Главные вкладки

    План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

    В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл koren_slova_v_gruppe_odnokorennyh_slov.docx22.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Корень слова в группе однокоренных слов» 5 класс

    Цели урока:

    Метапредметная : Расширить изучение понятия «однокоренные слова»

    Предметная: Обобщить знания обучающихся о корне слова

    Метапредметные задачи

    Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

    Познавательных

    Общеучебных:

    1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

    2. Искать и выделять необходимую информацию

    Логических:

    3. Устанавливать причинно-следственные связи;

    4. Строить логические цепи рассуждений;

    5. Выдвигать гипотезы

    Постановка и решение проблем:

    6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;

    Личностных

    1. Уметь слушать и вступать в диалог;

    2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами;

    Коммуникативных

    1.Проявлять любознательность при получении знаний;

    2.Проявлять интерес к изучению родного языка;

    3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

    Регулятивных

    1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать";

    2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;

    4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания;

    Предметные задачи

    Образовательные:

    конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах;

    закрепить умение распознавать однокоренные слова;

    обогащать речь детей.

    Развивающие:

    развивать орфографическую зоркость;

    развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную);

    развивать кругозор учащихся.

    Ход урока

    1. Орг.момент. Эмоциональный настрой


    II.   Групповая  работа над ассоциативным рядом со словом «корень»

    Запишите слова или словосочетания, которые приходят к вам, когда вы слышите слово «КОРЕНЬ».

    Дети записывают у себя на листочке, получается примерно следующее:
    корни дерева, корень цветка, корень слова, однокоренные слова.

    О каких понятиях корня идёт речь?

    Таким образом, дети выходят на два понятия корня – ботаническое и грамматическое.

    III. Сопоставление с культурно-историческим аналогом. Прочитайте, что по этому поводу говорят ученые.

     Каждой группе предлагаются листы с информацией: словарные статьи из толковых словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля.

    Словарь С.И. Ожегова

    Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы.
    2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя.
    3. Начало, источник, основа чего-то (перенос.) (корень зла).
    4. В грамматике: основная часть слова без ¬ и ^.
    5. В математике: математический квадратный корень.

    Словарь В.И. Даля

    Корень – 1. Подземная часть всякого растения.
    2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, которая вросла в тело.
    3. Мой корень – родина.
    4. Корень слова – слог или звук, от которого слово произошло.
    5. Математический корень.

    Диагностика (степень личного приращения знаний)

    Найдите общее в вашем выводе и у ученых.

    IV. Формулировка темы урока учащимися

    - Прежде чем сформулировать тему урока, скажите, какое значение слова «КОРЕНЬ» из перечисленных в толковых словарях важно на уроке русского языка?


    Создание проблемной ситуации(образовательной задачи)

    Работая в группах, вспомните, что вам известно об однокоренных словах и выясните, какие из предложенных слов являются однокоренными? Сформируйте из них группы однокоренных слов

    Гора, гористый, гореть, горелый, горный, загорал.

    В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное)

    Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов)

    - Определите тему нашего урока «Корень слова в группе однокоренных слов» или «Корень слова. Однокоренные слова»

    - А разве эта тема для вас новая?


    - Каковы же тогда цели нашей работы?


    V. Целеполагание. Сформулируйте их, используя незаконченные предложения
    (Дети записывают цели в тетради, опираясь на записи на доске)

     Цели урока:

    Я хочу узнать …новое о корне слова

    Мне надо учиться… находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому значению

    Я хочу развивать…орфографическую грамотность

    VI. Определение корня и однокоренных слов. Актуализация знаний

    Вспомните, какое определение корня вы давали в начальных классах?

    Начните заполнять таблицу, которая у вас на листочках

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал новое, научился

    Какую колонку вы заполните в конце урока?

    Учащиеся вспоминают, что такое лексическое значение слова.

    Работа в парах с упражнением учебника 79

    - Найдите родственные слова, выпишите их, обозначьте в них корни. Устно объясните лексическое значение данных слов.

    - Сделайте вывод о том, как правильно найти  корень слова и какие слова называются однокоренными

    VII. Физкультминутка

    VIII.  Тренировочные упражнения

    Работа в группах

    Задание. Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор

    На скалу набрасывались яростные ва/олы.- На лугу пасутся большие ва/олы.

    Ветер разве/ивает яркие флаги.- Чтение разве/ивает грамотность.

    Я да/ою сигнал. – Я да/ою корову

    - Проверьте по ключу правильность своей работы. Сделайте вывод по вашим наблюдениям.

    Индивидуальное задание у доски
    . На доске ряды слов. Найти «четвёртое лишнее», объяснить свой выбор:

    вода – водяной – водитель - подводник
    узнать – узко – узенький – поуже

    Ложь – положить – сложу - приложить

    Проверка выполненной работы.

    IX. Рефлексия – осознание пройденного пути.

    - Какие цели сегодня были достигнуты? Закончите фразу: «сегодня на уроке я…»

    - Закончите заполнение третьей колонки нашей таблицы.


    XII. Домашнее задание по выбору: составить игру «четвёртое лишнее»; выполнить упражнение 80; выписать из Толкового словаря 5-6 однокоренных слов со словарной статьёй


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова "Однокоренные слова"

    Представлен конспект урока по теме "Однокоренные слова" в 3 классе...

    разработка урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Лексика. Заимствованные слова"

    Данный конспект урока поможет учителям, работающим по новым ФГОС, в основной школе....

    Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

    Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...

    План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

    Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельности ...

    План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

    Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...