Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
    календарно-тематическое планирование на тему

    Суркова Галина Владимировна

    Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie.doc253.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тематическое планирование модуля «Основы православной культуры»

    учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

    урока

    Название

    тем модуля

    Результаты

    Основное

    содержание

    по темам

    Задания по темам

    Задания для совместной работы с родителями

    Система оценивания

    личностные

    метапредметные

    предметные

    1

    Россия - наша Родина.

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.      

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

    -осознание ценности человеческой жизни.

    Отечество, Родина, духовный мир, материальный мир, культурные традиции, вечные ценности.

    1. Объясните,  что такое духовный мир человека.

    2. Определите, что такое культурные традиции и для чего они существуют.

    3. Приведите пример того, как влияет  духовного мир  человека на его настроение и поведение.

    4. Сделайте рисунок, который показывает (иллюстрирует) духовный мир и/ или материальный мир.

    5. Определите  вечные ценности, которые позволяют сделать внутренний мир человека чистым и радостным.

    6. Создайте символ для дружной семьи народов России.

    7. Оцените значимость культурных традиций для человека, его семьи, его страны.  

    Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

    Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

    Групповая рефлексия.

    2

    Культура и религия.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

    Религия.

    Первобытные верования.

    Древние религии,

    традиционные верования.

    Национальные религии (индуизм, иудаизм). Мировые религии (христианство, ислам, буддизм).

    Традиционные религии.

    Ритуалы.

    1. Перечислите, какие мировые религии вам известны. Определите, какие религии являются традиционными для России.

    2. Объясните, что такое религия.

    3. Докажите, что ритуалы в религии необходимы.

    4. Определите, почему одни религии называются национальными, а другие - мировыми.

    5. Оформите дорожный указатель, на котором были бы написаны названия,  традиционных для нашей страны (региона) религий.

    6. Придите к выводу о том, что право каждого человека быть верующим или неверующим.

    Найдите и покажите, где проживают крупнейшие народы нашей страны.

    Укажите, какие религии они исповедуют.

    Узнайте, какие религии преобладают в вашем городе, области, крае, республике.

    Рефлексия,

    портфолио.

    3

    Человек и Бог в православии.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    - активное использование речевых средств и средств  ИКТ.

    - знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений о православной религии, ее роли в культуре, истории и современности России.

    Бог.

    Православие. Творец.

    1. Почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью?

    2. Как вы думаете, почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?

    Попросите родителей рассказать вам о православии. вместе подумайте над вопросом: «Что значит быть православным человеком?»

    Портфолио.

    4

    Православная молитва.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений о православной молитве.

    Мессия.

    Христос.

    Благодать.

    Святые.

    Священное Предание.

    Молитва.

    Молитва «Отче наш».

    1. Что такое молитва? Попробуйте дать свое определение слова молитва.

    2. Что значит слово «молиться»?

    3. Как вы думаете, можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Зачем они посылаются людям?  

    Расскажите старшим, что вы знаете  о молитве.

    Попросите старших рассказать, что они знают о православной молитве. Спросите , что по их мнению, вы должны знать как «Отче наш».

    Портфолио,

    рефлексия.

    5

    Библия и Евангелие.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    - знакомство с основными нормами православной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений о православной религии, ее роли в культуре, истории и современности России.

    Христиане.

    Библия.

    Евангелие.

    Пророки.

    Христос.

    Священное писание.

    Притчи.

    Откровение.

    1. Почему Библию называют Книгой книг? Из каких частей она состоит?

    2. Как переводится слово «Евангелие»? Сколько есть Евангелий? Кто их авторы?

    3. Проведите презентацию одной  из священных книг.

    4. Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника.

    5. Обсудите с одноклассниками и учителем вопрос о том, почему писания, о которых вы сейчас узнали, люди назвали  Священными.  

    Расскажи членам семьи и друзьям о Библии и Евангелии, прочитай им статью из пособия и попроси ответить на вопросы.

    Рефлексия,

    Портфолио.

    6

    Проповедь Христа.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

    - умение работать в материальной и информационной среде.

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений о православной религии, ее роли в культуре, истории и современности России;

    - осознание ценности человеческой жизни.

    Проповедь Иисуса Христа. Нагорная проповедь. Святой Дух. Завет Христа.

    1. Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название?

    2. Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

    3. В чем новизна отношений Бога и человека в Новом Завете?

    Узнайте у родителей, старших (или найдите в дополнительной литературе, Интернете), знают ли они о проповедях Иисуса Христа.

    Обсудите чего именно в мире становится больше в результате совершенной мести: добра или зла?

    Рефлексия.

    7

    Христос и Его крест.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

    - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - знакомство с основными нормами православной религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    -понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Голгофа.

    Жертва Христа. Распятие.

    Крест Христов.

    Символика креста.

    1. Что означают слова «воплощение», «Богочеловек»?

    2. Объясните, почему крест – орудие пытки и свидетельство страданий Христа – стал символом любви к людям.

    3. Рассмотрите православный крест, нарисуй его, объясните каждую из составляющих его частей.

    Обсудите с родителями для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

    Рефлексия,

    портфолио.

    8

    Пасха.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ;

    - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - формирование первоначальных представлений о православной религии, ее роли в культуре, истории и современности России;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Пасха.

    Крестный ход.

    Пасхальный гимн, пасхальное яйцо.

    1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

    2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

    3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

    4. Подготовьте творческую работу на тему «Пасха».

    Узнайте у родителей, старших (или найдите в дополнительной литературе, Интернете), в чем состоит христианский пост.

    Спросите, какие обычаи праздновать Пасху существуют в вашей семье.

    Рефлексия,

    Портфолио.

    9

    Православное учение о человеке.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    -активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений о православной религии, ее роли в культуре, истории и современности России.

    Душа.

    Внутренний мир человека.

    1. Как вы понимаете выражение «внутренний мир человека»?

    2. Как Библия рассказывает о происхождении души?

    Вместе со старшими подумайте, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше и почему?

    Рефлексия,

    портфолио.

    10

    Совесть и раскаяние.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - знакомство с основными нормами православной религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    -первоначальные представления об исторической роли православной религии в становлении российской государственности.

    Совесть.

    Грех.

    Зло.

    Раскаяние.

    1. Связаны ли между собой два выражения: «бессовестный человек» и «мертвая душа»?

    2. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

    Вместе со старшими подумайте, какие шаги в покаянии можно назвать?

    Рефлексия, портфолио.

    11

    Заповеди.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ;

    - использование различных способов поиска.

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений о православной религии, ее роли в культуре, истории и современности России;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    10 заповедей.

    1. Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «Заповедный»?

    2. Зачем нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней?

    3. Создайте творческую работу.

    4. Составьте презентацию к вашей творческой работе.

    5. Обсудите ваш проект с группой или классом.

    6. Подведите итог по изученному и сказанному на уроке.

    Обсудите с родителями, есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный»?

    Рефлексия,

    портфолио.

    12

    Милосердие и сострадание.

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

    Милосердие.

    Милостыня.

    1.  Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника.

    2. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

    3. Определите, какие конкретные дела можно назвать «милосердие»

    4. Сделайте вывод, почему раздача милостыни является обязательной частью каждого праздника.

    5. Оформите рисунок (рассказ) на тему: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

    Вместе со старшими обсудите и дайте собственное определение  «Ближний для меня – это…».

    Вместе подумайте, какие дела милосердия вы совершали в своей жизни?

    Рефлексия, портфолио.

    13

    Золотое правило этики.            

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - знакомство с основными нормами православной религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

    Осуждение и не осуждение.

    1.  Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника

    2. Назовите золотое правило этики. Почему оно золотое?

    3. Подготовь рассказ о том, как уберечься от осуждения других людей.

    Обсудите с родителями, как правильно указать человеку на его ошибки.

    Рефлексия,

    портфолио.

    14

    Храм.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - умение работать в материальной и информационной среде.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - формирование первоначальных представлений о православной религии, ее роли в культуре, истории и современности России.

    Икона, алтарь, благословение.        

    1.  Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника.

    2. Что такое иконостас? какие иконы присутствуют в нем всегда?

    3. Может ли православный христианин молиться без икон?

    Вместе с родителями подумайте, зачем существуют правила поведения в общественных местах?

    Рефлексия, портфолио.

    15

    Икона.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений о православной религии, ее роли в культуре, истории и современности России;

    - осознание ценности человеческой жизни.

    Икона, иконостас, свет, нимб, лики

    1.Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

    2. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

    3. Оформите рисунок на тему: «Религиозный праздник».

    Поговорите со старшими и расскажите, кому и о чем молятся православные христиане, стоя перед иконой?

     

    Рефлексия, портфолио.

    16-17

    Творческие работы учащихся.

    Подведение итогов.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - использование различных способов поиска.

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений о православной религии, ее роли в культуре, истории и современности России;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Отечество.

    Родина.

    Религиозные и культурные традиции.

    Вечные ценности.

    Православная религия.

    Связь религии и культуры.

    1. Напишите сочинение, «Понравилось ли мне изучать курс православной культуры».

    2. Приведите пример того, что (как и где) вы сможете использовать полученные знания по предмету

    3. Создайте творческую работу.

    4. Составьте презентацию к вашей творческой работе.

    5. Обсудите ваш проект с группой или классом.

    6. Подведите итог по изученному и сказанному на уроке.

    Создайте творческую работу (при помощи родителей) на любую из понравившихся вам тем изученных в 1 и 2 четверти.

    Рефлексия,

    портфолио.

    18

    Как христианство пришло на Русь.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    -знакомство с основными нормами православной религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Крещение, мудрость, Святая Русь, исповедь.

    1.  Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника.

    2. Какое имя и почему народ дал князю Владимиру?

    3. Подготовьте сообщение на тему «Как изменилась жизнь славян после их крещения».

    Расскажи членам семьи и друзьям о  том, что вы узнали на уроке.

    Рефлексия, портфолио.

    19

    Подвиг.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - знакомство с основными нормами православной религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - осознание ценности человеческой жизни.

    Подвиг.

    Жертва Богу. Подвижник.

    1.  Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника.

    2. Слово «подвиг» связано только с военным временем?

    Посоветуйтесь со старшими на тему «Какой мир труднее изменить – внешний или внутренний»?

    Рефлексия,

    портфолио.

    20

    Заповеди блаженств.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    - умение работать в материальной и информационной среде.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

    - знакомство с основными нормами православной религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

    Заповеди блаженств.

    Царство Божие.

    1. Какой жизненный выбор совершает «нищий духом»?

    2. Что такое чистое сердце?

    Попросите старших рассказать о том, когда христиане бывают счастливы

    Рефлексия,

    портфолио.

    21

    Зачем творить добро?

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

    - формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Добро.

    Зло.

    Святой.

    1. Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте.

    2. Какое отношение вызывают у вас злые люди?

    3. Обсудите с одноклассниками, что такое добрые и злые поступки.

    4. Оформите рисунок на тему: «Добро и зло».

    Подготовьтесь к сочинению на одну из тем: «Что такое добро и зло», «Что такое грех».

    Рефлексия, портфолио.

    22

    Чудо в жизни христианина.

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Вера.

    Надежда.

    Любовь.

    Добродетель.

    1. Как связаны вера и верность?

    2. В чем проявляет себя любовь?

    Обсудите с родителями проблему: «Какие добродетели вы видите в себе и в ваших близких».

    Рефлексия.

    23

    Православие о Божием суде.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Божий суд. Смерть и бессмертие.

    1. Как вера в Божий суд влияет на поступки христианина?

    2. Перечислите мотивы, поощряющие христиан к творению добра.

    Обсудите с родителями вопрос: «Добрыми людьми могут быть только христиане?».

    Портфолио,

    рефлексия.

    24

    Таинство Причастия.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - знакомство с основными нормами православной религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Христианские таинства.

    Причастие, Крещение.

    Литургия.

    1. Какая главная надежда христианина связана с Литургией?

    2. Что происходит во время Литургии?

    3. Что значат слова «Причастие» и «Тайная вечеря»?

    Обсудите с родителями вопрос: «В чем главное назначение Церкви?».

    Портфолио,

    рефлексия.

    25

    Монастырь.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    - умение работать в материальной и информационной среде.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

    - знакомство с основными нормами православной религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

    Монашество, монах (монахиня), послушание, постриг монаха, монашеские обеты.

    1. Объясните значение слов «инок» и «монах».

    2. Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу?

    3. Найдите дополнительный материал и подготовьте сообщение о каком-либо монастыре.

    Расскажите старшим почему монахи ценят послушание.

    Рефлексия,

    портфолио.

    25

    Отношение христиан к природе.

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

    -понимание значения нравственности, веры и православной религии в жизни человека и общества;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Христианское милосердие.

    1. Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»?

    2. В чем проявляется милосердие к животным?

    3. Вам знакомо словосочетание «Экологический кризис»? Подготовьте сообщение или рисунок на эту тему.

    Есть ли у вас домашние питомцы и какие у вас обязанности перед ними? Расскажите.

    Портфолио, рефлексия.

    27

    Христианская семья.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    - умение работать в материальной и информационной среде.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

    Семья.

    Венчание.

    Родственник.

    Родные.

    Родители.

    Фамилия.

    Лад.

    Любовь.

    Уважение.

    Дружба.

    Взаимопомощь.

    Прощение.

    Терпение.

    Семейные обязанности.

    1. Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника.

    2. Как люди должны относиться  друг к другу в семье?

    3. Обсудите с одноклассниками, как должны жить люди в браке.

    4. Подготовьте рассказ о своей семье.

    Попросите старших рассказать историю создания вашей семьи.

    Рефлексия,

    портфолио.

    28

    Защита Отечества.

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

    - первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Отечество.

    Защита Отечества.

    Святые защитники.

    1. Может ли война быть справедливой? В каком случае?

    2. Какие поступки недопустимы даже  на войне?

    3. Подготовьте сообщение о Святых защитниках нашей Родины.

    Попросите старших рассказать: знают ли они войны, когда против общих недругов России вместе сражались разные народы?

    Портфолио, рефлексия.

    29

    Христианин в труде.

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

    - формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

    -понимание значения нравственности, веры и православной религии в жизни человека и общества;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России

    Заповедь труда.

    Труд.

    1. Какие заповеди получили первые люди от Творца?

    2. Объясните, как слова ответственность, труд понимаются в православии.

    3. Какой труд вреден для человека?

    4. Сделайте вывод, можно ли эти понятия применить к учебе, к работе, к отношениям в семье.

    Обсудите с родителями, что значит «работать на совесть»?.

    Портфолио, рефлексия.

    30

    Любовь и уважение к Отечеству.

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

    - первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Государство. Гражданин.

    Мораль.

    Патриотизм

    Народ.

    1. Назовите,  в каком государстве мы живём?  Какие еще государства вы знаете?

    2. Объясните,  что такое государство?

    3. Придите к выводу, что значит быть гражданином своей страны?

    4. Как вы думаете, в чем заключается мораль гражданина?

    5. Используя текст, ответьте на вопрос: какое чувство является основой нашей жизни? Что значит любить свое Отечество? Приведите примеры из жизни.

    Расскажи родителям  о государстве и морали гражданина, о любви и уважении к Отечеству.

    Вместе с родителями напишите сочинение «С чего начинается Родина?»

    Рефлексия, портфолио.

    31-34

    Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - осознание ценности человеческой жизни.

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России

     

    1. Напишите сочинение на тему  «Понравилось ли мне изучать курс основы мировых религиозных культур».

    2. Приведите пример того, что (как и где) вы сможете использовать полученные знания по предмету

    3. Создайте творческую работу

    4. Составьте презентацию к вашей творческой работе.

    5. Обсудите ваш проект с группой или классом.

    Подготовка и создание творческих проектов

    Портфолио, рефлексия.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

    Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

    Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

    Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

    Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

    Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...

    Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

    Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

    Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

    Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

    Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

    Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....

    Проект рабочей программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса на 2019-2020 г

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса  соответствует требованиям Федерального госуда...