Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений» по УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений» | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.6 класс
Учебный предмет: русский язык
Учитель: Григорьева Надежда Владимировна
Класс: 6
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Тема урока: «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»
Урок «открытия» нового знания.
Цели урока
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,
развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2.Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. 3.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). 4.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации 5.Этап построения проекта выхода из затруднения. 6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи Физкультминутка. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи 8. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: закрепить полученные знания 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности Домашнее задание. | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы! Читаю стихотворение Я рада видеть каждого из вас, И пусть зима прохладой в окна дышит. Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс друг друга понимает, Чувствует и слышит. - В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их. - Какой частью речи являются данные слова? - Какой теме будет посвящен наш урок? - Сообщение темы и цели урока Запись даты и темы урока - Изучать местоимение мы будем по следующему плану: 1. Общее грамматическое значение, вопросы. 2. Морфологические признаки. Разряды. 3. Синтаксическая функция. 4. Роль и употребление в речи. Создает проблемную ситуацию Работа с предложением. Такая она скоро придет к нам. - Понятен ли вам смысл этого предложения? - Кто или что она такая? Попробуйте заменить слова сущ., прилагательными. НО: вспомните о том, какой праздник у нас будет отмечаться? - Какое получилось предложение? -Вместо каких слов употреблялись местоимения такой, он, несколько? Самостоятельная работа в парах. Задача. Определите морфологические признаки местоимений в данном предложении. Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости. - Какие морфологические признаки имеет местоимение? ( листы на доске) … Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова. (А.А.Реформатский.) Как называет местоимение Реформатский? Почему?
= Просклоняйте письменно местоимение ОНА = Определите род и число местоимения ТАКАЯ = Какой можно сделать вывод? - Как вы думаете, отличаются ли данные местоимения друг от друга? Гимнастика под песню «Родина моя» (Я, ты, он, она…..) Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости. = Какие местоимения были употреблены в этой песне? Почему они так называются? Какова их особенность? - Могут ли быть другие местоимения в нашей речи? - Какие? С какими местоимениями встречались? У местоимений есть разряды. КАКИЕ? Письменно составьте предложение о масленице: СКОЛЬКО ДНЕЙ ДЛИТСЯ МАСЛЕНИЦА? -Какова особенность образования этих местоимений?(суффиксы , приставки) - Когда пишется НИ, а когда НЕ? - Составьте словосочетание на тему МАСЛЕНИЦА(НАША МАСЛЕНИЦА) -Определить род следующих местоимений: ТА,ЭТО,КАКОЙ -Придумайте предложение с определительными местоимениями (Масленица - самый весёлый праздник). Сколько разрядов есть у местоимений?(обращаю внимание на доску) -Вернемся к записанным предложениям. Какую синтаксическую роль выполняют местоимения? - Запишите предложение : Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. А. А. Блок - Какое задание вы могли бы дать своему соседу по парте? - Какие действия вы будете совершать, выполняя задание? = ВЫВОД : синт. роль местоимений - Зачем нам нужны местоимения? Фронтальная проверка. - Кому из вас потребовалась помощь? - На каком этапе работы? - По алгоритму возникли затруднения? РЕЗЕРВ: Придумать рекламу местоимения.
-О какой части речи мы сегодня говорили на уроке? Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить? - Довольны ли вы своей работой на уроке? Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению. Написать благодарственное письмо местоимению | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. Называют слова: каждого, из вас, нам, наш слова являются местоимениями - наш урок будет посвящен местоимению - работают в тетрадях, записывают дату и тему урока Записывают предложение в тетрадь. Отвечают на поставленные вопросы. Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос. Накладываются существительные, прилагательные, числительные на места местоимений. Читают предложение. ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА СКОРО ПРИДЕТ К НАМ. Отвечают. Записывают высказывание в тетради.
Отвечают. Почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают. Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его. =ОНА,ЕЁ,ЕЙ,ЕЁ(масленицу),ЕЮ(ЕЙ),о НЕЙ Записывают в тетрадь. =Ед.ч., ж.р. =местоимение могут изменяться по падежам, числам и иметь род = Да. Первое относится к личным местоимениям = 1)ЛИЧНЫЕ. Они указывают на лицо. =Да. = Называют: который… и др. = Находим в учебнике , знакомимся =2)Возвратное местоимение СЕБЯ 3-4)Вопросительные(относительные) – кто, что, какой, чей, сколько, каков, который (час) 5)Неопределённые местоимения: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь. 6)Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. 7)Притяжательные местоимения: мой, твой, свой, наш, ваш. 8)Указательные местоимения: тот, этот, такой, таков, столько. 9)Определительные местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. =ДЕВЯТЬ =Обстоятельство, определение =Определить синтаксическую роль =Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. А. А. Блок Работают в группах, выполняют задание. = местоимения могут быть подлежащим, опред., дополнением и др. Украшают, дополняют подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным.
В предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением. «Изучайте местоимения! Они обогащают нашу речь». Учащиеся отвечают. Задают возникшие вопросы. | Личностные - настрой на позитивное начало урока Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные – планирование урока Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков
Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа. Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации. Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли. Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи. Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка. Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок. Регулятивные – контроль,оценка,коррекция. Личностные – формирование критического мышления. Регулятивные – понимание цели этого этапа работы. Коммуникативные – умение сотрудничать. Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.
Регулятивные – понимание цели того этапа работы. Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы. Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других
Познавательные – умение анализировать информацию. Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.
Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».
Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...
Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»
Цели урока развивать речь , логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и углубить знания по теме "Глагол»; воспитыв...
Конспект урока русского языка по теме "Глагол как часть речи".
СЦЕНАРИЙ УРОКАс использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на тему «Глагол как часть речи»...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс
Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...
Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...