Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
рабочая программа по теме

Суркова Галина Владимировна

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.

Используется учебник: А.В. Кураев «Основы  духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия № 12 имени Героя Советского Союза В.П. Горячева                                                                                                                      

ПРИНЯТА                                                                                                                                                                                                  «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании педагогического  Совета № ____                                                                                 Директор БОУ г. Омска «Гимназия № 12 имени

«____» __________ 2016      г.                                                                                                                              Героя Советского Союза В.П. Горячева

                                                                                                                                                                                                                    Л.Н. Казимирская  

                                                                                                                                                                            Приказ №______  от____________2016  г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Рабочая программа

по учебному курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»

4 класс

                                                                   

Пояснительная записка

          Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.

           Используется учебник: А.В. Кураев «Основы  духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

          Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

         Задачи:

1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

          Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развития начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определения общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и  современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

          Обучающийся должен: 

           знать/понимать:

- основные понятия православной культуры;

- историю возникновения православной  культуры;

- особенности и традиции православной  культуры;

- описание основных священных книг, праздников, святынь православной культуры.

           уметь:

- описывать различные явления православной культуры и традиции;

- излагать свое мнение по поводу значения православной культуры;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами православной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.

          Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
  • индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий обучающихся (исполнительских, или ориентировочных).

При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики обучающихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя; четкий инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности. Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут. При групповой организации учебной деятельности младших школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности.

Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае обучающиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и обучающимся – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений обучающимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими обучающимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности обучающихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении понятийного словаря обучающиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры. Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции обучающихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную обучающимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы Power Point.

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Обучающиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.  Каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождается краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

На уроке, завершающем изучение курса, провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для обучающихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности обучающихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения. Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме. При организации урочной и внеурочной работы обучающихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени и помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, а их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. Педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не в развлекательных, а в учебных целях.

Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый обучающийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.

 Рекомендации к домашним заданиям

Итак, необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно. Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

- чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

- заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).

- подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

- составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.

- творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. Такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Диагностическая часть

            В течение года планируется провести три диагностических работы. Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету в форме анкетирования. Текущая диагностика проводится в конце первого полугодия в форме творческих работ с целью выявления уровня полученных знаний  (урок 16-17). Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме защиты творческих работ обучающихся.

Перечень практических и других видов работ

Самостоятельные работы:

  1. По теме «Россия – наша Родина».
  2. По теме «Культура и религия».
  3. По теме «Отношение к труду».
  4. По теме «Долг и ответственность».

Групповая работа и работа в парах:

  1. По теме «Золотое правило этики».
  2. По теме «Милосердие и сострадание».
  3. По теме «Совесть и раскаяние».
  4. По теме «Любовь и уважение к Отечеству».

Творческие работы обучающихся:

  1. По теме «Как я понимаю православное учение».
  2. По теме «Добро и зло в православной традиции».
  3. По теме «Православные праздники».
  4. По теме «Православная икона и молитва».
  5. По теме «Памятники православной культуры нашего края».
  6. По теме «Моя малая Родина».
  7. По теме «Герои России».
  8. По теме «Мой друг».
  9. По теме «Как я понимаю счастье».
  10. По теме «Наши семейные праздники и традиции».

Театрализация:

  1. По теме «Рождество Пресвятой Богородицы ».
  2. По теме «Рождество Христово».
  3. По теме «Притча о пропавшей овце».
  4. По теме «Притча о Притча о блудном сыне».
  5. По теме «Притча о милосердном самарянине».
  6. По теме «Притча о мытаре и фарисее».
  7. По теме «Притча о богаче и Лазаре».

Внеурочная работа в рамках изучения курса

Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности обучающихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения обучающихся во внеурочную деятельность: экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания. Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом. В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые  расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие  педагоги и школьники, родители.

Экскурсия. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания обучающихся. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия. Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Учителю заранее необходимо посетить место экскурсии, продумать наиболее целесообразный путь следования. Содержательную сторону экскурсии, должно составлять четко определенное программное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отбор материала для рассматривания, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий.

Заочная экскурсия. При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у обучающихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.

Формы проведения заочной экскурсии:

- просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;

- рассказ обучающегося (или группы обучающихся), сопровождающийся видеорядом;

- самостоятельная работа обучающихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими обучающимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

- посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала. Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний обучающихся. 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Программа: А.Я. Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.

Учебник:  А.В. Кураев «Основы  духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

Методическое пособие: Мацыяка Е.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014.

Книга для учителя:

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. организаций/ В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др. – М.: Просвещение, 2013.

Учебное пособие: Серебрякова Ю.В. Основы православия : учеб. пособие / Ю.В. Серебрякова , Е.Н. Никулина, Н.С. Серебрякова– М.: Изд, ПСТГУ, 2012.

         

                 

Основное содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»

     Россия – наша Родина.

     Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во  что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

     Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...