Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Скирда Марина Викторовна
Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в интересной, занимательной форме проконтролировать, насколько хорошо усвоена тема по литературе и истории, а также повторить некоторые понятия, связанные с темой «Лексика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_o_polku_igoreve._urok_-igra..doc184 КБ
Office presentation icon prezentaciya_umniki_i_umnicy.ppt1.28 МБ
Office presentation icon final.ppt905.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Марина Викторовна СКИРДА,

                                                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                                        МБОУ СОШ № 2  им. А.С. Пушкина

                                                                                        г. Арзамаса  Нижегородской области

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории

(9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

В 9 классе в начале учебного года на уроках русского языка повторяется тема «Лексика», а по литературе изучается «Слово о полку Игореве». В течение многих лет последний урок по ««Слову о полку Игореве» я провожу в форме игры «Умницы и умники». На предыдущих уроках литературы мы читали выборочно древнерусский текст, используя подстрочник Д.С.Лихачёва; слушали исторический комментарий, подготовленный группой «историков»; обсуждали проблему авторства; сравнивали переводы Д.С.Лихачёва, В.А.Жуковского, Н.А.Заболоцкого (плач Ярославны); анализировали язык   (в частности, находили в предложенных отрывках   метафоры, искали современные соответствия устаревшим словам, а также однокоренные слова, в которых сохранились корни некоторых устаревших слов и др.).

    К игре готовится весь класс. Перед игрой в отборочном туре решается, кто будет участвовать в игре. Таким образом, непосредственно в игре участвуют 9 человек(3 агона по 3 участника), а также все остальные учащиеся - «теоретики», которым предоставляется возможность ответить на вопросы, на которые не ответили участники, если в агоне не выявлен победитель. Игра позволяет в интересной, занимательной форме проконтролировать, насколько хорошо усвоена тема по литературе, а также повторить некоторые понятия, связанные с темой «Лексика»: устаревшие слова, средства выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение и др.). Но самое, на наш взгляд, важное то, что это произведение позволяет  говорить об исторических изменениях русского языка, о его богатейшем и славном прошлом, даёт возможность воспитывать гордость за наш великий и могучий язык не просто на словах, ничего не значащих для современных подростков, а на конкретных примерах. Яркий, выразительный язык «Слова» позволяет удивить, заставить восхититься талантливостью наших предков, попытаться почувствовать себя их преемниками и, возможно, устыдиться своего убогого, «птичьего» языка. Кроме того, такой интегративный урок даёт возможность оживить, наполнить полнокровными образами очень скромные знания наших учащихся об этом древнем периоде истории нашей Родины.

                    На уроке была использована презентация Microsoft PowerPoint, слайды которой содержат задания игрокам.

Цели урока.

Образовательные:

  1.  проконтролировать, насколько хорошо усвоена тема «Слово о полку Игореве»       (литература);
  2. повторить некоторые понятия, связанные с темой «Лексика» (русский язык): устаревшие слова, средства выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение и др.);
  3. познакомить с историческими изменениями в лексике и грамматике  русского языка, с его богатейшим и славным прошлым на примере изученного на предыдущих уроках шедевра древнерусской литературы (русский язык);
  4. оживить, наполнить полнокровными образами знания  учащихся об этом древнем периоде истории нашей Родины (история России).

Развивающие:

  1. выработка умения самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях;
  1. развитие умения грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;
  2. обогащение и усложнение словарного запаса;
  3. развитие творческих и познавательных способностей обучаю щихся;

  1. развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и  навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми;
  2. развитие чувства прекрасного на основе знакомства с культурой.

Воспитательные:

  1. воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям  культуры родного народа;
  2. формирование гражданской идентичности, чувства сопричастности многовековой истории нашей страны и гордости за свою Родину;
  3. воспитание  гордости за наш великий и могучий язык, любви к русскому языку;
  4. воспитание уважения к таланту наших предков, создавших такой язык;
  5. обогащению духовного мира личности;
  6. воспитание устойчивого интереса к изучаемым предметам, положительного отношения к знаниям.

Тип урока:  урок контроля. Урок комплексного применения знаний,

Планируемый результат:

  1. закрепление и осознание изученного материала по русскому языку, литературе, истории;
  1. устойчивый интерес к истории Родины и русского языка;
  2. возможность почувствовать себя  преемниками своих талантливых, мужественных предков;
  3. интерес к предметам, к процессу обучения;
  4. преодоление неуверенности в своих силах в процессе игры, приобретение навыков общения, выступления перед аудиторией.

Оборудование к уроку:

  1. мультимедийное оборудование;
  2. презентация «Вопросы к игре «Умники и умницы»;
  3. листы с заданием для конкурса «Знатоки русского языка»;
  4. ордена Умника для «теоретиков»;
  5. вопросы и ответы для ареопага.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Объяснение правил игры.

   В игре участвуют 9 человек (по 3 игрока, называемых агонистами, в каждом агоне), набравшие наибольшее количество баллов в отборочном туре. Остальные учащиеся называются «теоретиками». За правильный ответ на вопрос, на который не может ответить агонист, теоретику вручается орден.

    Участникам предоставляется на выбор три дорожки (порядок выбора определяется судьями по итогам   «Пролога»: «конкурса красноречия», на подготовку которого даётся 5 минут перед началом игры.

Дорожки: зеленая состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ; желтая — из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного; красная — из двух, но ошибаться нельзя.

 Перед финалом, в отличие от телевизионной игры, также проводится розыгрыш дорожек, но уже в виде конкурса «Знатоки русского языка».

3. Представление ареопага ( жюри). 2-3 учителя литературы и истории

4. Вступительное слово учителя.

   Ребята! Сегодня у нас необычный урок, точнее, необычная контрольная работа. На предыдущих уроках литературы мы с вами  читали выборочно древнерусский текст, используя подстрочник Д.С.Лихачёва; слушали исторический комментарий, подготовленный группой «историков»; обсуждали проблему авторства; сравнивали переводы Д.С.Лихачёва, В.А.Жуковского, Н.А.Заболоцкого (плач Ярославны); анализировали яркий, выразительный  язык бессмертного произведения, памятника XII века – “Слова о полку Игореве».

   Согласитесь: мы узнали много совершенно нового для вас и по-новому посмотрели на то, что было уже известно по урокам истории. Кажется, мы обсудили всё, но некоторые вопросы я оставила специально для сегодняшней контрольной. В отборочном туре будут вопросы, которые мы обсуждали на уроках. Проверим, насколько добросовестно вы работали, слушали меня и друг друга. В игре же будут и те вопросы, которые мы не обсуждали, новые для вас языковые примеры. Вы должны будете применить имеющиеся знания, чтобы решить новые задачи. Итак, приготовились к отборочному туру. Он проводится в письменном виде. На ответы отборочного тура даётся 10-12 минут. Вся игра займёт около двух уроков.

Смотрим на экран. Эпиграф нашего урока – слова хорошо теперь вам известного учёного Дмитрия Сергеевича Лихачёва – настроит нас на работу: "“Слово…” - произведение огромной идейной силы, это –               произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей".

Отборочный тур.

  1. Когда состоялся поход князя Игоря против половцев?
  2.  Боянъ бо вещiи, аще кому хотяше песнь творити,то растекашется мыслiю по древу, серымъ вълкомъ по земли, сизымъ орломъ подъ облакы.Кто такой Боян?
  1. Когда и кем найден текст «Слова о полку Игореве»?
  2. Назовите не менее пяти имён князей, упоминающихся в «Слове…».
  3. Переведите на современный русский язык: «Тъгда Игорь възре на светлое сълнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты.»
  4. Что изображено на картине? Назовите автора этого полотна.

7.Какой эпизод «Слова…» воспроизводит эта иллюстрация?

Ответы на вопросы отборочного тура.

1. 23 апреля 1185 г.

2. Боян -  древнерусский певец и сказитель, «песнотворец».

3.Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”.

4. Игорь ( князь  Новгород – Северский); Святослав Всеволодович, великий князь Киевский; Всеволод Буй Тур (Курский князь);

Олег Святославич Гориславич; Всеволод Юрьевич Владимиро-Суздальский;

Ярослав Владимирович Галицкий /Осмомысл/.)

5. Тогда Игорь посмотрел на светлое солнце и увидел, что все его воины тьмою покрыты.

6. Изображено затмение солнца. Картина Н.Рериха.

7. Золотое слово Святослава.

I агон.

Пролог. Розыгрыш дорожек.

Какое значение имела находка Мусина-Пушкина? Выступите с небольшой, но убедительной речью, доказывающей, что “Слово о полку Игореве” не просто памятник   древнерусской литературы, “Слово...” — современно

I. Узнай себя.

Зелёная дорожка. Вам принадлежат слова: “О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать, но одолели без чести, без чести ведь кровь поганую пролили”.  (Святослав Всеволодович, великий князь Киевский.)

Жёлтая дорожка. “Ты стоишь в обороне, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда ты поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, — там лежат поганые головы половецкие”. (Всеволод.)

Красная дорожка. “Препоясавшего ум храбростью своею и поострившего сердце своё мужеством. Исполнившись ратного духа, навёл свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую”. (Игорь.)

II. (Вопросы соответствуют тому образу, который игроки узнали в отрывке.)

Зелёная дорожка. “О мои дети, Игорь и Всеволод!..” Эти князья действительно дети Святослава? Если нет, почему он так обращается к ним? (Игорь и Всеволод — двоюродные братья Святослава. Святослав хотел, чтобы под его мудрым крылом объединились, как истинные сыновья, все русские князья.)

Жёлтая дорожка. “А мои-то... знаменитые воины: под трубами пеленаты, под шлемами взлелеяны, концом копья вскормлены...” О ком это? (Куряне, войско Всеволода.)

Красная дорожка. “Хочу ведь сам копьё преломить на краю поля Половецкого; с вами, сыны русские, хочу голову свою сложить или испить шлемом из Дона”. Кто это говорит и чего он хочет? (Игорь. Он хочет сам вступить в рукопашную схватку (в начале боя пользовались лёгким копьём, оно быстро ломалось) на границе Поля Половецкого. Или умереть, или победить половцев на Дону.)

III. Зелёная дорожка. Объясните значение пословицы “Один в поле не воин”.Что вы знаете о её происхождении? Как связана пословица со “Словом...”? Внесите возможные, на ваш взгляд, поправки в правописание.

(Одному не справиться с трудностями. Имелось в виду Поле Половецкое — земли на юго-востоке Руси, откуда совершались постоянные набеги степных народов. В этой пословице основной смысл, идея “Слова...” — необходимость объединения перед лицом грозного врага.)

Жёлтая дорожка. Что означает выражение “Растекаться мыслью по древу” в современном русском языке? Как комментируется эта фраза разными исследователями “Слова...”? (Вдаваться в излишние подробности, впадать в болтовню, отвлекаясь от основной мысли.)

Комментарии: “Мыслию” = “мысию”, комментаторы считают “мысь” диалектным вариантом слова “мышь”.

“Мысью” в некоторых говорах называлась белка. Обе версии приводят к соответствие другие члены сравнения — “волком по земли”, “шизым орлом под облакы”.

Слово “древо” объясняется как аллегорическое древо мудрости и вдохновения. Поэтому слово “мысль” сохраняет своё прямое значение.

IV. Зелёная дорожка.

 Объясните слово “золотой” в следующих выражениях :

  1. “Вступил в златое стремя”.((Сделанный из золота).
  2. “Золотым шлемом посвечивая”( Сделанный из золота).
  3. “Золотой стол” (Престол).
  4. “Из седла золотого в седло рабское”( Из седла княжеского, золотого, в седло рабское).
  1. “Золотое слово” (Речь Святослава драгоценная, так как полна большого, важного смысла.)

II агон.

Пролог. Розыгрыш дорожек.

Приведите аргументы в защиту подлинности “Слова...” (“Слово...” — памятник XII века).

I. Узнай себя. Зелёная дорожка. Зовут вас Олег Святославич. Вы родоначальник нынешних Ольговичей. Назовите своё прозвище. Объясните, почему вам его дали. (Гориславич. Олег своими походами положил начало междоусобицам в Русской земле. Много горя принёс русским людям.)

Жёлтая дорожка. “Людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал ранее петухов до Тмуторокани”. (Всеслав Брячеславич Полоцкий.)

Красная дорожка. “Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать”. (Всеволод Юрьевич Владимиро-Суздальский.)

II. Зелёная дорожка. “По Русской земли простошася половцы, акы пардуже гнездо”. С кем сравниваются половцы? Почему именно с этими животными? (С гепардами. Очень быстрые, ловкие, они использовались на охоте.)

Жёлтая дорожка.

Щёкотъ славий успе,

 Говоръ галичь убуди.

О чём идёт речь? Какой художественный приём использовал автор?(Ночь проходит, близится утро /щёлканье соловьиное уснуло, говор галочий пробудился/. Это метафора /скрытое сравнение/.)

Красная дорожка. 

Чрьленъ стягъ

 Бела хорюговь

 Чрьлена чолка

 Сребрено стружие —

 Храброму Святъславличю!

После первой стычки русские захватили богатую добычу. Но Игорь взял себе только боевые знаки врагов: Игорь следует заветам князя Святослава, принявшего от греков только оружие, даже не взглянув на принесённое золото. Что такое стягъ, хорюговь, чолка, стружие?

(Стягъ — знамя. На него равнялись воины.

  Хоруговь — войсковое знамя.

  Чолка — бунчук, конский хвост на древке.

  Стружие — древко копья.)

III. Зелёная дорожка. В древнерусском языке слово “полк” имеет несколько значений: “поход”, “войско”, “сражение”, “сборище”, “народ”. В каких значениях употреблено это слово:

1) в названии “Слово о полку Игореве”? (Поход.)

2) “...зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми”? (Войска.)

3) “...были плъци Ольговы”? (Сражения, войны.)

Жёлтая дорожка. “Туга”. Какое русское слово поможет в переводе этого слова с древнерусского? (“Тужить” — горевать.)

IV. Зелёная дорожка. К кому обращается Ярославна, плача в Путивле на забрале? (К Ветру, Днепру, Солнцу.) Объясните, что она говорит: “Въ поле безводне жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче”. (В поле безводном жаждою им луки согнуло, горем колчаны заткнуло.)

III агон.

Пролог. Розыгрыш дорожек.

Существует несколько версий об авторе “Слова...”. Ваши аргументы в защиту одной из версий, наиболее близкой вам.

I. Узнай себя. Зелёная дорожка. “Если он хотел кому песнь сложить, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”. (Боян.)

Жёлтая дорожка. “Высоко сидишь ты на своём златокованом престоле, подпёр ты горы венгерские своими железными полками, загородив королю венгерскому путь, меча тяжести через облака”. (Ярослав Владимирович Галицкий /Осмомысл/.)

Красная дорожка. “Тут-то пересел он из седла золотого в седло рабское”. (Игорь.)

II. Вопросы по географии.

Зелёная дорожка. “Поле, земля незнаемая” — что это? Покажите на карте, где она находится. (Земли, занимаемые половцами. На юге, между Днепром и Волгой.)

Жёлтая дорожка. Покажите на карте город, где на забрале плакала Ярославна. (Путивль. В современной Сумской области на Украине.)

Красная дорожка. В каком городе правил князь Игорь? Покажите на карте. (Новгород-Северский. В Черниговской области на Украине.)

Почему Северский? (Северы — древнерусское племя.)

III. Русский язык.

Зелёная дорожка. “Пороси поля прикрывают”. Значение слова “пороси”? С какими современными словами оно родственно? (Пыль. Порох, пороша, прах.)

Жёлтая дорожка. Стяги и стягивать. Объясните связь между этими словами. (Движением стягов управляли войском в битве, ими давались сигналы, приказы. Вокруг стягов собирались — стягивались! — воины.)

IV. Зелёная дорожка. “На Немиге снопы стелют головами”. Объясните эту метафору. (Битва сравнивается с жатвой и молотьбой.)

Финал.

Пролог.Розыгрыш дорожек. Конкурс «Знатоки русского языка»

Каждому финалисту выдаётся лист с написанными на нём словами. Надо исправить ошибки.                                                                     

  1. Тысячилетие.                                       1. Тысячелетие.
  2. Алюминевый.                                      2. Алюминиевый.
  3. Газификация.                                       3. Газификация.
  4. Бок о бок.                                             4. Бок о бок.
  5. Проффессионал.                                  5. Профессионал.
  6. Грамотно.                                             6. Грамотно.
  7. Безпрецендентный.                             7. Беспрецедентный.

I.Зелёная дорожка. Почему мы можем сказать, что Игорь — христианин? (В Киеве, по возвращении из плена, идёт он в церковь Богородицы Пирогощей.)

Жёлтая дорожка. Русь крестилась в 988 году. Прошло два века. Изжито ли язычество на Руси? Докажите свой ответ “Словом...”. (Нет. Автор упоминает языческих богов: Велеса, Дажьбога, Стрибога. Олицетворяет природу. Не обращается к Христу.)

Красная дорожка. “Див велит послушати <...> и тебе, Тьмутороканьскый блъванъ!” Что такое тмутороканский болван? Где находилась Тмуторокань? (Болван — идол, столп, статуя языческого бога. Тмуторокань — город на берегу Керченского пролива на Таманском полуострове. Место установлено в 1792 году благодаря находке здесь камня с надписью о том, что в 1062 году тмутороканский князь Глеб мерил по льду моря расстояние до Керчи /около 20 км/.)

II. Зелёная дорожка. Перед вами рисунки, изображающие разное воинское снаряжение, оружие. (На рисунках: копьё, меч, топор, лук, красные щиты — овальный и миндалевидный, прямоугольный щит, овальный серый щит, ятаган, шлем.) Вы — воин князя Игоря. Выберите себе снаряжение, назовите его, объясните свой выбор. (Выбрать копьё, меч, топор, лук, щиты красные, шлем. Они упоминаются в “Слове...”.)

Жёлтая дорожка. Используя перевод Н.Заболоцкого (можно и древнерусский текст), подберите цитату к картине В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”.

(1. Мёртвыми усеяно костями,

 Далеко от крови почернев,

 Задымилось поле под ногами,

 И взошёл великими скорбями

 На Руси кровавый тот посев.

2. Славный пир дружины завершили —

 Напоили сватов допьяна,

 Да и сами головы сложили.

 Степь поникла, жалости полна...

3. Не воскреснуть Игоря дружине,

 Не подняться после грозной сечи!)

Красная дорожка. Звучит ария Игоря из оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”. Какое отношение имеет прозвучавшее музыкальное произведение к “Слову"? Кто его автор? (Ария Игоря из оперы “Князь Игорь” по “Слову о полку Игореве”. Оперу 20 лет писал композитор А.Бородин, но не закончил. Его работу завершили Римский-Корсаков и Глазунов.)

III. Зелёная дорожка.

Ту кровавого вина не доста,

 ту пиръ докончаша храбрии русичи,

 сваты попоиша, а сами полегоша за землю Русскую. Объясните этот образ.

(Битва сравнивается с пиром. Сваты — половцы.)

Жёлтая дорожка. “Дружину твою, княже, птиць крилы приоде”.Объясните эту метафору.(Образ, рисующий смерть дружины. Хищные птицы /орлан-белохвост, гриф/, садясь на добычу, прикрывают её своими распростёртыми крылами, чтоб не подпустить других хищников.)

IV. Зелёная дорожка. Все исследователи отмечают необыкновенно тонкую наблюдательность автора. Как она проявилась в этой строке: “Дятлове тектомъ путь к реце кажуть”? (В степи деревья растут только в долинах рек, поэтому дятлы могут стучать только около рек. Таким образом, они своим стуком показывали Игорю путь к реке.)

Подводятся итоги игры. Выставляются оценки.

Литература.

  1.  Д.С.Лихачев. "Слово о полку Игореве".Историко-литературный очерк. Л., «Наука»,1976 г.
  2. В. М. Михайлов. «Раскрытие тайны “Слова о полку Игореве”", г. Владимир, 1990г.
  3. «Слово о полку Игореве». Переводчик Д.С. Лихачев. Составитель Д.С. Лихачев.

            М.,«Просвещение», 1984 г.

  1. Слово о полку Игореве / древнерусский текст, перевод Д. Лихачева, поэтические переложения Л. Дмитриева, В. Жуковского, Н. Заболоцкого, объяснительный перевод Д. Лихачева, комментарии. — М.: «Художественная литература», 1987г
  2. Слово о полку Игореве: Сборник / Вступ. статьи Д. С. Лихачева и Л. А. Дмитриева; Реконструкция древнерусского текста и перевод Д. С. Лихачева. Сост. и подгот. текстов и примеч. Л. А. Дмитриева. — Л.: Сов. писатель, 1990 г.
  3. О.В.Творогов. Древняя Русь: события и люди. СПб. 1994г.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории. 9-й класс Игра “Умники и умницы” по “Слову о полку Игореве”.

Слайд 3

“ Слово…” - произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей. Д.С. Лихачев

Слайд 4

Отборочный тур

Слайд 5

Отборочный тур Когда состоялся поход князя Игоря против половцев? Боянъ бо вещiи, аще кому хотяше песнь творити,то растекашется мыслiю по древу, серымъ вълкомъ по земли, сизымъ орломъ подъ облакы. Кто такой Боян? 3 . Когда и кем найден текст «Слова о полку Игореве»? Назовите не менее пяти имён князей, упоминающихся в «Слове…». Переведите на современный русский язык: «Тъгда Игорь възре на светлое сълнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты.» Что изображено на картине? Назовите автора этого полотна.

Слайд 6

7.Какой эпизод «Слова…» воспроизводит эта иллюстрация?

Слайд 7

Конкурс для розыгрыша дорожек I агон Какое значение имела находка Мусина-Пушкина? Выступите с небольшой, но убедительной речью, доказывающей, что “Слово о полку Игореве” не просто памятник древнерусской литературы, “Слово...” — современно.

Слайд 8

I агон I. Узнай себя. Зелёная дорожка . Вам принадлежат слова: “О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать, но одолели без чести, без чести ведь кровь поганую пролили”.

Слайд 9

I агон I. Узнай себя. Жёлтая дорожка. “Ты стоишь в обороне, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда ты поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, — там лежат поганые головы половецкие”.

Слайд 10

I агон I. Узнай себя. Красная дорожка . “Препоясавшего ум храбростью своею и поострившего сердце своё мужеством. Исполнившись ратного духа, навёл свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую”.

Слайд 11

II . Зелёная дорожка . “О мои дети, Игорь и Всеволод!..” Эти князья действительно дети Святослава? Если нет, почему он так обращается к ним?

Слайд 12

II . Жёлтая дорожка . “А мои-то... знаменитые воины: под трубами пеленаты, под шлемами взлелеяны, концом копья вскормлены...” О ком это?

Слайд 13

II . Красная дорожка . “Хочу ведь сам копьё преломить на краю поля Половецкого; с вами, сыны русские, хочу голову свою сложить или испить шлемом из Дона”. Кто это говорит и чего он хочет?

Слайд 14

III . Зелёная дорожка. Объясните значение пословицы “Один в поле не воин”.Что вы знаете о её происхождении? Как связана пословица со “Словом...”? Внесите возможные, на ваш взгляд, поправки в правописание.

Слайд 15

III . Жёлтая дорожка . Что означает выражение “Растекаться мыслью по древу” в современном русском языке? Как комментируется эта фраза разными исследователями “Слова...”?

Слайд 16

IV . Зелёная дорожка . Объясните значение слова “золотой” в следующих выражениях: “ Вступил в златое стремя”. “ Золотым шлемом посвечивая”. “ Золотой стол”. “ Из седла золотого в седло рабское”. “ Золотое слово”.

Слайд 17

Конкурс для розыгрыша дорожек I I агон Приведите аргументы в защиту подлинности “Слова...” (“Слово...” — памятник XII века).

Слайд 18

II агон I. Узнай себя. Зелёная дорожка . Зовут вас Олег Святославич. Вы родоначальник нынешних Ольговичей. Назовите своё прозвище. Объясните, почему вам его дали.

Слайд 19

II агон I. Узнай себя. Жёлтая дорожка . “Людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал ранее петухов до Тмуторокани”.

Слайд 20

II агон I. Узнай себя. Красная дорожка . “Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать”.

Слайд 21

II агон II. Зелёная дорожка . “По Русской земли простошася половцы, акы пардуже гнездо”. С кем сравниваются половцы? Почему именно с этими животными? II агон

Слайд 22

II агон II. Жёлтая дорожка. Щёкотъ славий усне, Говоръ галичь убуди. О чём идёт речь? Какой художественный приём использовал автор?

Слайд 23

II агон II. Красная дорожка . Чрьленъ стягъ Бела хорюговь Чрьлена чолка Сребрено стружие — Храброму Святъславличю! После первой стычки русские захватили богатую добычу. Но Игорь взял себе только боевые знаки врагов: Игорь следует заветам князя Святослава, принявшего от греков только оружие, даже не взглянув на принесённое золото. Что такое стягъ, хорюговь, чолка, стружие?

Слайд 25

II агон III. Зелёная дорожка . В древнерусском языке слово “полк” имеет несколько значений: “поход”, “войско”, “сражение”, “сборище”, “народ”. В каких значениях употреблено это слово: 1) в названии “Слово о полку Игореве”? 2) “...зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми”? 3) “...были плъци Ольговы”?

Слайд 26

II агон III. Жёлтая дорожка. “ Туга”. Какое русское слово поможет в переводе этого слова с древнерусского?

Слайд 28

II агон IV. Зелёная дорожка . К кому обращается Ярославна, плача в Путивле на забрале? Объясните, что она говорит: “Въ поле безводне жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче”.

Слайд 29

III агон Конкурс для розыгрыша дорожек. Существует несколько версий об авторе “Слова...”. Ваши аргументы в защиту одной из версий, наиболее близкой вам.

Слайд 30

III агон I. Узнай себя. Зелёная дорожка . “Если он хотел кому песнь сложить, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”.

Слайд 32

III агон I. Узнай себя. Жёлтая дорожка . “ Высоко сидишь ты на своём златокованом престоле, подпёр ты горы венгерские своими железными полками, загородив королю венгерскому путь, меча тяжести через облака”.

Слайд 33

III агон I. Узнай себя. Красная дорожка . “ Тут-то пересел он из седла золотого в седло рабское”.

Слайд 34

II. Вопросы по географии. Зелёная дорожка . “ Поле, земля незнаемая” — что это? Покажите на карте, где она находится.

Слайд 36

II. Вопросы по географии. Жёлтая дорожка . Покажите на карте город, где на забрале плакала Ярославна.

Слайд 38

II. Вопросы по географии. Красная дорожка . В каком городе правил князь Игорь? Покажите на карте.

Слайд 40

Почему Северский?

Слайд 41

III. Русский язык. Зелёная дорожка . “ Пороси поля прикрывают”. Значение слова “пороси”? С какими современными словами оно родственно?

Слайд 42

III. Русский язык Жёлтая дорожка . Стяги и стягивать. Объясните связь между этими словами

Слайд 43

IV. Зелёная дорожка . “ На Немиге снопы стелют головами”. Объясните эту метафору.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Реализация межпредметных связей на примере интегрированного урока русского языка и истории в 10 классе

Рассмотрение осуществления межпредметных связей на интегрированном уроке русского языка и истории...

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории "Веков связующая нить"

Материал, используемый на данном уроке помог ввести понятие "мифологизм", сравнить его с понятием "фразеологизм",   повторить факты из истории Древней Греции, выполнить упражнения по синтаксису и...

Презентация к интегрированному уроку русский язык, литература, биология 5-6 класс

Интегрированный урок русского языка, литературы и биологии в 5-6 классах...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы, информатики в 7 классе по теме «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»

Данный урок является уроком закрепления знаний  о деепричастном обороте. Учащиеся на протяжении всего уроказакрепляют умения находить деепричастия, графически обозначать деепричастный оборот, стр...

Контрольно-обобщающий урок по произведению "Слово о полку Игореве" в форме игры "Своя игра"

quot;Своя игра" по произведению "Слово о полку Игореве" - это нестандартная форма проведения заключительного урока (после которого последует контрольная работа или контрольное сочинени...

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык, литература, история) "Когда-то и сейчас"

Урок постороен в технологии развития критического мышления, затрагивает тему Холокоста....