Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Каликина Наталия Валерьевна

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия (центр образования) г. Суворова»

Интегрированный урок русского языка и истории.

Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.

Разработала:

учитель русского языка и литературы

 Каликина Наталия Валерьевна

                    Тульская область, г. Суворов

2016 год

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок. Выбранная форма проведения урока позволяет в полной мере реализовать поставленные задачи: обобщить и углубить знания учащихся, развить познавательные процессы учащихся, пробудить интерес к предмету, воспитать достойного гражданина своей страны. Урок проводится в конце учебного года, в разделе «Повторение изученного за год», обязательно с акцентом на то, что в это время (конец мая) празднуется День славянской письменности и культуры.

Цели урока:

Образовательные: - обобщение и расширение знаний учащихся о русском языке как национальном достоянии и истории его развития с помощью работы с различными источниками информации;

  •  достижение более высокого уровня обобщения изученного материала как системы знаний;
  •  выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями.

Развивающие: - развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа, синтеза;

  •  развитие познавательных процессов, а именно: формированию целостного представления о предмете изучения;
  •  развитие познавательного интереса;

Воспитательные: - воспитание и развитие коммуникативной культуры.

  •  воспитание положительной мотивации к учебной деятельности, любознательности за счет нестандартной формы урока,
  •  воспитание ценностного отношения к своему языку и культуре, чувства национальной гордости и патриотизма, формирование основ российской гражданской идентичности.

Метапредметные цели урока:

  • Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
  • Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
  • Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи.
  • Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Методы работы: Объяснительно-иллюстративные методы - словесные, наглядные, (повествование с демонстрацией презентации, беседа);

Методы самостоятельной работы и работы под руководством (сообщения, работа с презентацией)

Аналитические методы (отбор материала для презентации, проблемные вопросы)

Методы контроля (викторина).

Формы организации учебной деятельности учащихся: Общеклассная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, выставка книг.

Этапы урока. I. Организационный этап

I. Дидактическая задача этапа.

Систематичность (из урока в урок) организационного воздействия, последовательность в предъявлении требований.

II. Педагогическая целесообразность

Подготовка учащихся к работе на уроке.

III. Ожидаемые трудности

Загянутость организационного момента во времени.

IV. Критерии оценки

Уровень готовности учащихся к уроку.

V. Предполагаемый результат

Кратковременность организационного момента, полная готовность класса к работе.

II. Постановка цели.

I. Дидактическая задача этапа.

Определение целей урока. Психологическая организация внимания.

II. Педагогическая целесообразность

Стимуляция деятельности учащихся, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

III. Ожидаемые трудности

Низкий уровень организации внимания и познавательной активности.

IV. Критерии оценки

Уровень психологической организации внимания и включения учащихся в работу на уроке.

V. Предполагаемый результат

Быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания и целенаправленной деятельности всех учащихся.

III. Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.

I. Дидактическая задача этапа.

Обобщить и расширить знания учащихся, достичь более высокого уровня обобщения изученного материала как системы знаний

II. Основополагающий проблемный вопрос

Осознание языка как основного средства общения и явления национальной культуры, позитивное эмоционально - ценностное отношение к русскому языку и национальным языкам РФ, русский язык как средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

III. Педагогическая целесообразность

Развитие познавательных процессов, познавательного интереса, воспитание мотивации к обучению, воспитание ценностного

отношения к культурно-историческому наследию.

IV. Ожидаемые трудности

Недостаточный уровень выработки умений оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи.

V. Критерии оценки

Уровень и качество обобщения и усвоения учащимися материала (по результатам выступлений и викторины).

VI. Предполагаемый результат

Обобщение и расширение знаний учащихся, достижение более высокого уровня обобщения изученного материала.

IV Подведение итогов, формулировка выводов.

I. Дидактическая задача этапа.

Анализ успешности достижения целей урока.

II. Педагогическая целесообразность

Рефлексия по итогам проведенного урока. (В последствии - самоанализ урока учителем).

III. Ожидаемые трудности

Скомканность этапа, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.

IV. Критерии оценки

Уровень четкости, лаконичности, участия учащихся в оценке своей работы.

V. Предполагаемый результат

Исчерпывающий, аргументированный анализ содержательной и деятельностной сторон урока.

В результате изучения русского языка в 6 классе, согласно программным требованиям, учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значение родного языка в жизни человека и общества;
  •  развития речевой культуры, бережного, сознательного отношения к родному языку;
  •  удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
  •  увеличение словарного запаса, развития способности к самооценке;
  •  получения знаний по другим предметам.

На достижение этих результатов и направлена методическая база и содержательный компонент урока.

Сценарий урока: I. Организационный этап. Приветствие.

  1.  Постановка цели.

Учитель русского языка: Дорогие ребята! Сегодня необычный урок, сегодня его проведут для вас два учителя - учителя русского языка и истории. Проходит наш урок в преддверии Праздника славянской письменности и культуры, который отмечается в нашей стране и во всем славянском мире 24 мая. И родной язык, и историю нашей страны можно изучать всю жизнь и всю жизнь восторгаться и гордиться красотой и величием истории Российской Федерации и русским языком. В этом учебном году вы узнали много нового о родном языке, о его лексическом богатстве, научились более совершенно владеть им. Перед вами открылись и многие страницы истории родного края. На сегодняшнем уроке мы постараемся обобщить знания об истории развития русского языка и исторических событиях Древней Руси, изучением которых вы занимались в 6 классе, а возможно и узнаем что-то новое. Будьте внимательнее, потому что в конце урока нас ждет викторина.

(Для подготовки к уроку класс был заранее разделен на 3 группы: одна готовила информацию об изобретении букв, вторая - о древнерусских рукописных книгах, а третья - о современной жизни языка. Информацию ребята искали самостоятельно из различных источников, затем совместно с учителем все систематизировалось и оформлялось в виде презентации, слайды из которой сопровождают выступление каждой группы.)

  1.  Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.

1. Сообщение первой группы/

Изобретение букв.

Давным-давно, в каменном веке, люди не знали букв, не знали, что слова можно записывать. Пока они жили семьями и небольшими племенами, всё было хорошо, то, что нужно, можно было сказать словами. Но вот племена становились всё больше, и вот появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения - например, где лучше живут враждебные племена. На словах передавать становилось всё труднее - ведь трудно было быстро обойти всех. И вот люди придумали делать небольшие рисунки на камне или деревяшке и передавать другим. А на рисунках изображать то, что нужно

сообщить. Скажем, рядом нарисованы маленький медведь, стрелка и три палочки. Это значит: в трёх днях пути, водятся медведи.

Но постепенно пользоваться такими рисунками становилось всё труднее. Ведь так можно нарисовать только очень простые сообщения. А длинные предложения рисовать долго и трудно, да и не у всех получались ясные и понятные изображения: у какого- нибудь рисовальщика медведь выходил похожим на сову, а человек на лягушку. Вот и разберись, что он хотел сказать! И вот люди постепенно начали делать рисунки более простыми, чтобы каждый мог их понять и нарисовать. Для этого старались сложное изображение превратить в значок из двух-трёх линий. Теперь каждый такой значок обозначал какое-то одно слово, и все их нужно было запомнить. Например, волнистая линия означала «вода», а квадратик «камень». Такие значки называются иероглифы. Постепенно иероглифы появились во многих странах.

А затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы - значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому и славянскому письму.

Об изобретении букв и книг русский историк и писатель Н.М. Карамзин писал: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, - особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

2. Сообщение «Вначале было Слово...» .

Учитель истории: В далёкие-далёкие времена наши предки были язычниками. Они поклонялись силам природы: солнцу, ветру, грому и молнии, божествам растений, скота. И были у них специальные значки: черты и резы, с помощью которых они могли передавать свои мысли другим людям. Какими были эти значки, мы точно не знаем, так как письменные памятники той поры до нас не дошли.

В 988 году киевский князь Владимир Красное Солнышко решил поменять языческую веру на новую. Женившись на племяннице Византийских (греческих) императоров, Владимир крестился сам, а вернувшись домой в Киев, крестил всех жителей в водах Днепра. Принятие христианства было прогрессивным шагом: Русь получила от греков не только новую веру в Иисуса Христа, но это позволило объединить разрозненные русские княжества.

Для совершения богослужения в христианских храмах Руси нужны были и особые книги - Библия и Евангелие. Такие книги, написанные славянской азбукой, были привезены. Славянскую азбуку придумали для болгар два греческих монаха Кирилл и Мефодий в 863 году. А так как древнеболгарский язык близок к русскому, то азбука, придуманная для болгар, нам подошла. У нас её назвали в честь её создателя кириллицей. На ней были написаны первые русские книги. В Древней Руси она появилась вместе с богослужебными книгами Нового Завета.

3. Сообщение второй группы «Аз, буки, веди...»

Древнерусские рукописные книги отмечаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Весь текст писали чёрными чернилами, а первую большую букву текста изображали красной краской - киноварью. Она делалась в 2-3 раза больше остальных букв и часто украшалась изображениями цветов или зверей. Такая заглавная буква называлась буквицей. А по её окраске сама строка получила название - красная строка.

Начертания буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Древнерусский книжник не считал буквицу просто обозначением звука, для него очень много значило начертание. Для древнерусского человека весь мир и даже небо над головой было книгой, развёрнутым свитком, который не каждому дано прочесть.

Само начертание буквиц таило в себе чертёж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнце и сердца. Буквицы ещё не стали типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима.

Писали наши предки на пергаменте - тонкой телячьей или козьей коже. Её натирали мелом, чтоб снять жир, затем очищали пемзой, чтоб она была ровной, затем по линейке нарезали из неё листы одинаковой величины. Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, потому что пергамент был очень дорогой и на листе надо было поместить как можно больше текста.

Древние книги, были написаны на пергаменте, в 20-40 шкурок, поэтому стоила она дорого. Книги украшали полудрагоценными камнями, бархатом, серебряной тканью. Так, старинная книга «Мстиславово Евангелие» (XII век), которая ныне хранится в

Историческом музее, стоила в те далёкие времена дороже двухэтажного дома. Книга считалась семейным сокровищем и передавалась от отца к сыну и внуку.

4.Сообщение «Развитие русского алфавита»

Учитель русского языка: В начале XVIII века Пётр Первый ввёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас. В 1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита», и др. «ер» в конце слова.

Например «ер» (Ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставку от гласной (подъезд, разъезд). А до реформы 1918 года твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: долгъ, дубъ, ехалъ, городъ. Букву «ер» называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Буква «ер» на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги. Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в дореволюционном издании на 2080 страницах имеется 115 тысяч никчёмных бездельников. Если их собрать в одно место и напечатать подряд в конце последнего тома, их скопище заняло бы 70 с лишним страниц.

А сколько это будет при тираже издания в 10 тысяч экземпляров? Кроме того, если (выбор) набор «Война и мира» требовалось тогда, допустим, 100 рабочих дней, то три с половиной дня из них наборщики неведомо зачем набирали одни твёрдые знаки. А сколько бумаги! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира.

Со временем из языка исчезали не только буквы, но и целые слова, в современной науке их называют устаревшими.

5.        Сообщение        третьей группы «Современная жизнь языка».

Русский язык в современном мире выполняет четыре важнейшие социальные функции: он является

одним из шести официальных языков ООН.

  • национальным языком русского народа,
  •  языком межнационального общения народов России, государственным языком Российской Федерации.

Россия - одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта. У каждого из них свой язык:

Цыганский язык (носителей около 150 тыс.); коми-пермяцкий язык (носителей около 147 тыс.); карельский язык (носителей около 130 тыс.); адыгейский язык (носителей около 120 тыс.)и еще около 50 языков (носителей около 900 тыс.).

Эти народы тесно связаны общностью исторических судеб и обладают русским языком как языком межнационального общения, государственным и культурным достоянием. Русский язык — один из крупнейших языков мира, самый распространенный из славянских языков, а также один из самых распространенных в географическом отношении языков. Именно поэтому в самом русском языке имеется много диалектов - местных наречий, особенностей языка характерных для жителей той или иной местности.

Люди, населяющие Россию и представляющие разные национальности, стремятся понять друг друга, осознают роль русского языка в установлении в российском обществе равноправных культурных, научных и экономических отношений, в формировании общероссийской идентичности. Это отражено и в стихотворениях поэтов разных народов Российской Федерации.

Например, в стихотворении М.Львова «Родства язык». М. Львов (настоящее имя - Рафкат Давлетович Габитов) родился в Башкирии, переводил на русский язык стихи национальных поэтов. Послушайте его стихотворение.

Кайсын - балкарец,        Но        все мы люди семьи одной,

Расул - аварец,        И        все мы любим язык родной,

Аткай - кумык,        Понятный        с        детства,        как        свой        язык,-

Эльдя - калмык.

Родной для сердца

Хоть все мы люди семьи одной,

 Но каждый любит язык родной –

 Язык балкарский,

Язык аварский,

Язык кумыков,

Язык калмыков,

Язык родной.

Или стихотворение балкарской поэтессы Т. Зумакуловой «Родной язык».

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «Мама!»

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой!

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной.

Но, как родной, люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо, каждый миг

На нем живые трепетные чувства

Открылись мне, и мир открылся в них,

Я поняла на русском слово «счастье» –

 большое счастье – жить в большой стране

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне

Текут две речки в сердце, не мелея,

 Становятся единою рекой.

Забыв родной язык, я онемею,

Утратив русский, стану я глухой

6. Парад книг: вопросы и ответы

Библиотекарь: Возникает множество вопросов. Какова история древних школ? А история библиотек? Сколько книг было в древности? Как «делали» книги до начала книгопечатания? Что изучает палеография? Была ли письменность у славян до принятия христианства? Кирилл создал кириллицу или глаголицу? Почему Кирилла сначала звали Константином? Ответы на эти и множество других вопросов можно найти в книгах, представленных на нашей выставке.

7. Викторина.

(Викторина организована в форме коллективных письменных ответов на вопросы. С целью рационального использования времени нужно заранее распечатать вопросы на отдельных листах. При подведении итогов учитывается коллективный результат).

Вопросы:

  1.  Что такое рисуночное письмо? Когда оно существовало?
  2.  Что такое иероглифы?
  3.  Кто изобрёл первые буквы?
  4.  На основе какого алфавита возникла славянская азбука?
  5.  Кто придумал славянскую азбуку?
  6.  Как называлась славянская азбука?
  7.  Для какого народа была придумана кириллица?
  8.  Что такое буквица?
  9.  Как называлась краска, которой рисовали буквицу (киноварь)
  10.  Какого размера были буквицы?
  11.  Что такое пергамент?
  12.  Как называлась книга ставшая в XII веке дороже двухэтажного дома?
  13. Что вы знаете о старинной букве ять, ер, фита, ижица?
  14. Сколько больших и малых народов проживают в Российской Федерации?
  15.  Назовите как можно большее языков народов РФ, количество носителей которых превышает 100 тысяч.
  16.  Какие функции выполняет русский язык в современном мире?
  17.  Какие национальные поэты писали о необходимости изучения русского языка?

IV, Подведение итогов и формулировка выводов.

Учитель русского языка: Давайте подведем итоги нашего урока.

Результаты проведенной викторины следующие ...

Что же было самым интересным из того, что вы вспомнили или узнали на сегодняшнем уроке? Почему? Но, к сожалению, урок наш закончился.

Подводя его итоги, хотелось бы верить, что вы сумеете пронести в своей душе любовь к родному языку, гордость за то, что вы являетесь частичкой огромной страны со своей культурой, историей. И давайте не забывать того, что нам завещал великий русский поэт И. А. Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык – один из развитых языков мира

И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское словоСвободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!...

Методическая разработка урока с точки зрения системно-деятельностного подхода "Русский язык - один из развитых языков мира"

Данный урок разработан по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Предполагает использование УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова "Русский язык"....

Русский язык-один из развитых языков мира

Первый урок для шестиклассников по русскому языку....

Тема: «Русский язык-один из развитых языков мира»

6 классурок №1Вводный урок.Тема: «Русский язык-один из развитых языков мира»Развивающие: познакомить  учащихся с содержанием  и структурой учебного пособия; познакомить с понятие...

Презентация "Русский язык - один из развитых языков мира"

Презентация по русскому языку для 6 класса...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: "РУССКИЙ ЯЗЫК -ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА"

Цели: формировать представление о русском языке как об одном из развитых языков мира; познакомить с учебником для 6 класса, его особенностями, структурой.Планируемые результаты: умение самос...