Главные вкладки

    Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.kategoriya_sostoyaniya.docx30.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Категория состояния как часть речи

    Цель:

    1. Дать представление о категории состояния как части речи; учить опознавать и употреблять слова категории состояния.
    2. Совершенствовать навыки синтаксического разбора предложения; увеличить объем грамматических средств для выражения мысли.
    3. Развивать аналитические способности.
    4. Воспитывать уважительное отношение к природе.

    Ход урока.

    1. Орг.момент. записать дату, классная работа. Оставьте строчку для записи темы урока.

    1. Мотивация к изучению нового материала.

    -Знаете ли вы, что 2017 год в России объявлен  Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. Это мероприятие призвано привлечь внимание общества к проблемам экологии Российской Федерации, а также  к сохранению биологического разнообразия.

    - Давайте начнем наш урок с разговора о природе.

    1. Прочитайте стихотворение.

    Взаимность

    Если из гнезда упала птица –

    Мне не спится.

    Если где-то умер зверь в берлоге –

    Я в тревоге.

    Если раздавлю зерно невольно –

    Мне больно.

    Если ствол рванулся бесшабашно –

    Мне страшно.        

    Им бы жить да жить на белом свете –

    Я в ответе.

    Я ведь тоже ими – как ни мерьте –

    Защищён от смерти.              (С. Островой.)

    1. Определите тему стихотворения.

    - Как вы понимаете строчку «Если ствол рванулся бесшабашно…»?

    Значит, слово «ствол» имеет несколько значений. Как называются такие слова?

    Определите лексическое значение слова «бесшабашно».

    Бесшабашно – от прил. бесшабашный — разг. 1. Безрассудный, беспечный (о человеке). 2. перен. Безудержный, отчаянный.

    Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 

    О каком отношении  человека к природе это  говорит?

    - Почему стихотворение называется «Взаимность»? Каково лексическое значение этого слова?

    Взаимность – 1. От прил. Взаимный – Общий для обеих сторон, обоюдный; обусловленный один другим, связанный один с другим

    2.ответное чувство любви, симпатии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

    Определите и основную мысль стихотворения.

    1. Объясните правописание слов с выделенными орфограммами.
    2. С помощью каких слов автор выражает свои чувства?

    Выпишите выделенные части сложных предложений. Выполните их синтаксический разбор.

    Мнебольно.

    Мнестрашно.

    - Какой частью речи являются слова «больно», «страшно»?Подумайте, как вы будете аргументировать свою точку зрения.

    1. Обозначают состояние человека.

    2. Не зависят от других слов в предложении, не изменяются.

    3. В предложении являются сказуемыми.

    Вывод: можно ли отнести эти слова к наречиям?

    Вопрос о том, какой частью речи являются данные слова, непростой. В школьной лингвистике это особая часть речи, которая называется Категория состояния.

    1. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

    Тема нашего урока «Слова категории состояния как часть речи» - слайд. Запишите тему в тетрадь.

    - Какие цели вы поставите на этот урок?

    Цель 1. Узнать, что такое СКС.

    1. Изучение нового материала. Сообщение уч-ся.

    - Прослушайте сообщение Вани об этой части речи. После этого нужно будет ответить на вопросы по теме.

    - что обозначают СКС?

    - какие грамматические признаки имеют СКС?

    - каким членом предложения являются СКС?

    - кто из лингвистов первым выделил КС в самост.ч.р.?

    Учебник: Русский язык: учебник для 7 классов общеобразов. учреждений / Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и другие. – М.: Просвещение, 2015.

    Откройте учебник с. 127. Найдите в §45 информацию о КС, которая не прозвучала в сообщении. Прочитать.

    Вывод: итак, вы познакомились со словами категории состояния.

    1. Закрепление изученного.

    А) Давайте уточним значения СКС.  Прочитайте, что могут обозначать СКС. Обратите внимание на слова в последнем столбике, о которых в учебнике не говорится.

    Работа в парах. Дополните таблицу примерами. Работайте парами, советуйтесь друг с другом.

    Слова КС обозначают

    Состояние природы и окружающей среды

    Душевное и физическое состояние человека

    Количественные, временные, пространственные отношения

    Зрительные, слуховые восприятия

    Оценка состояния

    Необходимость, возможность

    Морозно,

    Весело,

    Мало, просторно,

    Видно,

    Хорошо,

    Можно, нужно,

    Составьте предложения со словами каждой группы. Проверить.

    Б) Вы должны уметь отличать СКС омонимичных частей речи. 

    Запишите предложения.

    1. Лицо Вити было спокойно.
    2. На рассвете мальчик заснул спокойно.
    3. Мальчику стало спокойно.

    Определите значение выделенных слов, их синтаксическую роль.

    Укажите части речи. ПРОВЕРИТЬ. СЛАЙД

    В) Выполните задание.

    1 вариант. Прочитайте предложения. Какими частями речи являются выделенные слова. Запишите в таблицу номера предложений.

    Прилагательные

    Наречия

    Существительные

    СКС

    2,8

    1, 4

    1. Весело прошли зимние каникулы.

    2. Это произведение вовсе не смешно.

    3. Мне смешно это слушать.

    4. Ты умеешь смешно рассказывать.

    5. Лень не доведет тебя до добра.

    6. Вставать по утрам было лень.

    7. На празднике весело и интересно.

    8. Выступление артистов интересно.                              ПРОВЕРКА - СЛАЙД

    2 вариант.

    Составьте предложения, в которых  слово «грустно» являлось бы а) категорией состояния, б) прилагательным, в) наречием. Ухатов – на доске.

    Составьте предложения, в которых  слово «охота» являлось бы а) категорией состояния, б) существительным. Алисов – на доске.

    Мы познакомились с СКС. Выяснили общее значение, синтаксическую роль этих слов. Учились отличать СКС от омонимичных частей речи.

    Какую же роль играют эти слова в тексте?

    1. Прочитайте текст.

    1)Тихо.  2)Между деревьями синим столбом подымается прямой дым. 3)Тепло, светло и так прекрасно, спокойно, как не бывает весной.

             4)А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

    5)Нашли же они себе место: им хорошо, и нам не мешают! 6)Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и никто никому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире. (М. Пришвин)

    2. Определите тему и основную мысль текста. Какая мысль объединяет  текст М. Пришвина  и  стихотворение С. Острового?

    3. Озаглавьте текст.

    4. Объясните правописание выделенных слов.

    5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

    5. Допишите текст с пропусками. У вас получится небольшое сочинение-рассуждение о роли СКС в тексте.

    1 вариант.

    С помощью слов категории состояния можно __________________________________________.

    Слова категории состояния часто используются в произведениях художественной литературы.

    Так, в тексте М. Пришвина  _________________________ __________________ ________ _____ _____________________________________________________________________________________________________________.

    Номера предложений указывайте в скобках. Слова категории состояния выписывайте из текста в кавычках.

     2 вариант

    С помощью слов категории состояния можно __________________________________________.

    Слова категории состояния часто используются в произведениях художественной литературы.

    Так, в тексте М. Пришвина  слова «__________________________________________» выражают _________________________ (предложение №___). А в предложении №____ с помощью слова категории состояния «____________» писатель передаёт ___________________.

    Проверить 2-3 ученика.

    1. Подведение итогов урока. Вспомним, какие цели мы поставили в начале урока.

    Что вы узнали на уроке? Чему научились?

    Отметки!

    Используя слова  категории состояния,  опишите ваши впечатления об уроке.

    Мне было______________ , _______________, ______________.

    Д.з.  § 45 упр. 277 или сочинение-миниатюра с использованием СКС «Радость весны», «В весеннем лесу» и т.п. СКС почеркнуть как члены предложения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

    Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

    План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

    Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

    Урок русского языка по теме "Союз как часть речи".7 класс

    Урок -путешествие по теме "Союз как часть речи" для учащихся 7 класса...

    Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»

    Цели урока         развивать речь ,  логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и  углубить     знания по теме "Глагол»; воспитыв...

    Конспект урока русского языка по теме "Глагол как часть речи".

    СЦЕНАРИЙ УРОКАс использованием технологии развития критического мышления через  чтение и письмо на тему «Глагол как часть речи»...

    Презентация к уроку русского языка "Слова категории состояния"

    Презентация к уроку русского языка "Слова категории состояния"...

    Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

    Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...