Главные вкладки

    План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Назарова Елена Александровна

    Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельности учащихся. 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok4_russ._yaz_v_5kl.docx21.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 5 – ом классе

    коррекционной школы VIII  вида

    Учитель: Назарова Е.А.

    Тема урока: Дифференциация написаний с разделительным твердым знаком и без него после приставок.

    Цели урока:

     Образовательная. Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твердым знаком.

    Коррекционно – развивающая. Коррекция недостатков речемыслительной деятельности учащихся.

    Воспитательная. Воспитывать осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками при изучении родного языка.

    Оборудование: презентация к уроку «Правописание слов с разделительным твердым знаком», карточки с буквами с, ъ, е, л, две картинки и рисунок радуги; схемы (альбом, № 47) и карточки с приставками (альбом, № 33), учебник «Русский язык» 5 класс для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 5 – е издание. Москва, «Просвещение» 2012 г., авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова.

    Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 5 – е издание. Москва, «Просвещение» 2012 г. Дидактический материал по русскому языку для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида с методическими рекомендациями для учителя. Автор: Якубовская Э.В. Москва, «Просвещение», 2008 г.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

     Организация класса. Психологический настрой.

    1. Работа по теме урока. Различение смыслового значения слов с разделительным твердым знаком и без него. (Слайды 1 – 4)
    1. Наблюдение за изменением значения сходных по буквенному составу слов, в зависимости от наличия твердого знака в
      них.

    •        Прочитать слово, составленное учителем из отдельных букв на
    доске.

    сел

    Ученики читают составленное из букв слово, а учитель записывает его на доске.

    •        Прочитать то же слово после того, как учитель вставит в это
    слово ъ.

    съел

    Учитель записывает второе слово. Получается запись на доске: сел съел.

    • Сравнить слова по значению.
    • Определить, чем они различаются при произнесении. (Согласный сливается с гласным и не сливается.)
    • Подписать данными словами две картинки: мальчик сидит на стуле, мальчик доедает яблоко.
    • Сделать вывод.
    • Какую роль играет твердый знак в слове? (Он показывает, что согласный не сливается с последующим гласным. Он помогает различать слова по их значению.)
    • В каких случаях пишется разделительный твердый знак? Расскажите, опираясь на схему (альбом, № 47).

    2)        Дидактическая игра «Исправь ошибки в словах». (Слайды 5 – 7)

    —        Из слов убежал разделительный твердый знак, и слова  потеряли смысл. Прочитайте все слова и скажите, какие из них потеряли смысл.

    Увидел, ветка, въехал, ворона, обелись, обед.

    • Как вернуть словам смысл?
    • Произнесите их правильно: въехал, объелись.
    • Запишите слова с разделительным твердым знаком. Подчеркните твердый знак, выделите приставку, отметьте согласный и гласный, которые при произнесении слова не сливаются.

    3.  Работа с текстом (учебник, упражнение № 135).

    1)        Чтение текста и анализ его по содержанию.

    • О ком говорится в тексте?
    • Как ворона прихорашивалась после дождя? Найдите слова в тексте.    (Взъерошилась, отряхнулась, расправила хвост.)
    • Что увидела ворона на небе? Найдите об этом предложение-загадку.
    • Отгадайте загадку, и вы увидите рисунок этих ворот. (Рисунок радуги.)

    2)        Составление плана к тексту.

    • Сколько частей в тексте?
    • Давайте составим план текста. Для этого озаглавим каждую часть. (Дождь прошел. Ворона прихорашивается. Радуга.)

    3) Списывание текста с объяснением правописания приставок в словах, отмеченных вопросительным знаком.

    • Прочитайте слова с вопросительным знаком после приставок.
    • Почему в словах поставлен вопросительный знак после приставок? (Спрашивается, писать или не писать твердый знак.)
    • Ответьте.
    • Спишите любую из трех частей текста, озаглавив ее.
    1. Физминутка. 

    1. Комплекс упражнений для глаз.

    2. Выполнение движений на внимание.

    Мы осанку исправляем,

    Спинки дружно прогибаем

    Вправо, влево мы нагнулись,

    До носочков дотянулись,

    Плечи вверх, назад и вниз.

    Улыбайся и садись.

    1.  Дидактическая игра «Ехал-ехал».

    У каждого ученика по одной карточке с приставкой (см. альбом, № 33).

    Нужно составить словосочетание, используя слово ехал с приставкой. Начинает учитель: поехал по дороге, ...

    В конце игры учащиеся записывают на доске под схемой (с альбом, № 47) словосочетания, в которых есть слова с разделительным твердым знаком после приставок. Каждый ученик, работающий у доски, должен объяснить по схеме правописание разделительно твердого знака после приставки. В схеме раскрасить значок гласного звука.

    6.  Задание на дом (рабочая тетрадь 1, № 179).

    - Прочитайте текст.

    - Скажите, каким был мышонок.

    - Отразите это в заглавии. Заглавие запишите.

    На дом: вставить, где нужно, разделительный твердый знак и выписать слова в два столбика, как указано в рабочей тетради.

    Проверка домашнего задания на следующем уроке: вспомнить

     содержание текста и записать ответы на вопросы (в рабочей тетради). 

    7.Подведение итогов урока. (Слайды 7 - 9)

    —        Вспомните и перечислите как можно больше слов с разделительным твердым знаком. Каждый из вас должен назвать слово.

    Для активизации словаря учитель использует опосредованную подсказку: вспомнить, что сделала ворона: взъе..., объя...; вспомнить слова, из которых убежал твердый знак: въе..., объе...; как называются грибы, которые нельзя употреблять в пищу?

    —        В каких случаях пишется разделительный твердый знак?

    8.  Выставление оценок учащимся.

              Комментарии результатов работы учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

    Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

    план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

    Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

    План – конспект урока английского языка, 8 класс Тема: Great Britain

    Отрабатывать фонетические навыки на конкретном примере; учить понимать иностранную речь в игровых ситуациях. Прививать интерес к культуре, традициям, достопримечательностям англоязычных стран; воспиты...

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

    Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

    Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...