Методическая разработка урока с точки зрения системно-деятельностного подхода "Русский язык - один из развитых языков мира"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Меньщикова Елена Николаевна

Данный урок разработан по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Предполагает использование УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова "Русский язык". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_uroka_russkogo_yazyka_s_tochki_zreniya_sistemno.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель урока русского языка с точки зрения системно-деятельностного

                                          подхода.

Данный урок разработан учителем Меньщиковой Е.Н. по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Предполагается использование УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова Москва «Просвещение» 2012г. «Русский язык» 6 класс.

                                                                                      Знание – в действии.

                                                                                      Э.Роттердамский.

                                                                                     

                                                                                                           

Тема урока: «Русский язык – один из развитых языков мира».

Тип урока: урок знакомства с новым учебным материалом

Цели урока, направленные на результат:

1)обеспечить формирование у учащихся научных знаний о русском языке.

2)обеспечить формирование способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией;

3)обеспечить развитие умений полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в своей  речевой практике;

4)обеспечить воспитания интереса к русскому языку и бережного отношения к нему.

                                          Ход урока

  1. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний учащихся; пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения.

Вопрос к классу:

- Какую роль в нашей жизни играет речь? Язык?

(С помощью языка мы общаемся друг с другом, передаём свои мысли и чувства, изучаем опыт поколений, приобретаем знания)

Отвечая на вопрос, учащиеся заполняют таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)»

Чтение заголовка параграфа.

- Выясните по Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова значение слова развитой. Что значит «развитой»?

 - Как вы думаете, русский язык всегда занимал такое высокое положение?

На доске представлен отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

                                      Она по-русски плохо знала,

                                      Журналов наших не читала,

                                      И выражалася с трудом

                                      На языке своем родном.

-Что же получается, «русская душою» Татьяна Ларина говорила на русском языке как иностранка?

- Какое место занимал русский язык в 18,19 веках?

  1. Стадия осмысления.

      Цели: поддержать активное восприятие новой информации; её осмысление

Обратимся к малоизвестным страницам истории русского языка.

Вам предстоит поработать с научной статьёй. Чтобы работа была эффективной, вы объединитесь в группы по четыре человека.  Ваша задача прочитать текст и представить информацию в сжатом виде.

В результате работы в таблице на доске появляются записи

дата

Изменения, происходившие в статусе русского языка

Начало 18 века

На русском языке общались, а  церковнославянский выполнял функции книжного языка.

Время правления ПетраI

Церковнославяский язык постепенно уходит на периферию культурного сознания.

Январь 1755г.

Профессор Московского университета А.А.Барсов впервые начинает читать лекции студентам на русском языке( в нарушение официальной установки )

80 годы 18 века

Для обучения грамоте использовался язык церковнославянский, а для обучения другим предметам – чужие языки: латынь, немецкий, французский.

1757г

М.В.Ломоносов издает первую  «Российскую грамматику»

5августа 1786г.

Екатерина II своим уставом утвердила преподавание в училищах на русском языке.

       - Могли ли вы предположить, что русский язык не имел должного статуса в пределах России?

       - Какой язык мы получили во владение?

     

       - Предлагаю вам познакомиться с материалом упр№1

        Читает ученик с хорошим навыком чтения.

       - В чём заключается богатство русского языка?

       - Запишите свой ответ.

        -Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, обсудите спорные вопросы.

        Чтение записанного ответа и  коллективное обсуждение.

       - Прочтите стихотворение Виктора Бокова и запишите строки, выражающие основную мысль поэтического текста.

         Текст спроецирован на доске или распечатан на отдельных листах.

                             У пахаря была метафора:

                             Луну он называл серпом.

                             Словесность у него

                                            Распахана,

                              Засеяна живым зерном.

                               Он лошадь называл –

                                            Лошадушка,

                               Овцу он величал –

                                            Овечушка,

                               Жену приветствовал:

                                            - Душа моя,

                               Скажи мне доброе

                                            Словечушко!

                               Надел свой величал –

                                            Полосынька,

                               А травушку косил –

                                            Шелковую.

                               К росе он обращался –

                                            Росынька,

                               Чтоб рыть, лопату брал

                                             Штыковую.

                                Мужик! Слова его

                                             Двужильные,

                               В них тяжесть, и они

                                             Не мечутся.

                               Мужицкие слова

                                             Дружинами

                               Стояли за свое Отечество.

        Как перекликается это стихотворение с нашим текстом, эпиграфом к уроку,

    с высказываниями из упр№2?

       

3. Стадия рефлексии.

        Цели: выведение знаний на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

     У каждого ученика есть графическая таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а )»

     Первую графу учащиеся заполнили на стадии вызова. Третью заполняют на этом этапе.

      В графе «Хочу узнать» ученики должны задать вопросы.

     - Как вы думаете, из каких источников вы можете получить ответы на ваши вопросы?

      Подводим итоги урока.

      Обсуждение домашнего задания.

  1. Попытайтесь найти ответы на вопросы, поставленные вами на уроке.

Найдите 2-3 стихотворения о русском языке и приготовьтесь читать выразительно.

  1. упражнение №3 (рассуждение на основе высказывания К.Паустовского)
  2. Обратитесь к высказыванию из упр.№2 И.Тургенева.

Порассуждайте на тему: «От чего нужно оберегать русский язык?»

Выберете задание, которое вам будет интересно выполнять.

                                  Приложение.

Тексты для работы в группах:

  1. Известно, что в языковой ситуации России в18 веке, когда русский язык не отличался универсальностью, еще не сформировался окончательно как язык культуры, было характерно доминирование в сфере интеллектуального общения иностранных (в основном латинского, французского и немецкого) языков. Русский язык в пределах территории своего законного обитания служил средством обыденного общения, продолжая сложившуюся в предшествующий период истории традицию, когда функции книжного языка выполнял язык церковнославянский.

  1. Решительное утверждение в правах русского языка как средства литературного выражения начинается в тот период русской истории, когда Россия «мужала с гением Петра, когда церковнославянский язык постепенно уходил на периферию1 культурного сознания и со временем замкнулся в рамках славянской культуры.

1 Периферия – местности, отдаленные от центра, окраина.

  1. Как, может быть, ни покажется удивительным в наше время, официальными          

языками для чтения лекций в Московском университете при его открытии (январь 1755г.) были два языка: русский и латинский, но чтение лекций на русском языке при этом не получало одобрения, и А.А.Барсов»великий муж Российской Грамматики»прежде других уже в первые годы существования университета (в нарушение официальной установки) начинает читать лекции языке российском.

  1. Вплоть до 80-х гг. 18 века русский язык «не был не только предметом школьного изучения, но и во многих случаях не являлся средством общения учителя с учащимися при изучении некоторых предметов. Для обучения грамоте использовали язык церковнославянский, а для обучения другим предметам – чужие языки: латынь, немецкий, французский.

  1. Наука о русском языке начала развиваться в 18 веке. Научный гений Михаила Васильевича Ломоносова блестяще проявился области отечественного языкознания, как и в других областях. Он стал создателем первой русской грамматики, которая известна как «Российская грамматика» и вышла из печати в 1757г
  2. 5 августа 1786 г. Екатерина II утвердила «Устав народным училищам в Российской империи». Русский был введен в училищах как учебный предмет на весь период обучения (с первого класса, включая выпускной), и таким образом было положено начало обучению без языка-посредника.

Материал взят из статьи Т.М.Григорьева «Русский язык в России и за её пределами: малоизвестные страницы истории»  

Графическая таблица.

              знаю

       Хочу знать

   Узнал(а)

Русский язык играет важную роль в нашей жизни:

- с помощью языка мы общаемся,

- изучаем опыт поколений,

- приобретаем знания.

Русский язык не имел должного статуса в пределах России. Стало понятно, почему Татьяна Ларина разговаривала на русском языке как иностранка.

Сейчас русский язык – один из развитых языков мира.

Он звучен, мелодичен, богат синонимами.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Диалог" в 5 классе с точки зрения системно - деятельностного подхода.

В данной карте представлены этапы урока, цель каждого этапа, деятельность учителя и учащихся...

Методическая разработка урока географии с применением системно – деятельностного подхода.

Методическая разработка урока географии в 6 классе и природоведения 5 класс по теме "Гидросфера Земли" для малокомплектной школы....

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода

Презентация на тему "Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода"...

Конструирование современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода к обучению как условие реализации

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельного подхода в обучении. Учителей сегодня олнует множество вопросов, ответы на которые предлагает автор....

Организации современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.

Современный учитель должен шагать в ногу со временем! Особенности современного урока в рамках реализации ФГОС....