Реализация межпредметных связей на примере интегрированного урока русского языка и истории в 10 классе
статья (10 класс) на тему

Сквирская Мария Алексеевна

Рассмотрение осуществления межпредметных связей на интегрированном уроке русского языка и истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация межпредметных связей на примере интегрированного урока русского языка и истории в 10 классе

Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве.

За счет межпредметных связей учитель формирует такие качества знаний обучающихся как системность, глубина, осознанность, гибкость. Также развивается творческое мышление, формируется познавательная активность обучающихся, самостоятельность и интерес к процессу познания, расширяется кругозор и преодолевается инертность мышления. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию, совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями-предметниками комплексных форм учебной работы. Для грамотной и эффективной реализации межпредметных связей необходимо выявление элементов содержания, общих для учебных предметов, а также требующих предварительного изучения в одном из предметов.

Элементы содержания других учебных предметов, характеризующие какую-либо действительность с других позиций, могут стать основой для параллельного рассмотрения темы. Именно поэтому особенно эффективным средством реализации межпредметных связей является интегрированный урок.

Интегрированным называется урок, для проведения которого привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Критериями эффективности интегрированных уроков являются:

- активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;

- вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;

- развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;

- формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.

Рассмотрим реализацию межпредметных связей на примере интегрированного урока русского языка и истории в 10 классе. Тема: «Реформы Петра первого в общественной жизни. Гражданский шрифт». Это вариация современного урока, составленного в соответствии с требованием ФГОС, урок – изучение нового материала, на котором учитель  направляет деятельность  учащихся, помогая освоить новую тему и сформулировать собственное отношение к теме урока.

        Изучение нового материала предлагается в работе группами по два человека, что помогает снизить стрессовую составляющую, задания составлены таким образом, чтобы каждый учащийся мог работать в своем темпе в соответствии со своими способностями.

         Презентация к уроку составлена таким образом, чтобы любой обучающийся мог сам выявить необходимую для себя информацию. Также в презентации использованы видеофрагменты, позволяющие глубже изучить тему урока.  На протяжении всего урока обучающиеся выполняют задание, в виде кроссворда, ответы на который они получают в ходе урока. После самооценивания своей работы на уроке, кроссворд сдается учителю. Составленная презентация полностью раскрывает весь объем материала, который может быть изучен на уроке и сокращает время учителя, необходимое на подготовку.

Структура учебного занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания: фронтальный опрос.
  3. Мотивационный этап

Работа с высказыванием: «Реформа Петра была  неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями». (А.Н. Толстой, писатель)

4.   Изучение нового материала:

  • Начало реформ быта;
  • Введение нового календаря;
  • Появление первых музеев;
  • Введение гражданского шрифта (сравнительный анализ старого и нового шрифта с учителем русского языка)
  • «Юности честное зерцало» (анализ названия и средств выразительности речи, используемых автором).
  • Ассамблея Петра Первого.
  1. Закрепление: Возвращение к высказыванию, проблеме, поставленной в начале урока. Самоанализ обучающихся на тему того, насколько совпадали их взгляды в начале и в конце урока, относительно его проблемы.
  2. Контроль – кроссворд (выполнение в течение урока);
  3. Д/задание: проектная деятельность.

На уроке используются раздаточные материалы:

  • Кроссворд
  • Кириллическая азбука
  • Гражданский шрифт
  • Отрывки из  «Юности честное зерцало»
  • Текст XVIII века на кириллице и набранный гражданским шрифтом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

«Я мыслю - значит, я существую» интегрированный урок русского языка и психологии 5 класс

Интегрированный урок русского языка по теме «Текст, тема, идея» и психологии по теме «Память как общая способность».Тема урока: «Я мыслю - значит, я существую». Технологии обучения: личностно – о...

Интегрированный урок русского языка и ИЗО (6 класс) "Н и НН в суффиксах имён прилагательных".

Изучение темы "Н и НН в суффиксах имён прилагательных" построено на текстовом материале по истории хохломской росписи....

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории "Веков связующая нить"

Материал, используемый на данном уроке помог ввести понятие "мифологизм", сравнить его с понятием "фразеологизм",   повторить факты из истории Древней Греции, выполнить упражнения по синтаксису и...

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык, литература, история) "Когда-то и сейчас"

Урок постороен в технологии развития критического мышления, затрагивает тему Холокоста....