Методическая разработка урока по химии на основе деятельностного подхода
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Беленкова  Ольга Александровна

Особенности преподавания в школе при  исправительной колонии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_deyat.podhod.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа при Федеральном казенном учреждении Исправительная колония № 16

Главного управления федеральной службы исполнения наказания

по Нижегородской области

Методическая разработка урока по химии на основе

деятельностного подхода                                                                                                   по теме « Физические и химические явления» 8 класс

выполнила Беленкова Ольга Александровна

2015-2016 учебный  год

Тема  « Физические и химические явления»

Цель:  начать формирование понятий о химических явлениях , их отличий от физических явлений

Задачи :

- используя технологию деятельностного подхода, составить схему определения физических и химических явлений;

-формировать у учащихся умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, выделяя признаки физических и химических явлений в окружающем мире, наблюдать и объяснять результаты демонстрационного эксперимента;

-развивать умение вести  целенаправленные наблюдения и умении е прогнозировать ожидаемые результаты;

-способствовать формированию научного мировоззрения, воспитывать элементы химической культуры

Тип урока : урок формирования новых знаний

В связи с особыми условиями школы все  химические эксперименты проводятся в режиме виртуальной химической лаборатории  с использованием видеороликов.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  Учитель приветствует учащихся , проверяет готовность к  занятию.

  1. Актуализация опорных знаний .

             деятельность  учителя

             деятельность учащихся

Нас окружает удивительный мир веществ .Мы и сами состоим из веществ. И со всеми этими веществами происходят различные процессы.

1.Для  нескольких учащихся  дает  задание: описать свойства известных веществ  САХАР,ЗОЛОТО,ЖЕЛЕЗО,УКСУС

2 Остальные учащиеся из предложенного на доске перечня выписывают в тетрадь в два столбика  вещества и тела:

Пробирка,железо,труба,мел,лопата,колба,кислород,проволока,свеча,медь.

3 Самостоятельная работа. Раздает карточки с заданием. Найдите соответствие между веществами и их свойствами.

1.Вода                    а)не поддерживает горение    

2.Аллюминий        б)сладкий на вкус

3.Кислород             в)пластичный

4.Углекислый газ  г)поддерживает дыхание

5.Сахар          д)жидкое агрегатное состояние  

Учащиеся самостоятельно выполняют задание . Участвуют в беседе. Вещества отличаются цветом ,запахом  и т.д.

Учащиеся  зачитывают вслух свои записи .Обсуждают правильность выполнения задания.

Выполняют задание. Участвуют в обсуждении  ответов.

Ответы :1-д,2-в,3-г,4-а,5-б

3.Постановка проблемы. Формулирование  темы и цели урока.

     деятельность учителя

     деятельность учащихся

Учитель демонстрирует несколько явлений.  Обращает внимание учащихся на свойства веществ до и после действий с ними.

Опыт 1 . В ступке измельчает кусочек мела

Опыт 2.В крахмальный клейстер добавляет каплю йодной настойки.

Опыт 3.Медную проволоку скручивает в спираль, затем расправляет

Подводит учащихся к осознанию принципа, по которому эти процессы можно разделить  на две группы( по обратимости и необратимости процесса).

Сообщает , что обратимые явления связаны с физическими свойствами веществ, а необратимые с химическими. Предлагает сформулировать тему урока.

Предлагает сформулировать цель урока  и проблему урока

Наблюдают опыты. Описывают устно свои наблюдения.

Мел- твердое вещество белого цвета, хрупкое. После измельчения изменилась форма, размеры частиц, свойства не изменились.

До внесения капли йода клейстер-  жидкость белого цвета , непрозрачная. После добавления цвет становится синим.

До скручивания- твердое вещество красно-бурого цвета, с блеском, пластично .После скручивания свойства остались те же, поменялась форма.

Делают вывод: в некоторых случаях свойства веществ изменились, а в некоторых не изменились.

Называют тему урока : «Физические и химические явления»

Цель урока: выяснить что такое физические и химические явления.

Проблема урока : как отличить физические явления от химических?

4.Формирование новых знаний (объяснение с элементами беседы и демонстрацией видеофрагментов)

          деятельность учителя

           деятельность учащихся

Для достижения цели урока необходимо поставить учебную задачу, которая приведет к открытию новых знаний. По результатам беседы и просмотру видеоопытов  вы составите схему, в которой отразите наблюдаемые явления, предложите определения и приведете примеры.

1 Физические явления.

Вы наблюдали такие физические процессы как измельчение и изменение формы.  Рассмотрим физические явления, происходящие в природе, например, в процессе круговорота воды. Какие физические процессы происходят?

Учитель подводит учащихся к выводу, что при данных процессах молекулы воды не изменяются, а происходит изменение агрегатного  состояния вещества.

 Примером такого  явления также является плавление парафина- переход вещества из твердого состояния в жидкое.

Демонстрация опыта « Плавление парафина»( видеофрагмент).

Другим примером  изменения агрегатного состояния является возгонка, т.е. переход вещества из твердого состояния в газообразное минуя жидкую фазу. Лед  тоже способен к возгонке, недаром бельё  высыхает и на морозе.

Демонстрация опыта « Возгонка йода»

Подводит учащихся к пониманию , что йод  сначала переходит  в газообразное состояние, затем кристаллизуется.

Физические явления широко используются человеком в деятельности. Многие способы получения чистых веществ по сути являются физическими явлениями. К ним относятся фильтрование ( очистка  питьевой воды), дистилляцию или перегонку( для получения чистых жидких или газообразных веществ, например, для получения нефтепродуктов, отдельных составных частей воздуха, выпаривание( для получения твердых веществ из растворов, например , поваренной соли), отстаивание.

Учитель предлагает сформулировать определение понятия « физическое явление»

2 Химические явления. Понаблюдаем за течением некоторых химических реакций, установим какие изменения происходят в ходе процессов, какие признаки позволяют распознать химический процесс.

Демонстрация опыта « Взаимодействие раствора медного купороса со щелочью»(видеофрагмент).

Демонстрация опыта « Растворение мрамора»(видеофрагмент).

Поясняет, что «закипание раствора» есть не что иное как выделение пузырьков углекислого газа.

Демонстрация опыта « Вулкан»                  ( видеофрагмент)

Итак, какие признаки позволяют нам определить ,что произошло химическое явление?

Акцентирует внимание учащихся на том , что в результате химического явления  образуются новые вещества.

Учитель предлагает сформулировать определение понятия « химическое явление»

По результатам  беседы и наблюдений  предлагает составить схему-алгоритм различий физических и химических явлений

Участвуют в беседе .Наблюдают опыты. Выясняют различия  между химическими и физическими явлениями.

Испарение , конденсация,  кристаллизация , плавление

Наблюдают опыт .Отмечают происходящие изменения.

Наблюдают опыт .Отмечают происходящие изменения.

Учащиеся делают вывод , что физические явления связаны с изменением размеров , формы тел, агрегатного состояния вещества.

Формулируют определение  понятия «физическое явление»-явление, при котором данное вещество не превращается в другое, а обычно изменяется его агрегатное состояние или форма.

Наблюдают опыт. Отмечают . что  раствор был  голубого цвета, прозрачный. После добавления щелочи образовался осадок.

Ученики отмечают , что при действии соляной кислоты на мрамор, происходит «вскипание»

Наблюдают опыт. Отмечают ,что изменился цвет вещества  с ярко оранжевого до серо-бурого, увеличился объем , наблюдали процесс выделения света.

Мы выделяем химические явления по таким признакам:

- выпадение осадка

- выделение газа

-изменение цвета

-выделение света

Формулируют определение понятия «химическое явление» - явление, в результате которого образуются новые вещества.

Учащиеся предлагают  варианты схем. Приходят к единому варианту  и заполняют ее.

Схема .

ЯВЛЕНИЯ

              ФИЗИЧЕСКИЕ                                                                ХИМИЧЕСКИЕ

      обратимые изменения формы                                 необратимые  изменения

      или агрегатного состояния                                      свойств веществ

ПРИМЕРЫ

      Измельчение мела                                                      Изменение цвета крахмального

      Скручивание медной проволоки                              клестера

      Плавление парафина

      Возгонка йода                                                             Выпадение осадка

      Сушка белья                                                                Выделение газа

                                                                                            Выделение света

5. Первичное закрепление  изученного материала.

             деятельность учителя

                 деятельность учащихся

Задание 1.         Первый вариант  -физические явления

Второй вариант  - химические явления

1.Плавление парафина

2.гниение растительных остатков

3.Ковка металла

4.Горение спирта

5.Прокисание фруктового сока

6.Растворение сахара в воде

7.Почернение медной проволоки при прокаливании

8.Замерзание воды

9.Прокисание молока

10.Образование инея

Задание 2.

Предлагает учащимся выполнить минитест.

1.Укажите признаки химической реакции при скисании молока.

а ) выделение тепла

б ) изменение цвета

в ) образование осадка

2  Укажите признаки химической реакции при  ржавлении железа.

а ) выделение газа

б ) выделение тепла

в ) изменение цвета

3.Укажите признаки химической реакции при взаимодействии  гидрокарбоната натрия ( пищевая сода)  с уксусной кислотой.

а ) выделение тепла

б ) изменение цвета

в ) выделение газа

Самоконтроль учащихся.

1 вариант – 2.4.5.7.9

2 вариант – 1.3.6.8.10

Самоконтроль учащихся

1 – в, 2- в, 3- в

6. Подведение итогов урока.

          деятельность учителя

                    деятельность учащихся

Проводит беседу.

- Достигли ли мы цели урока ?

- Что понравилось ?

- Что мешало в работе ?

Наблюдение опытов , участие в беседе

Формулирование цели урока , составление схемы, составление определений понятий физические и химические явления

Участвуют в беседе

Репродуктивная деятельность учащихся

Творческая деятельность учащихся

    7. Домашнее задание.

Разделите химические и физические явления. К выбранным химическим явлениям укажите признаки явлений.

- образование снежинок

-прокисание яблочного сока

- замерзание воды

-подгорание пищи на сковородке

- ржавление гвоздя

- плавление  аллюминия

- горение древесины

- испарение спирта

-свечение электрической лампочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока немецкого языка в технологии деятельностного метода

Методическая разработка урока немецкого языка в технологии деятельностного метода. Это урок  открытия нового знания (ОНЗ) на базовом уровне. Урок по теме «Времена года» рассчитан на учащихс...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Методическая разработка урока географии с применением системно – деятельностного подхода.

Методическая разработка урока географии в 6 классе и природоведения 5 класс по теме "Гидросфера Земли" для малокомплектной школы....

Методическая разработка урока с точки зрения системно-деятельностного подхода "Русский язык - один из развитых языков мира"

Данный урок разработан по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Предполагает использование УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова "Русский язык"....

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019

Структура  урока включает в себя следующие этапы:  Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку,  психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...