Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Коваленко Людмила Викторовна

Цели:

- Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»

Знать:

- о роли местоимений в тексте;

- о синтаксической функции местоимений;

- познакомить учащихся с разрядами местоимений

 Уметь:

 - находить местоимения в речи; определять их роль в текстах;

- правильно употреблять местоимения;

- развивать память, речь, мышление, воображение;

- воспитывать любовь к русскому язык;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_kak_chast_rechi._razryad_mestoimeniy._6klass.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Местоимение как часть речи. Разряд местоимений. 6класс

Цели:

- Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»

Знать:

- о роли местоимений в тексте;

- о синтаксической функции местоимений;

- познакомить учащихся с разрядами местоимений

 Уметь:

 - находить местоимения в речи; определять их роль в текстах;

- правильно употреблять местоимения;

- развивать память, речь, мышление, воображение;

- воспитывать любовь к русскому язык;

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение целей и задач урока.

Основная часть урока.

Учитель: Эпиграф к нашему уроку: Известный советский лингвист А.А. Реформатский писал о местоимениях: «Они как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынуждено «освобождают игру» знаменательные слова».

Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы отправляемся в путешествие. А путешествовать мы будем по «Океану местоимений».

- Я представляю вам владыку этих безбрежных просторов. Это «Местоимение».

Уч-ся: Прежде чем отправиться в путешествие, послушайте, как широк и многообразен мир местоимений.

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Однако частота местоимений резко отличается от частоты других частей речи, в данном случае существительных и глаголов. Это отличие обусловлено тем, что существительных среди десяти тысяч самых частотных слов насчитывается около четырёх тысяч, глаголов – около двух с половиной тысяч, а местоимений – всего 69. Отсюда ясно, что при малом количественном составе, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи, как в устной, тик и в письменной. В общем частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений. Вот эти местоимения: я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.

Возникает законный вопрос: «А зачем нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи?» нет, без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества, о которых уже упоминалось раньше. Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные, а они, как правило, длиннее местоимений. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.

Известный советский лингвист А.А. Реформатский образно писал о местоимениях: «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета…» Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходит на поле, когда вынужденно «Освобождают игру» знаменательные слова».

(от латинского pronomen – вместо имени)

Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Местоимения, как правило изменяются по падежам. Есть местоимения, которые кроме того, изменяются по родам и числам.

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

Прежде чем отправиться в путешествие, откройте свои путеводные листы (т.е. тетрадь)

Учитель: - Итак, отправляемся в путешествие на корабле по океану местоимений. (Звучит музыка с магическими звуками, природы «Голубая лагуна».)

- Вижу, вижу!

- Мы приближаемся к острову личных местоимений. Что же там интересного. А вот и его первый житель.

(Уч-ся: рассказ о «личных местоимениях»)

Личные местоимения.

Есть такие местоимения. Которые богаче существительных. У них есть лица. Целых 3! Таких местоимений немного. Вот они: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Попробуйте вспомнить или сообразить какие из них 1-го лица? Я, ты.

– какие 2-го лица? Ты, вы.

–какие 3-го лица? Он, оно, она, они.

Из-за того, что эти местоимения имеют лицо, они называются личными. Некоторые из них имеют род. Какое из них м.р. (ОН), какое сред.рода (ОНО), а какое жен.рода (ОНА)?

Запомните эти местоимения, различайте их лица и числа. Запишите их в тетрадь. (Уч-ся записывают). Личные местоимения очень часто употребляются в поэтической речи. Послушайте отрывки из стихотворений различных авторов и потом назовите местоимения, которые вы услышали.

Николай Рубцов

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез…

… Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Анна Ахматова

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

Сергей Есенин

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Назовите местоимения, которые были употреблены в отрывках стихотворений! (Уч-ся называют) При ответе используйте речевую модель.

Местоимения:

Ты      Вы

Вы, конечно, знаете, что в русском языке ТЫ – это обращение к одному человеку, а ВЫ – ко многим. Но у этих слов есть ещё один смысловой оттенок. Вы говорят и при обращении к одному человеку. Это обращение вежливое и в какой-то мере официальное. Чужие друг другу взрослые люди говорят одни другому Вы. Но когда их отношения становятся более дружественными, более близкими и тёплыми, они переходят на ТЫ.

Послушайте стихотворение А.С. Пушкина

Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей, с нее нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!

Послушайте ещё один случай, который произошёл с учительницей Анной Рудольфовной и с 6 «Г» классом. Анна Рудольфовна была единственной учительницей в нашем классе, да, пожалуй, и во всей школе, которая называла учеников на «вы». С этим «вы» у нас случалось много разных историй. Вот, например, скажет Анна Рудольфовна ученику, стоящему у доски: «Вы свободны», и мы дружно вскакиваем со своих мест.

Уч-к: А подробнее с личным местоимением (т.е.) со мной вы познакомитесь на следующем уроке и подробнее узнаете обо мне, о склонении, о правописании предлогов с местоимением и другое.

Учитель: - Да, интересный остров и не менее интересные жители на нём.

- Путешествие продолжается (звучит музыка).

- Погода великолепная, слышен крик чаек, а мы приближаемся к следующему острову «Возвратного местоимения»

Уч-ся: (рассказ о разряде)

Возвратное местоимение

-себя-

А я отличаюсь от всех других местоимений. Я – одно в отличие от других и это местоимение СЕБЯ. Я очень мудрое местоимение и поэтому я скажу вам тоже одну очень древнюю мудрость: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Запомните и запишите эту древнюю мудрость в тетрадь.

Как вы понимаете это высказывание? (Ребята отвечают)

А теперь запишите в тетрадь этот разряд: местоимение Себя – оно возвратное.

Это местоимение указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет И.п., не имеют рода и числа.

Послушайте народную мудрость использованием возвратного местоимения СЕБЯ.

Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
(Как вы понимаете эту народную мудрость?)

Нет лучше шутки, чем над собой. (А как вы понимаете эту народную мудрость?)

Учитель: - Да, действительно, мудрое местоимение и очень мудрые вещи говорит. Вы согласны, ребята?

- Путешествие продолжается (звучит музыка).

- Погода нам сопутствует. Вижу остров «Вопросительных и относительных местоимений».

- Что же мы там узнаем нового.

Уч-ся: (рассказ о разряде)

Вопросительные местоимения и относительные.

Вопросительные местоимения могут использоваться не только в вопросительных предложениях, но и в восклицательных. Они служат для выражения вопроса. Запишите их в тетрадь и запомните их.

Послушайте отрывок из стихотворения Е. Благининой, а потом назовите, какие вопросительные местоимения вы услышали.

Кто варежки пёстрые вяжет,

Старинные песни поёт? 

Кто сказку такую расскажет,

Что снится всю ночь напролёт... 

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею?

О ком сочинила стихи?"

(Уч-ся называют)

А давайте вспомним басню Крылова «Ворона и лисица» (т.е. отрывок из этой басни, где лисица хвалит перья и клюв вороны)

Какие пёрышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись.

Вот вам пример того, что местоимения из одних разрядов могут выполнять работу местоимений из других разрядов.

Местоимения: кто, что, какой, который, чей, сколько – могут, как актёры, выступать в разных ролях. Об одной роли вы уже знаете: это вопросительные местоимения, и они помогают спрашивать.

А следующий разряд – это относительные местоимения. В отличии от вопросительных местоимений у них нет вопроса.

Запишите их в тетрадь.

Местоимения служат для связи простых предложений в составе сложного предложения.

Например: 1) Мы вышли на поляну и увидели, что произошло в лесу.

2) Посмотрите, какие цветы растут на поляне.

Звучит музыка.

Учитель: - Погода стала неопределённо меняться. Вижу что-то неопределённое. Остров «Неопределённых местоимений».

Уч-ся: (рассказ о разряде)

Неопределённые местоимения.

Попробуйте обнаружить общий смысл у таких местоимений: некто, ничто, кое-что, как-нибудь, что-нибудь, кто-либо, некоторый, несколько.

Все эти местоимения обозначают что-то неопределённое.

Эти местоимения называются неопределёнными.

Обратите внимание!

У всех неопределённых местоимений, которые начинаются с НЕ, гласная стоит в сильной позиции – под ударением: нЕкто, нЕчто.

Некоторые неопределённые местоимения образованы от вопросительных. Для этого к ним прибавляют частицы – кое, либо, то, нибудь. Помните ли вы, что эти местоимения пишутся через чёрточку: кое-кто, какой-нибудь, что-то, кто-либо.

А вот напоминалка: кое, либо, то, нибудь – чёрточку не позабудь.

! Запишите в тетрадь эти местоимения и постарайтесь запомнить правила их правописания. Запишите в тетрадь и напоминалку.

Послушайте стихотворения, в которых использованы неопределённые местоимения.

Где-нибудь холод, а где-нибудь град.

Кто-то болеет, и где-то грустят.

Где-нибудь в дождик пути развезло.

В чем-то кому-нибудь не повезло.

Только за тьмой наступает рассвет,

А за зимою – весенний расцвет.

Думай назло неудачам непрошеным:

Что-нибудь скоро случится хорошее.

Послушайте ещё одно стихотворение Ю. Коваля «На яхте».

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки,

О чём-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый

В зелёные волны нырял.

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверное, какие-то люди

Глядели уплывающему в след.

И кто-то, наверно, думал:

«Скорей возвращайся назад».

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти,

Послушать, о чём кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться, домой,

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждёт.

Показать рисунок.

Назовите, какие неопределённые местоимения вам встретились в этом стихотворении?

Если говорят: «Я постараюсь чем-нибудь вам помочь», - вы можете понять эту фразу так: человек даёт неопределённое обещание, так как ещё не знает точно, что он сможет.

А если малыш у вас спросит: «Расскажи мне что-нибудь интересное», - это значит: не так уж важно, что именно рассказать. Лишь бы было интересно.

А зачем вообще нужны такие неопределённые местоимения, если они ни о чём не сообщают ясно?

(Ребята рассуждают).

В жизни много неясного, неопределённого, и нужны такие местоимения, которые выражают эту неясность и неопределённость.

Звучит музыка.

Учитель: - Продолжим наше путешествие.

- И мы приближаемся к острову «Отрицательных местоимений».

Уч-ся: (рассказ о разряде)

Отрицательные местоимения.

Послушайте стихотворение Бориса Заходера, которое называется «Никто», и подумайте, каково смысловое значение местоимения НИКТО.

Завелся озорник у нас.

Горюет вся семья.

В квартире от его проказ

Буквально нет житья!

Никто с ним, правда, не знаком,

Но знают все зато,

Что виноват всегда во всем

Лишь он один — НИКТО!

Кто, например, залез в буфет,

Конфеты там нашел

И все бумажки от конфет

Кто побросал под стол?

Кто на обоях рисовал?

Кто разорвал пальто?

Кто в папин стол свой нос совал?

НИКТО, НИКТО, НИКТО!

— НИКТО — ужасный сорванец!

Сказала строго мать. —

Его должны мы наконец

Примерно наказать!

НИКТО сегодня не пойдет

Ни в гости, ни в кино!

Смеетесь вы?

А нам с сестрой

Ни капли не смешно!

(Рассуждение уч-ся).

Конечно, вы догадались, что смысловое значение местоимения НИКТО включает отрицание. А шутка, заключённая в этом стихотворении, основана на том, что взрослые превращают слово НИКТО в разговоре с детьми в имя таинственного проказника, а дети, зная, кто виноват, воспринимают имя как местоимение.

Отрицательное значение имеют ещё несколько местоимений: никто, ничто, нечего, никакой, ничей. Все эти местоимения называются отрицательными.

Запишите их в тетрадь.

Присмотритесь к этим местоимениям и попробуйте сказать, когда они пишутся и НИ, а когда с НЕ? (Под ударением НЕ, без ударения НИ).

Скажите, как пишутся отрицательные местоимения: слитно или раздельно? (слитно)

А если присоединяется предлог, то рассекает местоимение на две части. (не к чему; не о чём)

Запишите эти местоимения в тетрадь и запомните их правописание.

Вам понравилось предыдущее стихотворение Бориса Заходера?

Послушайте ещё одно стихотворение этого же автора. И скажите какие отрицательные местоимения вам повстречались.

Жил на свете Джонни,

Знаете его?

Не было у Джонни

Ровно ничего!

Нечего покушать,

Нечего надеть,

Не к чему стремиться,

Не о чем жалеть.

Нечего бояться,

Нечего терять…

Весело живется, 

Нечего сказать!

А подробнее мы познакомимся с отрицательными местоимениями на последних уроках.

Учитель: - Меня что-то притягивает. Приближаемся к следующему острову «Притяжательных местоимений».

Ученик: (рассказ о разряде)

Притяжательные местоимения.

Вспомните, как называются прилагательные, которые обозначают принадлежность предмета человеку или животному. (Притяжательные прилагательные).

Например: Машина книжка, кошкин дом.

Местоимения также могут обозначать принадлежность кому-либо. Местоимения 1-го лица: мой, наш; местоимения 2-го: твой, ваш; местоимения 3-го лица: его, её, их. А вот местоимение, которое обозначает принадлежность любому лицу – СВОЙ. Как вы уже догадались, такие местоимения называются притяжательными.

Запишите их в тетрадь и запомните их. Послушайте отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - сон, в котором герой лежит на дне реки и рыбка читает ему «странные речи».

Послушайте и назовите притяжательные местоимения, которые встретились в этом отрывке.

Дитя мое,

Останься здесь со мной:

В воде привольное житье

И холод и покой.

Я созову моих сестер:

Мы пляской круговой

Развеселим туманный взор

И дух усталый твой.

Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов.

(Уч-ся называют)

Притяжательные местоимения склоняются так же, как и прилагательные. Но подробнее об этом мы познакомимся на последующих урока.

Музыка.

Учитель: - Вижу стрелки-указатели. Ага! Это остров «Указательных местоимений».

Уч-ся: (рассказ о разряде)

Указательные местоимения.

Иначе их называют стрелки-указатели. А я расскажу вам древнюю римскую легенду. А вы послушайте и ответьте, какие указательные местоимения встретятся здесь?

Древние греки сложили много легенд о своих богах и героях. Вот одна из них. Бог вина и земных радостей Дионис оказался среди тех, кто отправился в далёкое путешествие на корабле. В пути он узнал, что гребцы этого корабля решили схватить его и продать в рабство. Тогда Дионис пустил в ход колдовство. Вместо тех вёсел, которые были в руках гребцов, они вдруг увидели в своих руках змей. Гребцы в ужасе бросились в воду. Неизвестно, что стало бы с этим людьми, если бы им на помощь не пришёл бог Посейдон. Он превратил их в дельфинов.

Дельфины не забыли о том, что когда-то были людьми. Когда они видят человека, терпящего бедствие в море, они приходят ему на помощь.

Действительно, они на что-то указывают. Поэтому их называют указательными.

К указательным местоимениям относятся: тот, этот, токай, таков, столько.

Запишите их в тетрадь и запомните их.

Музыка.

Учитель: - Вижу последний остров. Остров «Определительных местоимений».

Уч-ся: (рассказ о разряде)

Определительные местоимения.

Весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, другой.

Запишите этот разряд местоимений в тетрадь и запомните эти местоимения, они употребляются вместо имён прилагательных.

А сейчас послушайте стихотворение «Про сома», а потом скажите, какое определительное местоимение здесь вы услышите.

Все приходится сому

С детства делать самому,

Даже крошечным сомишкам

Надо жить своим умишком!

Сам

Еду себе найди!

Сам

В беду не попади.

Не пожалуешься маме!

Сам справляйся:

Сам

С усами!

Определительные местоимения изменяются по родам, падежам и числам.

Музыка.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. А вам, ребята, понравилось путешествие? Что нового вы узнали, путешествуя сегодня?

Уч-ся рассуждают.

Закрепление изученного.

Учитель: - К нам принесли «Морскую почту». Давайте посмотрим, что-там находится.

(В почтовой сумке находится почта, т.е. письма с заданиями.)

(Учитель вскрывает письма, а уч-ся выполняют предложенные задания.)

(Заранее учитель на доске приготовил задания различного типа.)

Учитель произносит задание.

Уч-ся: (Выполняют либо устно, либо письменно (в зависимости от заданий)) А группа ребят - разгадывают кроссворд.

Уч-ль: Установка: Делайте задания внимательно, быстро, а отвечать чётко и внятно.

Проверка: После выполнения каждого задания производиться проверка.

Итог урока.

Что вы узнали о местоимении?

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось

Оценки за урок. Поблагодарить уч-ся за выступления на уроке.


Приложение.

№ 2 (устно)

Найдите в предложениях указательные местоимения. Определите, какие из них указывают на далёкое, а какие – на близкое.

  1. На этом берегу зеленеет луг, а на том темнеет лес.
  2. В этом городе я знаю каждую улиц, а в том – только центр.
  3. На этой неделе у нас ещё занятия, а на той начинаются каникулы.

№ 4

Прочитайте предложения и «поместите» каждое встретившееся в нём местоимение в его «квартиру» в таблице.

  1. Некто шёл по какой-то дороге и нашёл нечто. Некоторую часть найденного он отдал товарищу, а кое-что бросил.
  2. Я, ты, он, она -
    Вместе целая страна.
    Вместе дружная семья,
    В слове
    мы сто тысяч я.
  3. О себе он рассказывал мало.
  4. Однажды отец взял меня с собой на рыбалку.

№ 5 (устно)

Отгадайте, что это за местоимения.

  1. В каком местоимении 2 звука, но одна буква? (Я)
  2. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ЯМЫ)
  3. Сколько личных местоимений в слове семья? (семь Я)
  4. Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь)
  5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ. (Тыква)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Урок русского языка " Самостоятельные и служебные части речи" 7 класс

Расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения; подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматичес...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе.

Урок посвящен закреплению изученного материала по теме "Имя прилагательное как часть речи"...

Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс

Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....