Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Ханбикова Лейсан Камиловна

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Старошаймурзинская средняя общеобразовательная школа»

Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

«Формирование универсальных учебных действий

 на уроках русского языка и литературы

в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

C:\Users\Public\Pictures\Sample Pictures\школьники\8752e1d7192a170b54e5bae07cf7705e.jpg

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Ханбикова Л.К.

2015-2016 учебный год

ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Необходимо создать условия для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Так какой же должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством?

В Программе развития УУД для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно – этического оценивания, а также ориентации в социальных ролях  и межличностных отношениях. В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности. В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково – символические; логические и действия постановки и решения проблем. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Таким образом, ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную на уроке информацию, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации.

В соответствии с ФГОС ООО учитель долен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы. Следовательно, современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование УУД, является проблемно – диалогическим уроком.

В  начале года строить урок по такой схеме было несложно, потому что мои пятиклассники  в 4 классе обучались по ФГОС второго поколения, поэтому сформулировать и решить проблему самостоятельно могли все. Особенно хочется отметить учащихся, которые обладают высокой мотивацией к овладению новым материалом, всегда работают, им интересно всё. Это-Калимуллина Талия, Булатова Диля, Идрисова Дина, Еремеева Эвелина.

Общий настрой класса, его «эмоциональный портрет» позитивный. Вместе с тем нужно отметить хорошую организованность, желание сразу включиться в учебный процесс в начале урока. Ребята подвижные. В таких случаях полезно переключать деятельность учащихся, включая разные игровые моменты, используя физкультминутки. Достаточно сформирован уровень учебной дисциплинированности, общеучебные навыки.

 При подготовке к уроку стараюсь  четко определить, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Также хорошо продумываю проблемную ситуацию и подвожу к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. На этом  этапе работы чаще всего использую сравнительный анализ фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения стараюсь добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое вызывает у них удивление и приводит к формулировке проблемы урока. Например, на уроке русского языка при изучении тем возникает диалог, в процессе которого формулируется проблема и планируются пути ее решения. Происходит формирование  познавательных,  коммуникативных и регулятивных УУД. Формируются и личностные универсальные действия (адекватная позитивная самооценка, самоуважение) у тех детей, которые правильно отвечали на вопросы и сумели сформулировать проблему самостоятельно.

Исключением не являются и уроки литературы.  Особо хочется отметить, что именно на этих уроках, в первую очередь, и  происходит  формирование личностных универсальных учебных действий. Ведь при изучении  произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина  и других мастеров художественного слова у детей развиваются этические и эстетические чувства, основы экологической культуры, происходит формирование основ гражданской идентичности личности. Например, тема урока «М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Ученики подготовили индивидуальные сообщения и презентации, выступая в роли «историка» ( «Значение Бородинского сражения в истории войны 1812 года»),  «искусствоведа» («Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве»), «литературоведа» («Прототипы героев стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»). На этом же уроке формируются и коммуникативные действия, так как выступления обсуждаются, и регулятивные, потому что по ходу сообщений учителя и учащихся происходит заполнение правой части таблицы.

 

Герои Бородинского сражения 26 августа 1812года

М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.А.Тучков, Д.С.Дохтуров, Н.Н.Раевский, Ф.П.Уваров, М.И.Платов и другие

Значение Бородинского сражения

Значение Бородинской битвы в том, что Наполеон уже не смог одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне.

Художники и скульпторы, запечатлевшие Бородинское сражение

А.И.Дмитриев – Мамонов, Х.В.Фабер дю Фор, С.Карделли, Д.Доу, В.В.Верещагин, В.В.Мазуровский, И.П.Мартос, Б.И.Орловский, Ж.А.Гудон

Прототипы героев стихотворения

Федор Федорович Монахтин, Андреев

Особый интерес у учеников на уроках русского языка вызывает игра «Светофор», которая способствует формированию не только познавательных и регулятивных УУД, но и коммуникативных. Сначала провожу предварительную работу: пятиклассники в группах готовят необходимый для игры материал (кружки красного, желтого, зеленого цветов и 10 маленьких треугольников). Несмотря на то, что сейчас век ИКТ, делают они это с удовольствием. В начале урока каждый ученик получает конвертик с 3 кружками и 10 треугольниками. Данный вид работы можно проводить на любом этапе урока, но лучше тогда, когда надо проверить знания учащихся, потому что сразу становится видно, кто и как усвоил изученный материал. Например, уверенно озвучиваю утверждения по теме «Спряжение глаголов»:

1)глаголы борются, колышутся  относятся к первому спряжению (надо поднять зеленый кружок, потому что утверждение верно);

2)глаголы таять, сеять относятся ко второму спряжению (надо поднять красный кружок, потому что утверждение неверно);

3)в окончаниях  глаголов  пишет,  дышит  пишется буква и (надо поднять желтый кружок, потому что утверждение не совсем верно) и т.д.

По ходу выполнения заданий ученики комментируют свои действия, затем оценивают, подсчитывая количество треугольников, полученных за правильные ответы. Таким образом, в результате игры «Светофор» у учащихся формируются логические учебные действия, пятиклассники учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, учатся формулировать собственное мнение и позицию. На уроках русского языка и литературы  для формирования познавательных и регулятивных  УУД  часто использую задание «Докажи, что…».  Например, используя 5 грамматических признаков, докажи, что слово синева является именем существительным.

 Таким образом, при подготовке к уроку  следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу, то есть способствовать формированию универсальных учебных действий. Однако главной задачей учителя, по моему мнению, остается позитивное общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым, ведь человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения, и роль педагога в формировании духовно – нравственных ценностей  ребенка огромна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС

Конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС...

Урок русского языка в 5 классе в рамках реализации ФГОС.

Урок русского языка в 5 классе.Знакомство с новой темой....

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

Урок русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме «Фразеологизмы и их употребление в речи»

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями, целью которого является формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере те...

Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

ФИО (полностью)Мордвинова Надежда Михайловна Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №11 города Кинеля...

Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456

Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.  Современные дети должны:-...