Главные вкладки

    Методическая разработка урока географии с применением системно – деятельностного подхода.
    методическая разработка по географии (6 класс) на тему

    Методическая разработка урока географии в 6 классе и природоведения 5 класс по теме "Гидросфера Земли" для малокомплектной школы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ УРОКА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ И ГЕОГРАФИИ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

    учителя географии МОУ «Удимская №2 СОШ» структурное подразделение «Ерогодская ООШ»

    КРУТОУС А. И.

    Предмет: природоведение.

    Тема урока: Гидросфера Земли.

    Класс: 5

    Предмет: география.

    Тема урока: Гидросфера Земли.

    Класс: 6

    Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

    Тип урока: изучение нового материала с использованием ЦОР.

    Цели по содержанию:

    1. Обучающие:

    -  сформировать мировоззренческую идею о единстве Мирового океана, познакомить с частями океана.

    2. Развивающие:

    -  развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах;

    -  продолжить формирование приёмов работы с картой (читать, анализировать, обобщать информацию).

    3.Воспитательные

    - показать значимость Мирового океана для окружающей среды и человека.

    1. Обучающие:

    - способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте воды в природе.

    1. Развивающие:

    - создать условия для развития  умения работать с текстом учебной статьи, географической картой, с материалами мультимедийной презентации; составлять описание по плану.

    1. Воспитательные:

    - способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда.

    Формировать УУД:

    Личностные:

    -оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками      нахождения,

    - использования и презентации географической информации;

    Познавательные:

    -умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать  выводы;

      Регулятивные:

       -умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,     выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

    -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.

    Коммуникативные:

    -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально;

    -осознанно использовать речевые средства для представления результата.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

    Необходимое техническое  оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

    Средства обучения:

    1. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2009.
    2. Тетрадь для оценки качества по природоведению. 5 класс. К учебнику Плешаков, Н. И. Сонин «Природоведение  5 класс» /В. И. Сивоглазов, В. Н. Кириленкова, О. В. Павлова.- 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2009.
    3.  Природоведение. 5 класс.: Атлас.– М.: Роскартография, 2012.
    4. Мультимедийная презентация «Вода на Земле».

    Средства обучения:

    1. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.-9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.
    2. Физическая география. Начальный курс. 6 класс.: Атлас.– М.: Роскартография, 2012.
    3. Мультимедийная презентация «Вода на Земле».

    1. карточки для оценивания, карточки с заданиями, фрагмент видеофильма «Океан».

    Структура и ход урока:

    1.Организация учащихся. Актуализация опорных знаний. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.

    2. Формулирование темы урока и постановка целей. Изучение нового материала.

    3. Минута релаксации.

    4. Закрепление знаний. Контроль полученных знаний.

    5. Рефлексия.

    Ход урока

    1. Оргмомент (слайд 1).   Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок.

    Стихотворение:

    С добрым утром начат день,

    Первым делом гоним лень.

    На уроке не зевать,

    А работать и искать!          (Учитель желает плодотворной работы на уроке.  Проверяет готовность к уроку.)

    Актуализация знаний (слайд 1, 4)

            - Какие оболочки Земли вы знаете? (Литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.)

            Демонстрируя первый слайд, учитель предлагает учащимся назвать оболочку, которую начинают изучать на уроке.  

            - Что такое гидросфера? (Гидросфера - водная оболочка Земли.)

            - В каких трёх агрегатных состояниях бывает вода в природе? (В жидком, в твёрдом, в газообразном.)

            - Может ли вода переходить из одного состояния в другое? (Да.)

            - Установите соответствие:

    1. Испарение.

    2. Замерзание.

    3. Конденсация.

    4. Таяние.

    А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.

    Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.

    В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.

    Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.

    (1В, 2А, 3Б, 4Г)

    Мотивация и целеполагание (слайд 3)

    1. Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю –  не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно,  в  тетради напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».

            Утверждения:

    1. Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.
    2. Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
    3. В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.
    4. Из одной части Мирового океана можно попасть в другую, не пересекая сушу.
    5. Тихий океан омывает берега всех материков Земли.

            - Поднимите руку те, кто согласен с первым утверждением, кто не согласен? И т.д.

    Изучив материал сегодняшнего урока, мы вернемся к этим утверждениям и посмотрим, каким из них верить можно, а каким нельзя.

    1. А вот в одной Африканской школе, ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивый рассказ!
      - А можно ли ходить по воде?  (Посмотрите в окно) (Можно, когда она в виде снега)
       
    2.  Видеофрагмент «Мировой океан» (с музыкальным сопровождением). 

    Во время показа видеофрагмента учитель предлагает угадать детям, о чём пойдёт речь на уроке: «Это неотъемлемая часть существования человечества. По площади он занимает 3/4 площади Земли и примерно столько же людей на планете так или иначе связаны с ним. В современную эпоху все белые пятна более или менее изучены, но в прошлые века существовало немало загадок, легенд и мифов, связанных с ним. Впрочем, некоторые из них живут и по сей день .»

    1. Формулирование темы урока и постановка целей.

    Сформулируйте тему урока, зная о названиях оболочек Земли. (Гидросфера)

    Тема нашего урока сегодня  «Гидросфере Земли».
    - Как Вы думаете, что нового мы должны узнать сегодня на уроке, чему научиться?
    - Какую на урок
    цель вы поставите? Что хотели бы узнать?

    Изучение нового материала.

    Используя текст на стр.91 – 5 класс; стр. 68 – 6 класс,  дополните  схему:

    гидросфера





    мировой океан

    96% 0,02% 0,03%
    Учитель: Объем гидросферы постоянно меняется. 4млд лет назад объем составлял 20млн км3. В семь раз меньше современного, в будущем количество воды увеличится, если учесть объем воды в мантии Земли в 20млд км3, это в 15 раз больше современного объема гидросферы. Предполагают, что поступление воды будет происходить за счет извержения вулканов.

    - Роль гидросферы заключатся в том, что она накапливает тепло и предраспределяет его на Земле. С Мирового океана на сушу поступают атмосферные осадки.
    Карточка с заданиями.http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/6/5731/5731_html_4641c3ba.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/6/5731/5731_html_m4e7b9bfe.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/6/5731/5731_html_2a42d909.gif

    На контурной карте найти и подписать океаны: Тихий,  Атлантический,  Северный Ледовитый, Индийский.

    - Показать на карте океаны.

    Работа с картой показать моря. Дети вытягивают карточки и показывают на карте объекты.

    2. Какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?
    Спросил на днях
    Малыш – сосед
    У струйки,
    Льющейся из крана:
    - Откуда ты?
    Вода в ответ:
    - Издалека,
    Из океана!
    Потом малыш гулял в лесу,
    Росой искрилась поляна.
    - Откуда ты?-
    Спросил росу.
    - Поверь, и я из океана!
    На поле лег туман седой.
    Малыш спросил и у тумана.
    - откуда ты?
    Ты кто такой?
    - И я, дружок, из океана!
    Удивительно, не так ли?
    В супе, в чае,
    В каждой капле,
    В каждой льдинке
    И в слезинке, и в дождинке,
    И в росинке – нам откликнется всегда
    Океанская вода!
    А. Дитрих.

    - Почему капельки стали путешественниками?

    -Как можно назвать путешествие капелек воды в природе.

    3. Минута релаксации.

    Прослушивание аудиозаписи.

    1. Сядьте поудобнее, свободно откинувшись на спинку стула. В течение одной минуты просто подышите медленно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится.

    2.Вам хочется потянуться? Не сдерживайте это естественное желание. Потянитесь с наслаждением, отведя согнутые руки в стороны, стараясь соединить лопатки.

    3. Переведите взгляд вдаль, посмотрите в окно, на небо.

    4.Крепко зажмурьте глаза на 3—5 секунд. Откройте.


    5. Опустите руки вниз и несколько раз встряхните кистями так, будто вы пытаетесь сбросить с кончиков пальцев капли воды. Затем хорошенько разотрите каждый палец, особое внимание уделяя суставам.


    Учитель: 2% пресной воды- это  не так много. Такого количества хватило бы всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках, озёрах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоёмы неиссякаемыми? Оказывается Солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе. Пользуясь рисунком (слайд), расскажите, как вода может вернуться с суши в океан через атмосферу.

     Работа с геословарем: слова «гидросфера», «малый круговорот», «большой круговорот», «мировой круговорот воды» заносятся в геословарь с одновременным расшифровыванием понятий ( в тетрадь) Испарение с поверхности океана и суши – перенос воды на сушу воздушными потоками - конденсация водяного пара, выпадение осадков - просачивание вглубь Земли, сток с суши в океан-испарение.

    - творческая работа: нарисовать  объекты на земле, в которых находится вода

    - пояснение значения Мирового круговорота воды


    Таблица рекордов по обмену воды:
    ! человек – несколько часов 2-3
    воздух – 8 суток
    река - 14 суток
    озеро - 7 – 300 лет
    океан – 3000 лет
    подземные воды – 5000 лет
    ! ледники – 8000 лет

    Карточка для ученика 6 класса..

     1. Прочитай  с. 68-70 (6 класс), выполни задание №1, 2 на карточке  и ответь устно на вопросы.

    1. Что такое гидросфера.
    2. Из каких частей состоит гидросфера?
    3. В какой части гидросферы самый большой объём воды?
    4. Перечисли воды суши.
    5. Заполните таблицу.

    Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов по плану (слайд 12). Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам. Оформить ответы можно в виде таблицы.

    План

    Тихий океан

    Атлантический океан

    Индийский океан

    Северный Ледовитый океан

    Какое место занимает по площади?

    С какими другими океанами связан?

    Какие материки омывает?

    Какова максимальная глубина?

    Проверка выполнения работы проходит у доски с использованием слайда 11, настенной карты.

    Карточка для  5 класса.

    Прочитай  с. 91-93 и выполни задание в печатной тетради с. 36 №1, 2    и ответь устно на вопросы.

    1. Что такое гидросфера.
    2. Из каких частей состоит гидросфера?
    3. В какой части гидросферы самый большой объём воды?
    4. Перечисли воды суши.

    - Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие –  из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)

            - Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)

    «Хоть в это поверить не очень легко,

    Но Волги вода есть в реке Лимпопо…

                                    И. Якимов (слайд 7)

            - Как вы думаете, возможно ли это?

            Используя слайд 8, учитель кратко рассказывает о Мировом круговороте воды в природе. А затем предлагает по схеме выполнить задания и ответить на вопросы:

            - Чем малый  круговорот воды отличается от большого?

            - Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

            - Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

            - Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.

            - Итак, главной, самой большой частью гидросферы является Мировой океан (слайд 9). Изучение водной оболочки Земли мы начнём именно с него. Океан занимает ¾ площади Земли (слайд 10), он един, то есть из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу, и Океан состоит из четырёх частей (океанов).

            Учитель предлагает найти океаны на карте океанов в атласе и показать их на мировой карте (слайд 11).

    4.Закрепление.
    Работа с картой (разноуровневое задание):

    Сектор 3.
    на «3» - покажите 4 океана.
    - Реки Нил и Средиземное море.
    -Какие океаны окружают Африку и Антарктиду?

    • Завершите перечень оболочек Земли: атмосфера, гидросфера,….,…. .
    • Вода на планете находится больше всего в жидком состоянии, газообразном, твердом (выбрать правильный ответ).
      Гидросфера – это водная оболочка, воздушная, название океана (выбрать правильный ответ)

    Сектор 4.

    на «4» - в каких океанах находятся остров Мадагаскар, Японское море.

    • Завершите перечень: в гидросферу входит:
      вода на суше

      …………….

      …………….
      В малом круговороте участвуют:
      суша – океан
      океан - атмосфера
      суша – атмосфера ( выбрать правильный ответ)
      В какой оболочке происходят явления: течения, цунами, приливы, вулканизм.

    Сектор 5.
    на «5» - по координатам определите объекты:

     50о ю.ш., 70о в.д.                                          (о. Кергелен)
    23
    о с.ш., 90о з.д.                                              (Мексиканский залив)

    • Расставьте в правильном порядке составляющие Мирового круговорота: ледники, океан, осадки, сток с суши, испарение.
    • Вода в твердом состоянии больше всего находится в атмосфере , в Антарктиде, на вершинах гор ( выбрать правильный ответ)
      В большом круговороте воды участвуют:
      суша – океан- атмосфера; суша – океан; атмосфера – океан

      - самооценка: выбрать

    сектор 3 – балл – «3»
    сектор 4 – балл – «4»
    сектор 5 – балл – «5»
    Ученики ставят оценки.

    5.Рефлексия (слайд)

            Учитель предлагает учащимся вернуться к игре «верю – не верю» и снова в  тетради напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».

                                                                            (1-, 2+, 3-, 4+, 5-)

    Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

    Скоро прозвенит   звонок,

    Пора заканчивать урок.

    О чём мы говорили сегодня на уроке?

    По плану охарактеризуйте оболочку, которая была изучена сегодня на уроке.

    План: 1. название
              2. составные части
              3. явления
              4. связь с другими оболочками.

    Всё ли было понятно на уроке?

    Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

    Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке.

    Вывод урока.

    С каким настроением вы уходите с урока?

    Домашнее задание  (слайд 13)

    На «5»- стр.96 ответить на вопросы и приготовить сообщение о морях омывающих материк Евразия.

    На «4»- Приготовить сообщения о крупных реках России.

    На «3»- стр.96 ответить на вопросы.

    На «5»- стр.70  ответить на вопросы 1,2,3,5 (у)  и приготовить сообщение о морях омывающих материк Евразия

    На «4»- Приготовить сообщения о крупных реках России

    На «3»- стр.70 ответить на вопросы 1,2,3,5,6 (У)

    Спасибо, за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока географии с применением ИКТ

    Теоретическая значимость работы заключается в обобщении накопленных к настоящему времени теоретических положений по применению ИКТ в географии....

    Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе

    Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...

    Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

    Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

    Урок географии с позиции системно -деятельностного подхода обучения.

    “Великая цель образования - это не знания, а действия”. Герберт СпенсерМногие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память у...

    «Конспект урока математики с применением системно- деятельностного подхода».

    «Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода». Тема : "Пропорции"....

    Методическая разработка урока с точки зрения системно-деятельностного подхода "Русский язык - один из развитых языков мира"

    Данный урок разработан по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Предполагает использование УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова "Русский язык"....

    Методическая разработка урока по химии на основе деятельностного подхода

    Особенности преподавания в школе при  исправительной колонии...