Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс
план-конспект урока по теме

Суркова Галина Владимировна

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_monastyr.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

Суркова Г.В.

Тема урока ОПК: «Монастырь»

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи.

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о монастыре, истории монашества, знать понятия монастырь, обитель, монах (монахиня), инок, послушание, постриг, монашеский обет.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, строить рассуждения, анализировать текст и приводить аргументы, сравнивать понятия, выделять существенные признаки, выполнять подведение под понятие, обобщать и делать выводы.

Коммуникативные: строить речевое высказывание, работать в группе, в паре, опираясь на принципы сотрудничества, аргументированно доказывать свою точку зрения, воспринимать и принимать позицию собеседника.

Регулятивные: принимать учебную задачу, ставить  перед собой цели и стремиться  к достижению результата, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Личностные: формирование положительного отношения к людям, посвятившим свою жизнь служению Богу, принятие нравственного выбора человека, выражение своего отношения в образной форме.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать: сведения о монашестве, монастырях, о преподобных как лике святых в Церкви.

уметь: описывать события жизни монахов и монастырей, устанавливать взаимосвязь между православной традицией монашества и поведением людей, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.

Тип урока: урок первичного изучения нового материала.

Межпредметные связи: история, музыка, литература.

Методическое обеспечение: учебник (Кураев А.В. «Основы  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры». 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013), тетрадь.

Ресурсы: учебник, компьютер, проектор, аудиозаписи, экран.

Ход урока:

Этапы урока                                

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивационный этап

Просмотр фрагмента видео (Паломническая поездка в Ачаирский монастырь).

- Что вы сейчас слышали и видели? Где и когда мы слышим колокольный звон? К чему он нас призывает? Где молятся православные люди? С каким настроением люди приходят в храм?

Многие композиторы писали свои произведения для верующих людей. Послушайте небольшую часть произведения для церковного хора  А. Гречанинова «Херувимская песнь».  Параллельно учитель читает стихи. 

В густой листве затерян монастырь,
Над ним лишь небо, да, как вата облака.
Вокруг полей российских гладь и ширь,
А вдалеке виднеется река.
Святой источник спрятан средь берез,
Лишь только ветер шелестит листвой.
Блуждаем в царстве собственных мы грез,
Боясь спугнуть волнующий покой.
Прозрачный воздух, ярка неба синь,
А вдалеке виднеется река.
В густой листве затерян монастырь,
Над ним не властны время и века.

- О чём это стихотворение? Какое настроение у вас возникло при слушании? Почему?

II. Актуализация знаний

Проблема:

Как вы считаете, храм и монастырь – это синонимы?

Давайте вспомним, что мы знаем о храме?

III. Постановка темы и цели урока

- Как вы считаете, о чём пойдёт разговор на нашем занятии? (тема)

- Что мы можем узнать о монастырях на уроке? (цель и задачи)

IV. Этап усвоения новых знаний

- Попытаемся разобраться, что же такое монастырь. Для этого я предлагаю вам соотнести два названия одного и того же понятия: монастырь – обитель.

- Как вы считаете, каким должен быть монастырь? Для чего он создавался испокон веку?

- Какие вы знаете монастыри в Омской области?

- Каково, по-вашему, значение монастырей в истории и культуре нашего государства? Что Вы знаете о монастырях и монахах?

Обобщение по первому вопросу

Вернёмся к нашей первой проблеме: Чем монастырь отличается от храма?

Работа с учебником

Перейдём ко второй проблеме, поставленной в начале урока:

Кто такие монахи? Являются ли слова монах и священник – синонимами?

Предлагаю немного поразмышлять.

  1. Объясните значения слова монах и инок.
  2. Что такое обет? Какие обеты принимает человек, принимающий монашество?
  3. Каков путь от мирской жизни к монашеству?
  4. Какими качествами должен обладать монах? С кем или с чем они ведут борьбу?
  5. Как выглядит монашеское облачение?

На вопросы вам поможет ответить учебник (с. 80-81).   

Подведём небольшой итог

- Кто такой монах? И почему его  называют воином?

V. Физкультурная пауза

Попробуйте несколько раз нагнуться, доставая пола, представив, что вы выполняете послушание как монах на огороде.

VI. Этап усвоения новых знаний  

Христианское монашество появилось достаточно давно, ещё в III веке от Рождества Христова, сначала это были монахи-отшельники, или пустынники, затем люди, видя благодать, исходящую от монахов, стали приглашать их к себе поближе – в города, монахи стали селиться в городах и объединяться в монастыри.

Первый христианский монах святой Антоний Великий жил один вдали от людей и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку. Со временем люди заметили в глазах монахов какую-то особую тишину, радость, свет, мир.

Также хорошо известны Святитель Василий Великий – автор правил для монастырей и Пахомий Великий – автор первого монашеского общежительного устава.

- Как вы считаете, почему монахи уходят от мирской жизни, а некоторые даже отказываются от общения с другими людьми?

Я нашла интервью, которое дал журналистам один монах. Приведу несколько выдержек из него.

Почему люди идут в монахи? «Причина у всех одна и та же: Бог позвал! Это внутренняя причина настолько сильная, что ты не можешь заниматься чем-то другим, иначе перестанешь быть собой. Хочу сказать, что я никогда всерьёз о своём выбранном пути не пожалел. Да, у меня бывают минуты слабости, в конце концов, у меня бывает плохое настроение. Бывает, что устаю от трудностей, навалившихся проблем. Но с Божьей помощью это как-то преодолеваю!»

А что могут делать монахи такого особенного? «Монах посвятил себя молитве и богообщению. Его дело – молиться за весь мир, и о тех, кто не молится о себе».

В чём вы видите своё служение, в чём оно приносит пользу обществу? «Я служу Богу и людям. Богу ничего не нужно, Ему всего хватает. Он дал мне эту жизнь, чтобы я, служа Ему, хоть чему-то научился. Вокруг меня достаточно много людей, которым я постоянно для чего-то нужен, ради которых я буду жертвовать своим временем, здоровьем, многим другим. Если понадобится – пожертвую жизнью. Поверьте, это не пустые слова».

Работа с учебником

Перейдём, наконец, к третьей проблеме: Трудно ли стать монахом?

Познакомимся с притчей о том, как поссорились два монаха учебник (с. 82).

- Почему монахи не могут поссориться?    

- Что, по-вашему, означает главное правило монашеской жизни «трудись и молись»? Послушайте притчу «Два весла».

Однажды один монах перевозил на лодке человека через реку. На веслах монаха было написано: "Молись" на одном и "Трудись" на другом.

- Да, трудиться нужно, - рассуждал человек, глядя на весла, - а вот молиться, так ли это необходимо?
Ничего не ответил ему монах, но положил на дно лодки весло с надписью "Молись" и продолжал грести только одним веслом, и лодка закружилась на месте.

- Почему без молитвы труд не приносит удовлетворения, успеха?

Труд монаха может быть самым разным – от ведения хозяйственных дел, до просветительских – создание школ – или, как например труд известного монаха Нестора – сохранение исторической памяти страны.

Многие монахи и монахини были настолько праведными, что были причислены к лику святых (например, Сергий Радонежский, благословивший русское войско во главе с Дмитрием Донским на бой с монголо-татарской ордой). О Святом Луке вы можете узнать, прочитав учебник (с. 83).

VII.  Итог урока

Рефлексия

Подведём итоги нашего занятия:

Выполните задание: соедини стрелочками монастырь с его главным предназначением. Поясни свой выбор.

Монастырь:

  1. Место спасения и молитвы за весь мир.
  2. Центр государства.
  3. Хранилище древних книг.
  4. Центр просвещения.
  5. Место производства красивых вещей.
  6. Центр православной культуры.
  7. Военная крепость.

В начале урока нами были поставлены вопросы, требующие решения.

- Удалось ли нам их решить? В полной мере или нет?

- Как вы оцениваете сегодняшнее занятие:

1. Было ли оно познавательным, интересным?

2. Каков уровень материала – лёгкий, сложный?

3. Всё ли узнали о монашестве? О чем ещё хотели бы узнать?

Оцените свою работу на уроке:

- Я узнал много нового, мне было интересно, мне на уроке было приятно работать (красная карточка).

- Я не совсем хорошо понимал, что от меня требуется, был не очень активным, но работа в целом понравилась (жёлтая карточка).

- Меня данная проблема не заинтересовала (белая карточка).

Домашнее задание.

Мы не все вопросы затронули. Поэтому для домашней работы предлагаю задания:

- подготовить сообщения о святых старцах, о монахах и монахинях России.

- поработать со словарём (трапезная, отшельник, постриг, преподобный, мощи, братия, паломник, игумен, келья).

Закончить сегодняшнее занятие мне хочется таким стихотворением:

Черн монах не от подлости -
Он с землёю вовек един,
Он достоин хвалы и гордости,
Мир храня средь своих седин.
Он ушёл от житейских радостей,
Благо - бытностью заменил
Лишь отрекшись от плотских сладостей,
Он духовных достиг вершин.
Души грешные исповедуя,
Очищая земные вехи -
Озаряет сознание светлое
Имя нового человека.

Колокола звонят в храме. Они призывают верующих прийти на службу, помолиться.

Прихожане сосредоточены на общении с Богом, они должны искренне осознавать смысл своего прихода в храм.

Дети слушают, обсуждают.

Храм – это особое здание, где проходят богослужения, куда люди приходят помолиться, пообщаться с Богом с помощью молитвы (повторение изученного ранее материала).

Тема: Монастыри.

Цель и задачи:

Предположения обучающихся…

По итогу рассуждений на доске открываются задачи:

-Узнать, что такое монастырь?

-Чем монастырь отличается от храма?

-Каково их значение в истории и культуре нашей Родины?

-Кто живёт в монастыре?

-Кто такие монахи? Монахи и священники это синонимы?

-Почему некоторые люди становятся монахами?

-Каким должен быть монах?

Обсуждение.

Анализ предложенных слов, соотнесение и понятий, поиск характерных признаков, объяснение одного понятия через другое

Монастырь, место, где обитают, или живут люди – монахи, с определёнными правилами общежития.

Тихое, спокойное место, куда приходят люди, чтобы помолиться, спросить совета, попросить о помощи, об исцелении…

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают.

Обучающиеся называют Ачаирский Крестовый женский монастырь, Большекулачинский Свято-Никольский мужской монастырь.

Рассуждения обучающихся.

Монастырь – это:

-Духовный центр (служение богу)

- Защита от нападения

-Центр культуры и искусства (иконопись, переписывание книг, ведение летописи).

- Социальный центр (больницы, приюты, школы).

-Ремесленный центр.

Рассуждения обучающихся.

Ответы на вопросы: Монах (монахиня) – это  человек, который  по  своим  религиозным  
убеждениям  решил  жить  без  семьи.

Монах принимает обеты безбрачия, нестяжания и послушания.

Работа с учебником. Слушание, чтение, поиск ответа на вопросы, рассуждения на предложенную тему.

Рассуждения обучающихся.

Воины – это защитники Отечества! А монахи – это тоже воины, но сражаются они на духовном фронте. Вера – это их щит, а оружие – молитва.

Слушание.

Рассуждения обучающихся.

Рассуждение обучающихся.

Рассуждение обучающихся.

Рассуждение обучающихся.

Подведение итогов, самооценка.

коммуникативные личностные

коммуникативные

регулятивные познавательные

познавательные

коммуникативные

регулятивные коммуникативные

познавательные

коммуникативные регулятивные познавательные личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

познавательные коммуникативные

коммуникативные личностные

познавательные регулятивные коммуникативные личностные

коммуникативные личностные

познавательные

коммуникативные

познавательные

коммуникативные личностные

коммуникативные личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

Проект рабочей программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса на 2019-2020 г

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса  соответствует требованиям Федерального госуда...