Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Жулина Надежда Павловна

Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_khimii_nitraty_9_klass.rar374.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе   «Соли азотной кислоты»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока:

  1. изучить способы получения, физические, химические свойства и применение солей азотной кислоты.
  2. развивать  умения сравнивать, анализировать, делать выводы, практические умения при работе с химическим оборудованием и реактивами.
  3. воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях, ответственности за результаты учебного труда.
  • Реактивы и оборудование

Тестовые задания, карточки индивидуального опроса, опорные карточки, образцы солей азотной кислоты: нитрат натрия, нитрат калия, нитрат серебра, нитрат меди (II), лабораторный штатив, спиртовка, сульфат железа (II), концентрированная серная кислота, пробирки.

Содержание урока

1. Организационный этап

Взаимное приветствие учащихся и учителя; проверка готовности учащихся к работе на уроке.

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала

Карточка № 1

Закончите уравнения практически осуществимых реакций

а) http://festival.1september.ru/articles/413065/Image2882.gif

б) http://festival.1september.ru/articles/413065/Image2883.gif

в) http://festival.1september.ru/articles/413065/Image2884.gif

г) http://festival.1september.ru/articles/413065/Image2885.gif

Подпишите названия полученных солей. Последнюю реакцию запишите в ионном виде.

Карточка № 2

Закончите уравнения практически осуществимых реакций, подпишите названия полученных солей

а) http://festival.1september.ru/articles/413065/Image2886.gif

б) http://festival.1september.ru/articles/413065/Image2887.gif

в) http://festival.1september.ru/articles/413065/Image2888.gif

г) http://festival.1september.ru/articles/413065/Image2889.gif

Для последней реакции напишите полное и сокращенное ионные уравнения.

Все остальные учащиеся выполняют тестовые задания по вариантам.

I вариант

Азотная кислота реагирует с каждым из веществ набора:

а) оксид цинка, медь, оксид углерода (IV),

б) оксид бария, оксид кремния (IV), карбонат натрия,

в) хлорид натрия, силикат натрия, сульфат калия,

г)оксид меди (II), цинк, гидроксид натрия.

2. Концентрированная азотная кислота не реагирует с:

а) цинком    б) алюминием   в) магнием    г) медью.

3. Сумма коэффициентов в левой части полного ионного уравнения между азотной кислотой и гидроксидом меди (II) равна:

а) 2  б) 3     в) 1    г) 5.

4. Для реакции между азотной кислотой и гидроксидом бария общее число атомов всех элементов в полученной соли равно:

а) 10    б) 5     в) 9      г) 7.

5. В молекулярном уравнении реакции

http://festival.1september.ru/articles/413065/Image2890.gif

коэффициент перед формулой окислителя равен…

II вариант

Азотная кислота реагирует с каждым из веществ набора:

а) оксид магния, алюминий, оксид фосфора (V),

б) хлорид калия, оксид углерода (IV), карбонат кальция,

в) оксид алюминия, магний, гидроксид калия,

г) оксид серы (IV), силикат калия, цинк.

2. Концентрированная азотная кислота не реагирует с:

а) магнием   б) медью   в) железом     г) кальцием.

3. Сумма коэффициентов в правой части полного ионного уравнения между азотной кислотой и гидроксидом свинца (II) равна:

а) 3       б) 4       в) 6       г) 5.

4. Для реакции между азотной кислотой и гидроксидом натрия общее число атомов всех элементов в полученной соли равно:

а) 7       б) 6       в) 4      г) 5.

5. В молекулярном уравнении реакции

http://festival.1september.ru/articles/413065/Image2891.gif

коэффициент перед формулой восстановителя равен…

Задание повышенного уровня

  1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие переходы:

N2              Li3N        NH3          NO       NO2           HNO3               KNO3

                                                                                    NO2

Тесты сдают учителю. Задания, выполненные на доске, учащиеся проверяют, исправляют ошибки, комментируют и ставят оценки.

3. Усвоение новых знаний

1. Используя уравнения реакций, записанные на доске учащимися, выясняем названия солей азотной кислоты. Нитраты” - в переводе с греч. означает “селитра”. КNO3, NaNO3, Са(NO3)2, NН4 NO3   называются селитрами.

NaNO3 – чилийская селитра

KNO3 – индийская селитра

Ca(NO3)2 – норвежская селитра

Как вы считаете, почему их так назвали? (потому, что основные залежи минералов – именно в этих местах).

2.  С помощью таблицы растворимости и образцов предложенных солей учащиеся описывают физические свойства. Тип химической связи, тип кристаллической решетки (кристаллические вещества (белого ) цвета, хорошо растворимые в воде.

Демонстрация растворимость в воде ( реакция эндотермическая)

3. Химические свойства нитратов

Учитель: Нитраты обладают всеми свойствами солей. Назовите основные свойства солей? ( с кислотами, основаниями, солями, с металлами).

Предлагаю ряд уравнений, выберите, какие реакции осуществляются? Почему?

Ba (NO3)2 + НCl E:\data\articles\53\5321\532138\img1.gif
Fe (NO
3)3 + KOH E:\data\articles\53\5321\532138\img1.gif
Cu (NO
3)2 + Fe E:\data\articles\53\5321\532138\img1.gif

Ba (NO3)2 + H2SO4 E:\data\articles\53\5321\532138\img1.gif
Zn (NO
3)2 + Na3PO4 E:\data\articles\53\5321\532138\img1.gif
Cu (NO
3)2 + Hg E:\data\articles\53\5321\532138\img1.gif

Учащиеся проводят опыты, доказывающие  предложенные ответы.

Учитель: соли азотной кислоты обладают особыми свойствами, узнаем из стихотворения.

Даром времени не тратя,
Разберемся, как нитраты
В «печке» разлагаются.
Что же получается?
Щелочной металл – такой активный,
Он командным тоном говорит:
«Быть нитратом – это так противно,
Из нитрата превращусь в нитрит!»
А металлы из компании от магния до меди,
Цинк, железо и другие их соседи –
Осторожно и спокойно, без обид,
Из нитрата извлекают свой оксид.

На  соседей  меди справа

Огонь влияет как облава,

Разлагая  тот  нитрат

 На  кислород  и NО2.

 При этом  есть такой накал,

  что выделяется металл.

Проанализируйте стих. О чем идет речь?   Какое свойство нитратов описано в стихотворении? Закончите схему, учитывая, что при разложении выделяется кислород:

Ме NO3  

Рассмотрим это правило на примере разложения  (ребята выполняют самостоятельно, используя электрохимический ряд напряжений металлов).

KNO3, Cu(NO3)2, AgNO3, Hg(NO3)2., Ca(NO3)2, Zn(NO3)2

1) 2KNO3 = 2KNO2 + O2

2) Ca(NO3)2 = Ca(NO2)2 + O2

3) 2Zn(NO3)2 = 2ZnO + 4NO2 + O2

4) 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2

5) 2AgNO3 = 2Ag + 2NO2 + O2

6) Hg(NO3)2 = Hg + 2NO2 + O2

Учитель: Однако, что касается нитрата аммония: NH4NO3= N2O + 2H2O

Качественная реакция на нитрат - ион

Предложите каким способом можно определить нитрат- ион в растворе? (учащиеся отмечают, что NO3- ион не образует нерастворимых соединений, реакцией обмена определить нельзя). Вспомните яркое, заметное соединение, которое выделяется из нитрат – иона. Учащиеся отмечают бурый газ NO2 .   Провожу качественную реакцию:

В раствор нитрата добавить серную кислоту до кислой реакции и медь. Смесь слегка подогреть. Выделение бурого газа указывает на наличие нитрат- иона в растворе.

NaNO3 + H2SO4 = NaHSO4 + HNO3

4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

Твердые нитраты можно распознать также по вспышке на раскаленном угольке щепоточки кристалликов соли. (демонстрация)

5.Применение нитратов (сообщение ученика с презентацией)

  1. Нитраты входят в состав горючих смесей. Нитрат калия входит в состав пороха в смеси с углем и серой.
  2. Нитрат аммония используют как компонент твердого ракетного топлива.
  3. Получение чистых благородных металлов.

4)Минеральные удобрения                

4. Домашнее задание

Параграф 27, упр 7,

Дополнительное задание:

  1. В технической кальциевой селитре содержится примесь карбоната кальция. Поясните, как можно очистить кальциевую селитру от этой примеси. Составьте соответствующие уравнения реакций.

5. Итоги урока (выставление оценок)

6. Рефлексия