Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019
план-конспект урока по химии (9 класс)
Структура урока включает в себя следующие этапы:
Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся.
Проверка домашнего задания. Выполнение тестовых заданий по вариантам.
Актуализация знаний: на основе полученной информации от учителя и ранее полученных знаний, личного жизненного опыта учащихся создается проблемная ситуация, которая актуализирует определение темы урока, цели урока и мотивирует восприятие новых знаний.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление В процессе урока учитель использует следующие методические приемы как создание заданий исследовательского характера, задания на сравнение и анализ ранее изученной информации, задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, задание на нахождение нужной информации в тексте учебника.
Особое внимание уделено лабораторным работам. Посредством решения экспериментальных и познавательных задач были выявлены общие и специфические свойства нитратов,
формировались умения и навыки проведения эксперимента с соблюдением правил техники безопасности.
Закрепление изученного материала происходит в форме организации блиц-турнира между группами учащихся по отработке основных понятий, полученных во время урока.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) проходит в форме самооценки.
Итог урока. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся происходит на всех этапах урока в форме индивидуального опроса у доски, фронтального опроса в ходе повторения ранее изученного материала, взаимооценки при выполнении тестовых заданий, работы в группах и парах при выполнении экспериментов и составлении уравнений реакций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_himii_v_9_klasse._isakova_l.r.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор работы:
Исакова Лариса Радиловна
учитель химии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»,
г. Набережные Челны, республики Татарстан
Методическая разработка урока по химии в 9 классе
«Соли азотной кислоты».
УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019.
Структура урока включает в себя следующие этапы:
Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся
Проверка домашнего задания. Выполнение тестовых заданий по вариантам
Актуализация знаний: на основе полученной информации от учителя и ранее полученных знаний, личного жизненного опыта учащихся создается проблемная ситуация, которая актуализирует определение темы урока, цели урока и мотивирует восприятие новых знаний.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление В процессе урока учитель использует следующие методические приемы как создание заданий исследовательского характера, задания на сравнение и анализ ранее изученной информации, задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, задание на нахождение нужной информации в тексте учебника.
Особое внимание уделено лабораторным работам. Посредством решения экспериментальных и познавательных задач были выявлены общие и специфические свойства нитратов,
формировались умения и навыки проведения эксперимента с соблюдением правил техники безопасности.
Закрепление изученного материала происходит в форме организации блиц-турнира между группами учащихся по отработке основных понятий, полученных во время урока.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) проходит в форме самооценки
Итог урока. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся происходит на всех этапах урока в форме индивидуального опроса у доски, фронтального опроса в ходе повторения ранее изученного материала, взаимооценки при выполнении тестовых заданий, работы в группах и парах при выполнении экспериментов и составлении уравнений реакций.
План - конспект урока по химии. 9 класс.
Тема: Соли азотной кислоты.
Цель урока: закрепить знания обучающихся о солях, изучить особые свойства нитратов. Рассмотреть области применения нитратов.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать формированию знаний о нитратах как представителях солей с точки зрения ОВР, теории электролитической диссоциации. Изучить области их применения и влияния на организм человека.
Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда, формировать навыки безопасного обращения с веществами, развивать коммуникативные качества личности, содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.
Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, грамотно излагать свои мысли, развивать умения и навыки при проведении эксперимента с соблюдением правил техники безопасности, развивать познавательные способности, потребности и интерес у учащихся к предмету.
Методы обучения: частично-поисковые, репродуктивные.
Приемы реализации методов: создание заданий исследовательского характера, задания на сравнение и анализ ранее изученной информации, задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации познавательной деятельности: групповая (экспериментальная) исследовательская деятельность, индивидуальная деятельность.
Оборудование и реактивы:
Для демонстрации: набор нитратов, штатив, вата, концентрированные растворы едкого натра, серной кислоты, медь, мерный цилиндр с песком, уголь, щипцы, спички.
Для лабораторных опытов: кристаллические нитраты меди, натрия, алюминия, серебра, щелочь, хлорид натрия, серная кислота, железная скрепка.
Содержание урока
I. Организационный этап
Взаимное приветствие учащихся и учителя; проверка готовности учащихся к работе на уроке.
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся выполняют тестовые задания по вариантам.
I вариант
1. Азотная кислота реагирует с каждым веществом из группы:
а) оксид цинка, медь, оксид углерода (IV),
б) оксид бария, оксид кремния (IV), карбонат натрия,
в) хлорид натрия, силикат натрия, сульфат калия,
г)оксид меди (II), цинк, гидроксид натрия.
2. Концентрированная азотная кислота не реагирует с:
а) цинком б) алюминием в) магнием г) медью.
3. При взамодействии азотной кислоты с металлами не образуется:
а)соль, б)вода, в)водород, г)оксид азота.
II вариант
1.Азотная кислота реагирует с каждым веществом из группы:
а) оксид магния, алюминий, оксид фосфора (V),
б) хлорид калия, оксид углерода (IV), карбонат кальция,
в) оксид алюминия, магний, гидроксид калия,
г) оксид серы (IV), силикат калия, цинк.
2. Концентрированная азотная кислота не реагирует с:
а) магнием б) медью в) железом г) кальцием.
3. Бурый газ, дающий при растворении в воде кислотную среду, это:
а) NO, б) NH3, в) NO2, г)N2O5.
Взаимооценка тестов в парах.
Задания, выполненные на доске, учащиеся проверяют, исправляют ошибки, комментируют и ставят оценки.
- Актуализация знаний, создание проблемной ситуации.
Прослушайте текст.
Обостренный интерес к этим солям возник во второй половине XX в., когда развитые страны стали переносить принципы промышленных технологий на сельское производство, не учитывая его экологических особенностей. Внесение неумеренных доз азотных удобрений на поля с целью резкого увеличения их продуктивности приводило к различным отрицательным последствиям, и прежде всего к накоплению излишнего количества этих солей в сельскохозяйственной продукции. Это вызывало отравление людей, ухудшало их здоровье, что повлекло стойкую неприязнь к ним. Из-за этих солей воевали, да сами эти соли имеют репутацию взрывчатых веществ
Между тем эти соединения так необходимы для роста растений, производства продуктов питания и лекарств.
Скажите, о каких солях идет речь?
Предполагаемый ответ: нитраты – соли азотной кислоты
Думаю, вы догадались, что сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы, касающиеся солей азотной кислоты.
Записываем тему урока: Соли азотной кислоты
Цель нашего урока: изучить состав и свойства солей азотной кислоты, выяснить, где встречаются в природе и как используются человеком, узнать роль удобрений.
Основные вопросы по теме, которые мы должны изучить на уроке:
1.Определение.
2.Номенклатура солей азотной кислоты
3. Физические свойства .
4. Химические свойства.
5. Применение.
IV.. Изучение нового материала.
1.Определение.
Какие вещества называют солями?
Предполагаемый ответ: это сложные вещества, состоящие из атома металла и кислотного остатка
Записать определение нитратов:
Нитраты - это сложные вещества, состоящие из атомов металлов или иона аммония, связанных с кислотным остатком азотной кислоты
2. Номенклатура.
В повседневной жизни нам знакомо другое название нитратов – селитры. Селитрами называют нитраты натрия, калия, аммония и кальция – натриевая, калийная, кальциевая и аммиачная селитра соответственно.
Все они применяются как азотные удобрения.
- NaNO3 – чилийская селитра
- KNO3 – индийская селитра
- Ca(NO3)2 – норвежская селитра
- Как вы считаете, почему их так назвали?
- Предполагаемый ответ: потому, что основные залежи минералов – именно в этих местах.
3. Физические свойства нитратов.
Прежде чем изучать свойства нитратов, необходимо познакомиться с правилами техники безопасности:
- все нитраты относятся к взрывоопасным веществам. Хранятся нитраты отдельно от органических и неорганических веществ.
Мы на прошлом уроке проводили опыт с образованием оксида азота (IV) (какого цвета?) при взаимодействии меди с азотной кислотой и говорили о том, что:
- все опыты с образованием оксида азота (IV) проводить в больших пробирках, закрытых ватными тампонами, смоченными щёлочью.
Лабораторный опыт 1 «Физические свойства нитратов»
Задание.
В 3 пробирках находятся соответственно кристаллические нитраты: №1 -натрия, №2 - бария, №3 – аммония. Рассмотрите предложенные вам соли азотной кислоты, отметьте их агрегатное состояние, цвет.
Исследуйте растворимость в воде солей: NaNO3, KNO3, NH4NO3.
В каждую пробирку прилейте по 2-3 мл воды.
Что наблюдаете? Что можно сказать о растворимости нитратов в воде (сравните с таблицей растворимости)?
Итак, что запишем о физических свойствах?
Предполагаемый ответ: Нитраты - твердые кристаллические вещества белого цвета, хорошо растворимые в воде.
- Химические свойства нитратов
- Химические свойства нитратов, общие с другими солями
Все нитраты– сильные электролиты, их растворы хорошо проводят электрический ток. Нитраты в водном растворе диссоциируют на ионы. На доске один из учащихся записывает уравнение диссоциации нитрата меди (II).
Какие свойства могут проявлять нитраты общие с другими солями?
Предполагаемый ответ:
1) Диссоциация водных растворов на ионы;
- Взаимодействие с кислотами (условие: образование осадка);
- Взаимодействие со щелочами (условие: образование осадка);
- Взаимодействие с солями (условие: образование осадка);
- Взаимодействие с более активными металлами (расположены правее в ряду активности металлов).
Запишите в тетрадь данные свойства.
Лабораторный опыт 2 «Химические свойства нитратов, общие для всех солей»
Учащиеся работают в 4 –х группах:
Задания.
Группа №1 (Взаимодействие с кислотами)
Проделайте опыт. В пробирку налейте 1мл серной кислоты и добавьте 1 мл нитрата бария. Что наблюдаете? Укажите признак реакции, напишите уравнение реакции.
Группа №2 (Взаимодействие со щелочами)
Проделайте опыт. В пробирку налейте 1мл нитрата меди и добавьте 1 мл гидроксида калия. Что наблюдаете? Укажите признак реакции, напишите уравнение реакции
Группа №3 (Взаимодействие с солями)
Проделайте опыт. В две пробирки налейте 1мл нитрата серебра, и добавьте в 1 мл хлорида натрия. Что наблюдаете? Укажите признак реакции, запишите уравнение реакции
Группа №4 (Взаимодействие с более активными металлами)
В пробирке находится железная скрепка, налейте 1мл нитрата меди Укажите признак реакции и запишите уравнение реакции.
Вывод: Итак, нитраты участвуют во всех реакциях, свойственных солям.
По одному учащемуся от каждой группы написать химических свойств нитратов на доске. Остальные учащиеся записывают уравнения реакций в тетради.
4.2 Особые свойства нитратов (введение новых знаний).
1) Разложение нитратов при нагревании.
При нагревании они разлагаются с образованием кислорода. Характер других продуктов реакции зависит от положения металла, образующего нитрат, в электрохимическом ряду напряжений:
Давайте проанализируем схему разложения солей. На с. 57 учебника (Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс.) найти ответ на вопрос: «Как зависит состав продуктов разложения соли от активности металлов?»
Существует определенное правило, в зависимости от химической активности металла (его положения в электрохимическом ряду напряжений металлов), входящего в состав соли, разложение нитратов происходит по схеме (перенести схему в тетрадь):
Внимание, в схеме не отражена валентность металлов!
Как вы видите, ребята, выделяется не только кислород, но и ядовитый бурый газ (NO2)!
Особое положение занимает нитрат аммония, разлагающийся без твердого остатка:
NH4NO3 (кр.) N2O + 2H2O.
Учитель демонстрирует опыт. Разложение нитрата серебра.
Накалить в пробирке, закрытую тампоном ваты, смоченным концентрированным раствором щелочи, кристаллики нитрата серебра.
Какие выделились газы? Определите по цвету.
Предполагаемый ответ:
NO2 и O2
Почему я пробирку закрыла ватным тампоном, который смочила концентрированным раствором щёлочи?
Предполагаемый ответ:
Выделился оксид азота NО2. Это ядовитый газ, он взаимодействует со щёлочью и обезвреживается.
Рассмотрим это правило на примере разложения:
KNO3, Cu(NO3)2, AgNO3.
Составим уравнения реакций, расставив коэффициенты методом электронного баланса
Работа в парах, сильные ученики, выполнившие задание, помогают тем, кто не справляется.
У доски работают желающие.
1) 2KNO3 = 2KNO2 + O2↑
4) 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 ↑+ O2↑
5) 2AgNO3 = 2Ag + 2NO2 ↑+ O2↑
2) Качественная реакция на нитрат – ион (распознавание ионов NO3‾ ).
Учитель демонстрирует опыт
К соли ( содержащей нитрат- ион) добавляют концентрированную серную кислоту и медь. Смесь слегка подогревают. Выделение бурого газа (NO2↑) указывает на наличие нитрат иона.
NaNO3 + H2SO4 = NaHSO4 + HNO3
4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
- Применение нитратов
- Применение для изготовления чёрного пороха и других взрывчатых веществ, наибольшее применение находят нитраты калия и аммония. (Основано на окислительной способности нитратов)
- Нитраты используются в медицине. Нитрат серебра используется как ляписный карандаш.
Самое главное применение нитратов – в качестве азотных удобрений.
3)Они необходимы для нормального питания растений. Следует отметить, что внесение удобрений должно быть дозировано согласно среде почвы, нельзя переусердствовать.
V.Закрепление нового материала
Блиц - турнир
Две группы
Каждой группе поочередно учитель задает вопросы, если группа не отвечает, то на вопрос отвечает другая группа.
Вопросы.
1.Соли азотной кислоты называются …
2.Нитраты щелочных металлов, кальция и аммония называются …
3.Нитраты …растворяются в воде
4.Нитраты обладают общими свойствами с …
5.Нитраты при нагревании …
6.Продукты разложения нитратов зависят от …
7. Качественной реакцией на нитраты является реакция с …
8.Нитраты используют в сельском хозяйстве в качестве …
Подводим итог: молодцы!
VI. Рефлексия
Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я …
- Особенно интересным …
VII. Домашнее задание:
$ 28 изучить, упр.2,с.101. Индивидуальные задания: подготовить сообщения «Влияние нитратов на окружающую среду на организм человека».
Приложение 1.
Действие нитратов на организм
Попадая в организм человека, часть нитратов всасывается в желудочно-кишечном тракте в неизмененном виде, другая часть, в зависимости от присутствия микроорганизмов, значения рН и других факторов, может превращаться в более ядовитые нитриты, аммиак, гидроксиламин NН2ОН; в кишечнике из нитратов могут образоваться вторичные нитрозамины R2N–N=О, обладающие высокой мутагенной и канцерогенной активностью. Признаки небольшого отравления – слабость, головокружение, тошнота, расстройство желудка и т.д. Снижается работоспособность, возможна потеря сознания.
В организме человека нитраты взаимодействуют с гемоглобином крови, превращая его в метгемоглобин, в котором железо окислено до Fe3+ и не может служить переносчиком кислорода. Именно поэтому один из признаков острого отравления нитратами – синюшность кожных покровов. Выявлена прямая зависимость между случаями появления злокачественных опухолей и интенсивностью поступления в организм нитратов при избытке их в почве. Первая помощь при отравлении нитратами – это обильное промывание желудка, прием активированного угля, солевых слабительных – глауберовой соли Na2SO4*10H2O и английской соли (горькая соль) MgSO4*7H2O, cвежий воздух. Зеленый чай, ягоды и фрукты – естественные нейтрализаторы нитратов в организме человека.
Следует знать, что количество нитратов снижается:
1) при варке овощей;
2) при очистке от кожуры;
3) при удалении участков наибольшего скопления итратов (кочерыжка, сердцевина, стебель);
4) при вымачивании овощей.
Приложение 2.
Обнаружение нитратов в растительных объектах.
Инструктаж по технике безопасности.
При работе с кислотами будьте осторожны! Наливайте в пробирку вещество небольшими порциями. При попадании вещества на кожу сообщите учителю! Не торопитесь, после работы с реактивом не забывайте закупоривать пузырек во избежание разлива жидкости и убрать его на место.
Задание. В три большие демонстрационные пробирки (на белом фоне) поместите по 10 мл сока капусты, моркови, свёклы. В каждую пробирку прилейте несколько капель раствора дифениламина в концентрированной серной кислоте. Синяя окраска раствора будет указывать на присутствие нитрат-ионов (дифениламин реагирует с нитрат-ионами в присутствии H2SO4 (конц.), при этом образуется вещество интенсивного синего цвета).
По изменению окраски судят о содержании нитратов: при отсутствии нитратов сок не изменяет цвет, при небольшом количестве нитратов появляется светло-голубая окраска, а при большом количестве нитратов – темно-синяя. Обобщите результаты эксперимента в виде таблицы:
Растение | Много нитратов | Мало нитратов «+» | Нет нитратов «-» |
Приложение 3
Таблица . Накопление нитратов в различных частях продуктивных органов растений.
Название растения | Рекомендации по применению |
Патиссон | Лучше срезать верхнюю часть, примыкающую к плодоножке |
Огурец | Очистить огурец от кожицы и отрезать хвостик |
Капуста | Снимать верхние кроющие листья и выбрасывать кочерыжку |
Кабачки | Срезать кожицу |
Свёкла | Отрезать верхнюю и нижнюю часть корнеплода |
Картофель | Очищенный картофель залить на сутки 1%-ной поваренной соли или аскорбиновой кислоты |
Морковь | Отрезать верхнюю и нижнюю часть корнеплода |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Очистка загрязнённой поваренной соли"
Методическая разработка раздела образовательной программыпо химии Тема раздела: «Биологически активные органические соединения»Количество часов: 4Класс: 10УМК:-...
Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"
Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"...
Методическая разработка. Урок по химии в 9 классе "Гидролиз солей"
В основе урока лежит практическая деятельность учащихся, которая осуществляется под руководящим словом учителя с использованием лаборатории «Архимед»....
Методическая разработка урока по химии "Кислоты.Состав и классификация" , 8 класс
Методическая разработка урока включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, технологическую карту урока с подробным описанием деятельности учителя, ученика, формируемых УУД. Прописаны ожидаемы...
Методическая разработка урока по химии по теме Соли
На основе самостоятельного мышления, эксперимента. наглядности, прививаются знания по теме соли. На уроке ученики учатся распознавать соли, подходят с ...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему "Химические свойства кислот"
Тип урока - изучение нового материала, способ обучения - словесно-наглядный с применением эксперимента. В разработку включены подробный конспект урока и инструктивные карты....
Методическая разработка урока по химии в 8 классе "Химичексие свойства солей"
Разработка содержит технологическую карту урока, рабочие карты и инструкции для учащихся...