Урок русского языка в 6 классе "Повторение изученного в 5 классе. Однокоренные слова и формы слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Пятникова Марина Геннадьевна

Конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.pptx96.1 КБ
Файл urok.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение изученного в 5 классе. Однокоренные слова и формы слова Урок русского языка в 6 классе Выполнила: Пятникова Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №42» г. Братска Иркутской области

Слайд 2

Игра «Редактор» 1 . На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 2. Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагона. 3. С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег. 4. В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны .

Слайд 3

Игра «Редактор» 1 . На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 2. Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагона. 3. С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег. 4. В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны .

Слайд 4

«Верные – неверные утверждения» 1) У всех этих слов одинаковый корень? 2) Все эти слова однокоренные? 3) Все эти слова формы одного и того же слова ? Обоснуйте ответ. Зима , зимний, зимушка, перезимовать, зимнему, зиму, зимушку, перезимую.

Слайд 5

Проверь себя! Зима, зиму, зим н ий , зим н ему, зим ушк а, зим ушк у, пере зим ова ть, пере зимую.

Слайд 6

Выписать слова с пропусками. Выписать формы слова и однокоренные слова. Вечер зимний в неб.. син ..м Звезды син ..е зажег. Ветки сыпл ..т синий иней На подсиненный снежок. За ветвями дом сине..т , Крытый син ..й ватой Тени ходят по стене Сеткой синеватой. ( В. Фетисов )

Слайд 7

Проверь себя! Вечер зимний в неб е син е м Звезды син и е зажег. Ветки сыпл е т синий иней На под син енный снежок . За ветвями дом син е е т, Крытый синей ватой Тени ходят по стене Сеткой син еватой . ( В. Фетисов )

Слайд 8

Выполните упражнение (на выбор) Упражнения 111, 112,

Слайд 9

Решите тестовое задание 1. В каком ряду все слова однокоренные: 1) гора, пригорок, горевать 2) светлый, светло, подсветка 3) котенок, кошка, котлета 4) друг, дружба, вдруг 2. В каком ряду все слова однокоренные: 1) кошачий, котище, котлован 2) мирный, помириться, замирать 3) оконце, окно, подоконник 4) соль, солнечный, подсолнух

Слайд 10

Решите тестовое задание 3. В каком ряду формы одного и того же слова: 1) домашний, домик, домовой 2) столовая, столик, стол 3) травяной, травы, трава 4) ученик, ученика, ученику 4. В каком ряду формы одного и того же слова: 1) ночевать, ночное, полночь 2) подъехал, подъехали, подъехала 3) закричал, крикнул, крикнули 4) каменщик, каменный, камни

Слайд 11

Проверь себя! 2, 3, 4, 2 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»

Слайд 12

Рефлексия Что было интересно на уроке? Что было трудно? П ригодятся ли вам ваши знания ?

Слайд 13

ОЦЕНКИ: цель достигнута - справляюсь , но есть ошибки – ещё нужно над этим пора- ботать -

Слайд 14

К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны... И когда я слышу: - Извини меня! - Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Береги меня! Это значит: - Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: - Защити меня! - Это значит: - Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро. С.Островский «Первородство»

Слайд 15

http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве » РЯ. Поурочные планы по учебникам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Издательство «Учитель»



Предварительный просмотр:

Тема: «Повторение изученного в 5 классе по теме «Словообразование и орфография»

Цели

предметные:

  • формировать умение различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • совершенствовать умение определять зависимость правописания слова от его строения;

метапредметные:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • развивать логическое мышление, память;
  • развивать коммуникативные качества, умение работать в паре;
  • развивать навыки самоконтроля;

личностные:

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность;
  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Ход урока:

    Оргмомент.

1. Выявление уровня знаний. Формулирование темы, цели урока

1) Игра «Редактор».

«Герасимов сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение...» – пишет чеховский герой «ученому соседу».

В приведенных ниже примерах устраните подобные ошибки:

1. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

2. Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагона.

3. С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег.

4. В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны

  • Как называется данная речевая ошибка и с чем она связана? (тавтология – неоправданный повтор однокоренных слов)

2) Создаём проблемную ситуацию. «Верные – неверные утверждения»

1) У всех этих слов одинаковый корень?

2) Все эти слова однокоренные?

3) Все эти слова  формы одного и того же слова?

Зима, зимний, зимушка, перезимовать, зимнему, зиму, зимушку, перезимую.

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?    

Формулирование темы, цели урока.

2. Организация учащихся по исследованию проблемной ситуащии

  • Какая часть слова объединяет все однокоренные слова? Как вы понимаете выражение «Зри в корень»?
  • Можно ли, опираясь только на корень слова, определить, что перед нами (однокоренные слова или формы одного слова?)

Итак, чтобы что-то уметь, необходимо узнать, как это сделать.

  • Что необходимо сделать, чтобы разграничить однокоренные слова и формы одного и того же слова? (выполнить анализ морфемного состава слов)
  1. С.52 (чтение текста, переработка информации) (индивидуальная работа).
  2. Сгруппировать слова – однокоренные, формы слова (работа в парах, самопроверка).

Зима, зиму,

зимний, зимнему,

зимушка, зимушку,

перезимовать, перезимую.

3. Решение типовых заданий с проговариванием вслух

(Работа в парах, последующая самопроверка)

Вечер зимний в неб.. син..м

Звезды син..е зажег.

Ветки сыпл..т синий иней

На подсиненный снежок.

За ветвями дом сине..т,

Крытый синей ватой

Тени ходят по стене

                      Сеткой синеватой.  (В. Фетисов)

  • Определить тему и основную мысль текста.
  • Выписать слова с пропусками, объяснить орфограммы.
  • Выписать формы слова и однокоренные слова.
  • Что помогло отличить формы слова от однокоренных слов?

4. Закрепление полученных знаний. (Последующая взаимопроверка)

(Выполнение упражнений по выбору учащихся, работа индивидуальная)

Упражнения 111, 112, 114, 116

5. Контроль знаний. Самооценка

Решение тестового задания

1. В каком ряду все слова однокоренные:

1)  гора, пригорок, горевать

2) светлый, светло, подсветка

3) котенок, кошка, котлета

4) друг, дружба, вдруг

2. В каком ряду все слова однокоренные:

1) кошачий, котище, котлован

2) мирный, помириться, замирать

3) оконце, окно, подоконник

4) соль, солнечный, подсолнух

3. В каком ряду  формы одного и того же слова:

1) домашний, домик, домовой

2) столовая, столик, стол

3) травяной, травы, трава

4) ученик, ученика, ученику

4. В каком ряду  формы одного и того же слова:

1) ночевать, ночное, полночь

2) подъехал, подъехали, подъехала

3) закричал, крикнул, крикнули

4) каменщик, каменный, камни

5 Рефлексия:

- что было интересно на уроке?

- что  было трудно?

- пригодятся ли вам ваши знания?

Самооценка, оценка учителя.

ОЦЕНКИ:

цель достигнута -            

справляюсь, но есть ошибки –

ещё нужно над этим поработать – 

6. «На закуску»

Стихотворение С.Островского «Первородство»

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Береги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня под своим  щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.

  • Как связано стихотворение с темой нашего урока?

7. Домашнее задание

1.Упр. 114, 116 (на выбор)

2. Индивидуальное задание: упр. 115


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока русского языка в 5 классе по теме "Однокоренные слова"

Фрагмент урока содержит интересные задания по изучению темы "Однокоренные слова". Дети с огромным удовольствием работают на уроке с иллюстрациями, заданиями, требующими неординарного мышления. Я счита...

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....

Урок русского языка и литературы в 6 классе «Биография» слова звезда.

Цель:- учить совершенствовать устную речь- развивать  творческие способности- воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому интересу...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»

Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по теме: Способы связи слов в словосочетании на материале стихотворения " Листок" М.Ю. Лермонтова.

Интегрированный урок русского языка и литературы  при изучении видов связи слов в словосочетании  побуждает учащихся к активному познанию окружающей действительности, к осмыслен...

Урок русского языка в 5 классе "Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Корень слова" (ФГОС)...