворении, что поразило? Каким чувством проникнуто это стихотворение? Посмотрите на иллюстрации и создайте свои рисунки.

Задание «восстановить строчку из сказки»

Тема урока «Сказки А.С. Пушкина»

        Цель: развить внимательность, навыки самоконтроля  

        На страницу сказки А. С. Пушкина попала вода. Попробуйте восстановить строки по тем буквам, которые у вас остались:

«Св_т     _ _й,    з_р_ _ _ ь_е!    с_аж_,

_а    _ _ю     _ра_д_     д_л_ _ и:

_     л_     _а     _в_ _е   _ _ _х    ми_ _е,

В_ _х    р_м_ _е_    и    б_л_ _?»

        Если возникают затруднения, кликаем по пропущенным буквам, дополняя строку. Затем проверяем себя (кликаем на слово «проверить»).        

  1.  Оценка уровня сформированности регулятивных УУД  у обучающихся 5-х классов

Показатели регулятивных УУД

Критерии оценки

Формы заданий

Уровень сформированности УУД

Отметка

Целепола

гание

Постановка частных задач на усвоение знаний (понять, запомнить, воспроизвести)

Творческие учебные задания

1

«3»

Принятие и  самостоятельная постановка новых учебных задач по аналогии

Проблемные ситуации

2

«4»

Постановка новых целей

Исследовательская деятельность

3

«5»

Планирование

Планирование путей достижения поставленных целей

Творческие учебные задания

1

«3»

Планирование действия во времени и регуляция  темпа его выполнения

Проблемные ситуации

2

«4»

Анализ условий выполнения поставленной задачи

Исследовательская деятельность

3

«5»

Анализ собственной деятельности

Анализ  степени трудности выполнения задания

Творческие учебные задания

1

«3»

Оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи, внесение корректив в процесс выполнения задачи.

Проблемные ситуации

2

«4»

Анализ причин проблем и неудач в выполнении деятельности и определение способов их устранения

Исследовательская деятельность

3

«5»

Само-

оценка

Самостоятельное применение способов оценки собственной деятельности

Творческие учебные задания

1

«3»

Умение принимать решение в проблемной ситуации

Проблемные ситуации

2

«4»

Самооценка своих возможностей управления процессом

Исследовательская деятельность

3

«5»

При формировании регулятивных УУД сталкиваюсь со следующими  трудностями:  

  • отсутствие понимания сути регулятивных учебных действий;
  • методическая неразработанность технологии формирования регулятивных учебных действий;
  • отсутствие методики оценки уровня достижений регулятивных учебных действий;
  • наличие  противоречий между всевозрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений.    
  1. Анализ результативности

Для формирования регулятивных учебных действий обучающихся был выделен ряд задач:

  • поддерживать и развивать интерес к предмету;
  • формировать приемы продуктивной деятельности, такие, как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.;
  • прививать навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;
  • развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся;
  • учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);
  • показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках истории и обществознания;
  • учить мыслить, видеть роль и место истории в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

Результатом этой деятельности стали достижения:

Мониторинг  успеваемости учащихся за 1-3 четверть 2017-2018 учебного года.

Начало года (входной контроль)

Конец 1 четверти

Конец 2 четверти

Конец 3 четверти

Русский язык 

 

 

 

класс

% качества

% успев.

% качества

% успев.

% качества

% успев.

% качества

78

100

81

100

82

100

80

75

100

77

100

77

100

78

70

100

73

100

75

100

76

Итого 

74

100

77

100

78

100

78

Литература 

 

5 а

84

100

86

100

86

100

87

5 б

82

100

85

100

87

100

87

5 в 

76

100

79

100

80

100

81

Итого 

81

100

83

100

84

100

85

Результаты внеурочной деятельности 1-3 четверть 2017-2018 уч. год

Мероприятие / уровень

Кол-во участников

Результат

Классный час «История школы», посвящённый юбилею школы (24.11.2017)/школьный

27 (5а класс)

Активное участие в подготовке и проведении классного часа

Конкурс  авторских стихов /школьный

16 (5а, 5б, 5в)

Конкурс предложили провести сами ребята, которые пишут стихи. Их идею поддержали ученики из других классов. Совместно мы разработали критерии оценивания и провели вечер авторских стихов

Филологическое соревнование

10 (две сборные команды)

Участие и оценка своих сил в соревновании по русскому языку (интересные виды заданий, коллективная работа)

Вечер авторских сказок

25 (5а, 5б, 5в)

Активное участие в подготовке и проведении вечера: ребята решали, какие виды деятельности нужно использовать на вечере (рисунки, сценка, чтение сказок и т.д.)

Литературные чтения, посвящённые теме природы в творчестве российских писателей

20 (5а, 5б, 5в)

Самостоятельный подбор произведений (не только из школьной программы), активное участие, создание костюмов (головные уборы «Времена года») и декораций

Вечер русской культуры

18 (5-е – 7-е классы)

Совместная работа с ребятами 7-х классов, участие в мероприятии

Конкурс чтецов (стихотворений о Югре)

10 (5-е классы)

Активное участие в подготовке и проведении мероприятия

Научно-практическая конференция

1 – Биктимирова Алёна Владиславовна, 5а класс

На школьной научно-практической конференции Алёна заняла 1 место в секции.

Её исследовательскую работу направили на конкурс «Открытие мира», НОУ.

Заключение

Таким образом, применение на практике системно-деятельностного подхода предполагает сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итог.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов.  Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной, учитывают взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

Введение новых стандартов нацелило на пересмотр позиций по оцениванию результатов деятельности учащихся. Коллективом нашей школы разработана и апробирована универсальная критериальная система оценивания учебных достижений школьников. На своих уроках применяю критериальное и формирующее оценивание, что позволяет определить уровень подготовки каждого ученика на всех этапах учебного процесса; отследить индивидуальный прогресс и провести коррекцию индивидуальной траектории физической подготовленности школьников.

Главной целью и основным результатом опыта является освоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.).  

Библиографический список

  1. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.
  2. Мамадалиев К. Р. Инновационные технологии в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 450-452.
  3. Обучение школьников продуктивному чтению // открытый урок - 1 сентября. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/101400/ (дата обращения: 05.12.2017).
  4. Проектирование урока с позиции формирования УУД // Урок РФ. URL: http://www.liveinternet.ru/users/4980570/post237934416/ (дата обращения: 06.12.2017).
  5. Стратегии развития инновационного развития РФ до 2020 года №222
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Приложения

Приложение 1.

Фото со школьной научно-практической конференции

C:\Users\user\Desktop\Фото школьное НОУ\KcXpQtdLaFA.jpg

C:\Users\user\Desktop\Фото школьное НОУ\U8eHOgLj0f8.jpg

Приложение 2.

Домашнее задание – кроссворд по сказке

(с дальнейшим решением и обсуждением в классе)

D:\Рабочий стол\Кроссворды\DSC04485.JPG

D:\Рабочий стол\Кроссворды\DSC04486 - копия.JPG

Приложение 3.

Придуманные учениками рассказы из скороговорок

Три сороки-тараторки тараторили на горке: «Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?». И завыли львы: «Бобр, будь добр, добудь кобр, ведь добр до бобрят бобр!». А бобр в ответ: «В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии». А сорока-тараторка затараторила на горке: «Была у Фрола, на Лавра Фролу наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру. А намедни были галчата в гостях у волчат, были волчата в гостях у галчат. Нынче волчата галдят, как галчата, и, как волчата, галчата молчат».

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером. Зимой на той горе везёт Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок! Сеню – с ног, Саню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугроб – хлоп! Тогда и навалилось снега в валенки Вале маленькой. Саня Сене с Соней сказывал: «Суровый суворовец Суворов сурово сверлил сверлом сырую стену суворовского училища. А в училище говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал».

Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса! Косил косарь Касьян да констатировал: «Коси, коса, пока роса. Роса долой – и мы домой». А косо кося косой косой, косой косился искоса. А там и пыль по полю летит от топота копыт!

Есть река – широка как Ока. В той реке карасёнку раз карась подарил раскраску. И сказал Карась:  «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка – три весёлых поросёнка:  карасёнок поросят перекрасил в карасят! С тем Карасём щука дружбу водила. За щекой у щуки щетки. Щетки у щуки за щекою. Щука глаза прищуривает, да не прищуриваются. А как-то раз ехал грека через ту реку. Видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку грека – цап! А сам грека думает: «А не из-за изобилия ли лилий сюда мадемуазелей возили?» На реке три корабля лавировали-лавировали, да так и не вылавировали. На корабле-то Осип орёт, Архип не отстаёт – кто кого переорёт. Осип охрип, Архип осип. На другом корабле Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Про это сорока на горке трещала: «В кармане Макара корова пропала!»

Приложение 4.

Тесты, составленные учениками

1. «Смотрит в поле, инда очи разболелись…». Слово «инда» обозначает  

1) очень  

2) сильно

3) даже

4) немного

2. Царь женился второй раз  

1) через год

2) через полтора года

3) через два года

4) через три года

3. Жениха царевны звали  

1) Елисей

2) Енисей

3) Моисей

4) Алексей

4. Как обзывает царица своё зеркало?  

1) Ах ты, гадкое стекло!  

2) Ах ты, мерзкое стекло!    

3) Ах ты, грязная стекляшка!  

4) Ты не зеркальце – стекло

5. «И царевна к ним сошла,  … хозяям отдала». Что отдала царевна?  

1) честь

2) хлеб

3) жбан

4) соль.

6. Царица родила дочь  

1) в рождество

2) в сочельник

3) на пасху

4) в масленицу

7. Приданое царевны – это

1) полцарства

2) семь торговых городов да сто сорок теремов        

3) три губернии

4) сто хоромов невысоких, тьма полей, лесов широких

8. Рассердившись, царица бросила зеркальце  

1) под лавку

2) под печку

3) под скамейку  

4) под стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...

Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...

Выступление на педагогическом совете "Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка".

Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)....

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО"

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ОООИз опыта работыучителя русского языка и литературы филиала МБОУ Пеклинской СОШРябчинской СОШАв...