Главные вкладки

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Мешкова Валентина Николаевна

    Конспект урока русского языка

    _6___ класс

    Тема: Местоимение как часть речи.

    Роль местоимений в письменной и устной речи

     

    Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

     

    Цель деятельности учителя: создать условия для формирования умений находить местоимения в тексте, обобщать материал в таблице, повторение пунктуационных правил и норм

    Планируемые результаты:

    Предметные: имеют представления о местоимении; определяют местоимения в тексте;; составляют и извлекают необходимую информацию из справочных материалов.

    Метапредметные:

    Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества; развивают морально - нравственные качества личности.

    Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно - следственные связи.

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями.

     

    Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, умеют формулировать собственное мнение и позицию, выстраивают учебный диалог с учителем.

    Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация

     

    Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.

    Эпиграф урока

    «…Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда «вынужденно освобождают игру» знаменательные слова.

    Реформатский Александр Александрович – российский языковед( 1900 – 1978гг.)

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка

    _6___ класс

    Тема: Местоимение как часть речи.

    Роль местоимений в письменной и устной речи

    Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

    Цель деятельности учителя: создать условия для формирования умений находить местоимения в тексте, обобщать материал в таблице, повторение пунктуационных правил и норм

    Планируемые результаты:

    Предметные: имеют представления о местоимении; определяют местоимения в тексте;; составляют и извлекают необходимую информацию из справочных материалов.

    Метапредметные:

    Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества; развивают морально - нравственные качества личности.

    Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно - следственные связи.

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями.

    Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, умеют формулировать собственное мнение и позицию, выстраивают учебный диалог с учителем.

    Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация

     

    Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.

    Эпиграф урока

    «…Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда «вынужденно освобождают игру» знаменательные слова.

    Реформатский Александр Александрович – российский языковед( 1900 – 1978гг.)

    •  

    Ход урока.

    Конспект

    Используемые приёмы

    педагогической техники

    Организационный момент

    Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
    Улыбайся также радости друзей.
    Уж тогда и жизнь покажется чудесней,
    При любом ненастье, при любой грозе.

    - Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись, чтобы у вас все получилось

    (Название приёма,

     если используется)

    Мотивация учащихся на учебную деятельность

    Очень часто мы  в работах творческого характера (сочинения, изложения и т.д) допускаем речевые ошибки. Одной из них является неоправданный повтор одних и тех же слов. Но есть такая часть речи, помогающая избежать этой ошибки. Именно о такой части речи предстоит нам сегодня поговорить.

    Введение в тему

    Тема урока и цели

    Тема сегодняшнего урока: Местоимение как часть речи

    - Над чем мы сегодня будем работать?

    - Чему нужно сегодня научиться?

    Обсуждение эпиграфа.

    «…выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда «вынужденно освобождают игру» знаменательные слова.

    Реформатский Александр Александрович – российский языковед( 1900 – 1978гг.)

    Я о себе такого мнения:

    Огромна роль----------------!

    Работе отдаюсь сполна:

    Я заменяю имена.

    - О какой части речи идет речь?

    ( О местоимении)

    Страница » Корректор»

    Работа с текстом

     - Выразительно прочитайте текст.

     - В тексте есть ошибки, которые вы должны исправить

    А начнем работу сегодня над редактированием его

    В доме у нас жил ежик. Ежик был ручной.

    Когда ежика гладили, ежик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким.За Работа в группах( редактирование текста,  формулировка вывода)это мы ежика прозвали Пушком.

    - В чем несовершенство данного текста?

    -Как называется речевая ошибка, состоящая в неоправданном повторе в тексте одного и того же слова?( Тавтология)

    - Что нужно сделать, чтобы не было повторов слова?

    ( Заменить местоимением)

    - Какой вывод мы можем сделать о местоимении?

    (Местоимение – важнейшее средство в тексте, позволяющее исключить лексические повторы)

    Отредактированный текст:В доме у нас жил ежик . Он был ручной. Когда зверька гладили, тот прижимал к спине колючки и делался

    совсем мягким.За это мы его прозвали Пушком.)

    Вывод: местоимения в речи заменяют имена существительные, прилагательные , числительные и наречия.

    Словарная орфографическая работа

    Игра»Или нет , или да»

    Местоимение – это часть речи?

    Местоимение обозначает предмет, признак предмета, количество?

    Местоимение – важная часть речи?

    Физминутка

    Достойная замена

    - Будьте любезны, - как- то обратилось  Имя существительное к Местоимению, - займите мое место на время, я уже всем глаза намозолило… И встало Местоимение на место Существительного. Но вот беда:  имя унесло с собой Существительное. И пришлось Местоимению не называть имя предмета . а лишь указывать на него.

    Занимательная лингвистика

    Загадки – шутки

     - Какое местоимение спрятано в алфавите?

    ( я)

    - Какие местоимения встречаются на дороге и мешают транспорту?( Я, мы)

    - Какое местоимение нужно спрятать за букву ц, чтобы получилось название грызуна?( за – я –ц)

    Задание в группах: заменить существительные местоимениями, найти в предложениях местоимения и определить их синтаксическую роль

    Велик океан, но и капля для океана – прибыль.

    Лучше не иметь сердца, чем не иметь в сердце любовь к народу.

    Одна у человека мать, одна у человека и родина.

     -  Какие части речи заменяют местоимения?

    - Какими членами предложения являются местоимения?

    ( местоимения в предложении являются подлежащим, дополнением , определением.)

    - Какую часть речи не может заменить местоимение?

    а) имя числительное

    б) имя прилагательное

    в) глагол

    г)  имя числительное

    Рефлексия

    Сегодня на уроке я научился…

    Сегодня на уроке мне понравилось..

    Сегодня на уроке я повторил..

    Сегодня на уроке я закрепил..

    Оцените свое настроение на уроке

    Итог урока

    Местоимение – важная часть речи.

    Благодаря местоимениям наша речь становится яркой, выразительной, точной.

    Функции местоимений в тексте:

    помогают избежать повтора слов,

    обеспечивают связь между предложениями

    Домашнее задание:

    1.  уровень(минимальный) - упр 416
    2. Уровень( тренировочный) выписать из художественного произведения 4 предложенияс местоимениями , определить их синтаксическую роль

    3)уровень творческое задание( составить ребусы, кроссворды о местоимениях) или

    творческое задание( составить сказку на тему» Местоимение»

    Работа в группах( редактирование текста, формулировка вывода)

    Прием»Лови ошибку»

    Эвристическая беседа

    Прием»Игра»

     

    Самостоятельная работа в группах

    Прием»Ярмарка настроений»

    Прием» Три уровня домашнего задания»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока русского языка в 7 классе "Местоимение как часть речи"

    План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы VIII вида "Местоимение как часть речи"...

    Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"

    Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи" по УМК Ладыженской, Баранова. Первый урок в разделе "Местоимение". Этот урок был проведен в ГКОУ "Казачий кадетский корпус" (г. Буденно...

    Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"

    Презентация к уроку русского языка "Местоимение как часть речи" рассчитана на учащихся 6 класса, обучающихся по УМК Т.А.Ладыженской. Может быть использована для знакомства с разрядами местоимений. Зад...

    Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"

    Данный урок является уроком изучения нового материала по теме «Местоимение как часть речи». Учитель ставит задачу совершенствования   языковых знаний, умений и навыков по данной теме. На уро...

    Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

    Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

    Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»

    Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений» по УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для...