Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"
учебно-методический материал по теме

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzor_urokov_ork_i_se.doc73 КБ
Файл obzor_urokov_ork_i_se.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Заповеди

Цель урока:
Познакомить учащихся с Библейскими Заповедями

Задачи урока: 

  1. Обучающая: познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением.
  2. Развивающая: понять, что заповеди помогают людям различать добро и зло.
  3. Воспитывающая: усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.

Ключевые понятия урока:
Заповеди, различение добра и зла.

      Оборудование:

  1. ноутбук, проектор, 
  2. слайды, диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль),
  3. раздаточный материал: объяснение слов «заповеди», «скрижали»,
  4. текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею;
  5. тексты с рассказами из Библии;
  6. итоговое задание «Проверь себя» (таблица, аналог задания с диска).

Ход урока

  1. Что такое «традиция» (опыт, обычаи, то, что передаётся из поколения в поколение) Традиции могут быть связаны с повседневной жизнью и с опытом предыдущих поколений.
  2. Расскажите о традициях, которые сложились в вашей семье, в школе, в кругу друзей (например, в семье - традиции подготовки к православным христианским праздникам Рождество, Пасха)
  3. Вывод о том, что дает человеку следование традициям. Это помогает или мешает ему жить?
  4. Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? Что это такое?

(Следование традициям, норма поведения, определённые правила, закон).

Вы знаете о десяти заповедях, которые оставил людям Господь? Назовите их.

Проблемный вопрос: Для чего нужны человеку заповеди? В заповедях Бог открыл человеку путь к праведной добродетельной жизни, о них рассказывает Библия. Чтобы познакомиться с заповедями мы с вами совершим увлекательное путешествие во времени. Путь будет трудным. Первая остановка на пути нашего следования – гора Синай (3 тыс. лет назад).

Тема обретения Десяти Заповедей может быть раскрыта учителем по-разному: работа с текстом учебника, видеофильм, мультимедийная презентация, виртуальная экскурсия. Насколько глубоко – так же решает педагог. Желательно, чтобы в ходе раскрытия данной темы были рассмотрены следующие понятия: скрижали, ковчег, скиния, Святое Святых.

Господь выбрал самого достойного (праведного) человека Моисея для того, чтобы тот донес до людей волю Божию, научил их благочестию. Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.

В шести следующих заповедях, которые Бог передал Моисею, рассказано о том, как люди должны относиться друг к другу. О них мы и поговорим сегодня.

 Большую помощь в понимании Заповедей окажут поучительные истории нравственного содержания: о почитании родителей, о зависти, которая привела к страшному греху – убийству, о торговце, который обкрадывая покупателей, отнимал здоровье у своих детей, о лжи и воровстве. Небольшие рассказы, действие которых происходит в разных городах и странах, в разное время позволят учителю провести урок в форме путешествия во времени. Очень актуальны в раскрытии данной темы притчи (Материал можно найти на сайте Томского православного института).

Хотят ли люди жить долго и счастливо? (Ответы.) Тогда следует хорошо помнить пятую заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле». Разве кто-то может не любить своих родителей? Любовь к ним называется почтением. Однако слушаться и уважать следует всякого старшего, так как они учат добру и заботятся о благополучии младших.

Шестая заповедь запрещает вредить здоровью и жизни других - «Не убивай». Но и грубым, сердитым словом можно повредить человеку. А уж дракой - тем более.

Седьмая заповедь - «Не прелюбодействуй», говорит о чистоте человеческих отношений и помыслов. Есть добродетель чистоты отношений друг к другу. Нецеломудренные картинки, фильмы, действия нарушают эту чистоту. Чистота прекраснее греха.

Восьмая заповедь запрещает присваивать чужое - «Не кради».

Господь Бог знает, что кража делает обоих несчастными. И того, кто украл, и того, у кого украли. И чтобы люди, Его дети, не были несчастны, Премудрый Господь и дал эту заповедь: не укради.

Девятая заповедь учит говорить правду и не осуждать других — «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Господь говорит, что нет ничего тайного, что не стало бы явным и действительно, всё, когда-нибудь становится известным, а ложь разрушает нашу душу. Православный не должен лгать никогда. А если солгал – нужно каяться.

Ложь не приносит солгавшему ни радости, ни выгоды.

Маленькая ложь рождает большое недоверие.

Десятая заповедь не позволяет завидовать богатству других людей - «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего».

Старайся исполнить эту последнюю заповедь Божию, и тебе будет легче исполнить все остальные. Не исполнишь хотя бы одну - нарушишь все десять.

Творческое задание (закрепление материала): заполним таблицу.

Может ли человек быть счастливым, если не исполняет заповеди Божии? (Ответы). Все заповеди Божии учат людей быть добрыми, заботиться друг о друге, не осуждать, не завидовать, не огорчать.

Заповеди, о которых мы говорили, обретают высший смысл, они становятся законом, правилами жизни для людей. Если бы каждый человек исполнял Заповеди Господа, мы жили бы совершенно в другом мире, мире в котором нет зависти, зла и насилия, нет войн, в мире, где царит добро, взаимопонимание и любовь. 

В каждом человеке обязательно есть и что-то хорошее, доброе, так как все люди созданы по образу Божьему. Сейчас мы встанем в круг и попытаемся в каждом найти это хорошее.

Игра в кругу. Дети встают в круг. Учитель вместе с ними. Правило: предать соседу сердце (мягкую игрушку) и сказать о нем что-то хорошее.

Закрепление материала урока.

Вопросы.

  1. Назови, какие заповеди Бог дал людям?
  2. В каком случае грех овладевает душой человека?
  3. На чем были написаны заповеди Божии?
  4. Где хранились скрижали?
  1. В какой заповеди говорится о долгой жизни человека?
  2. Как человек должен поступать, чтобы жить долго и хорошо?
  3. Подумать, как эта заповедь может быть исполнена в жизни.

Сядем в кружок. Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или со всеми людьми?

Христианская этика. Милосердие и сострадание.

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята!

Мы обсуждаем тему: «Христианская этика. Милосердие и сострадание». Но сегодня у нас не обычный урок, а беседа о христианском отношении к людям. Я хочу попросить вас высказать ваше мнение по этой теме.

- Скажите, кого христиане считают своим Учителем? – Иисуса Христа.

Можем ли мы сказать, что христиане учатся отношению к людям у Самого Спасителя? – Безусловно!

- А что в учении Иисуса Христа является самым главным? – Возлюбить Бога и своего ближнего.

- Кто же такой «ближний» для христианина? – Любой человек, нуждающийся в его помощи.

2. Ребята, я прошу вас сейчас поработать в группах. Каждая группа получает своё задание (текст или иллюстрацию) и 2 минуты на его обсуждение.

Ваша задача: решить, о каком проявлении христианского отношения к людям идёт речь? Попробуйте сформулировать это одним выражением или словом. Слово записывается крупными буквами на листе – лист перед вами на столе. Затем представитель от каждой группы кратко расскажет суть сюжета, который обсуждала его команда и покажет всем нам выбранное вами слово.

Задание для групп:

I группа – иллюстрация: фото памятника архиепископу Луке Войно-Ясенецкому и икона святителя;

II группа – рассказ К.Д.Ушинского «Слепая лошадь»;

III группа – фото «Две девочки»;

IV группа - история о юноше на мосту в рубрике «Это интересно» (страница учебника 44).

Вопросы для групп:

I группа: В чём заключалось христианское отношение архиепископа Луки к людям? – В деятельной помощи: он лечил от страшных гнойных ран воинов, находившихся на излечении в Тамбовских госпиталях.

II группа: Почему люди осудили купца?

III группа: Рассмотрите внимательно фотографию. Кто из изображённых на ней людей проявляет христианское отношение к людям? В чём оно заключается? – Старшая девочка утешает младшую, сочувствует ей.

IV группа: Как вы думаете, почему молодой человек не вернулся на мост? Что понял юноша, отдав чужим людям свой кошелёк? – Он понял, что есть люди несчастнее, чем он, и что он в силах помочь этим людям. Так он обрёл смысл жизни: помогать своим ближним.

Эти слова, как ступени, лягут в основание вершины пирамиды духовного совершенства человека.

Ответы групп.

На листах-ступенях учащиеся пишут слова: «деятельная помощь», «утешение», «сочувствие», «милосердие к животным», «смысл жизни». Учитель прикрепляет эти ступени к магнитной доске.

Вопрос к личному опыту учащихся: Ребята, а вы встречали в своей жизни людей, по-христиански относящихся к окружающим? Можете ли вы привести свои примеры такого отношения к людям?

Ребята, как вы считаете, вы подскажете нам, какое слово должно венчать нашу пирамиду духовного совершенства, быть написано на её вершине? – Любовь.

Вот мы и вернулись к началу нашего разговора: главное правило христианской этики: «Возлюби…» Выше Любви ничего нет.

Подведение итогов. Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Из каких ступеней мы построили нашу пирамиду духовного совершенства человека?

Но мы видим, что наша пирамида не завершена. В ней остались белые ступени.

Христианское отношение (словарь)

  1. сострадание, сочувствие;
  2. готовность  прийти на помощь;
  3. готовность  простить обиду;
  4. милосердное отношение к животным;
  5. утешение;
  6. забота;
  7. самопожертвование, самоотверженность, жертвенность;
  8. деятельная помощь;

любовь

Можно предложить ребятам закончить строительство этой пирамиды самостоятельно: подумайте, пожалуйста, какие ещё слова, отражающие христианское, милосердное отношение к людям, можно добавить в основание, построенной нами пирамиды. Посоветуйтесь с родителями.

Храм

Место особенного Божественного присутствия – это православный храм (показ иллюстраций православных храмов).

Здесь Бог особенно хорошо слышит людей: их просьбы, благодарение,  хвалу Ему. И от Бога люди получают здесь благодать, т.е.  Божественную силу,  которая помогает им измениться в лучшую сторону и приблизиться к Нему. Вот как милостив Господь!

Работа с иллюстрацией храма.

У:  Похож ли храм на обычный дом?

Д: Нет.  

У: Чем внешний вид храма отличается от обычного здания?

Д: Не крыша, а золоченый купол,   возвышается крест.  Храм  красивый…

У: Как вам кажется, куда устремлен храм?

Д: В небо…

У: Да, к Богу, как говорят, к вышнему миру. Крест указывает на принадлежность к Богу. Чей же  это дом?    

Д: Божий.

У: А купол означает небо. У входа в храм обычно строится колокольня, т.е  башня, на которой висят колокола. Когда и зачем звонят в колокола?

Д: отвечают.

У: Колокольный звон созывает людей в храм на службу, на молитву, в которой они обращаются к Богу, возносят Ему свои слова.  Если люди затем становятся лучше, добрее, то значит, что они как бы по ступенькам восходят к Богу, приближаются к Нему и становятся святее.

III. Закрепление новой темы.

Рекомендуется экскурсия в храм.

Икона

На этом уроке ребята узнают:

- почему икона так необычна,

- почему изображают невидимое.

Храм заполнен иконами. Слово  икона в переводе с греческого означает «образ». Библия говорит, что каждый человек – это образ Божий.  Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как святыню. Поэтому люди кланяются друг другу. И поэтому же священник в храме совершает каждение не только иконам на стенах, но и живым людям.

Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать внутренний мир святого человека.

СВЕТ ИКОНЫ

Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и, значит, в ней не осталось места для зла. Все стало пронизано светом. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.

Свет - главное в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений.

Нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь.

Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.

Икона воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу жизнь.

Если однажды вы встретите святого человека не на иконе, а в жизни, вы почувствуете, что рядом с ним становится светло, радостно и спокойно.

Еще одна удивительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света, то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.

Необычно также, что линии на иконе не сходятся вдали, а, напротив, расходятся. Когда я смотрю на мир, то чем дальше от меня предмет, тем он меньше. Где-то вдали даже самый большой предмет превращается в крохотную точку (например, звезда). А что же тогда означает, если линии на иконе вдаль расходятся? Это значит, что не я смотрю на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на меня.

Христианин, переживая это, ощущает себя перед взором Христа. И, конечно, старается вспомнить заповеди Христа и не нарушать их.

Самое поразительное, что есть в иконе – это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Их глаза передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие». На иконе это радость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, порою еще далеки от Него.

ИКОНА И МОЛИТВА

Первые дошедшие до нас изображения Христа относятся ко второму веку после Рождества Христова. Но правила написания икон разрабатывались еще многие столетия.

Одна из сложностей в развитии христианской живописи состояла в том, что надо было дать ответ на непростой вопрос: как вообще можно писать иконы, если сама Библия подчеркивает, что Бог невидим.

Икона стала возможна  потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. А то, что видно, можно изобразить.

Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

В православии это очень ясно: святым и светлым может стать любой человек. «Образ Божий» есть во всех. И Бог всех любит одинаково. Так что только от самого человека зависит – станет он светиться или чадить. 

Икона приглашает людей к молитве, а, главное, - к подражанию жизни святых. То есть - к такой жизни, в которой главное любовь.

В заключение своего выступления, хочется пожелать коллегам терпения и удачи. К сожалению, работа в области духовно-нравственного воспитания не приносит быстрых результатов. Поэтому, очень важно верить, что зёрнышко любви и добра, которое мы посеяли в душе ребёнка, со временем прорастёт и  даст плоды. Желаю вам идти вместе с вашими учениками дорогою добра.  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Обзор тем: «Заповеди», «Милосердие и сострадание», «Храм», «Икона». Учитель ОПК МБОУ СОШ 5 Горбулина Т.Г. Белореченский район

Слайд 2

урок № 11. Тема урока: Заповеди

Слайд 3

Цель урока: Познакомить учащихся с Библейскими Заповедями Задачи урока: Обучающая: познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением. Развивающая: понять, что заповеди помогают людям различать добро и зло. Воспитывающая: усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.

Слайд 4

Ключевые понятия урока Заповеди, добро и зло. На доске выписаны слова: Почитай отца твоего и мать твою. Не убий. Не кради. Не завидуй. Не лги. Люди, любите друг друга!

Слайд 5

Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме: Многие философы в истории человечества формулировали правила, которые люди должны выполнять, для того, чтобы в обществе был порядок. Попытайтесь и вы сформулировать правила, чтобы помочь людям организовать их совместную жизнь. Как вы считаете, забота о «здоровье» души делает жизнь человека интереснее или скучнее? Свой ответ поясните.

Слайд 6

Вопросы для повторения: Важны ли для православных христиан покаянные молитвы? Как связано покаяние с необходимостью не осуждать других людей?

Слайд 7

Ход урока 1. Выявление восприятия, мотивация к уроку: Вопросы для обсуждения: Пояснение слов, которые являются темой урока. Рассказ о традициях , которые сложились в семье, школе, в кругу друзей (введение в тему)

Слайд 8

2. Уточнение значения слова «традиция»: а) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.д.; воинские традиции, национальные традиции); б) обычай, установившийся порядок поведения в быту (например: традиция подготовки к празднику Рождества, празднику Пасхи). Актуализация личного опыта детей.

Слайд 9

Вывод о том, что дает человеку следование традициям. Это помогает или мешает ему жить? Аргументация мысли о роли традиции как цементирующего скрепляющего начала жизни. Заповеди из древности.

Слайд 10

Работа с учебником. Исследовательская работа с текстом а)Опережающие вопросы Что нового вы узнаете из текста? Отмечайте новую информацию. б)Чтение текста Чтение фрагмента текста из учебника о Моисее. Размышлениям над некоторыми заповедями Моисея.

Слайд 11

Работа с заданиями учебника рубрики «Вопросы и задания» и дополнительными вопросами . Попросим детей самостоятельно дать определение слова заповедь. Затем даем определение: Заповедь – норма, правило, следование традиции. Проблемный вопрос: для чего нужны человеку заповеди ?

Слайд 12

Обретение Заповедей Работа с текстом учебника Видеофильм «Десять Заповедей» Мультимедийная презентация Форма урока: путешествие.

Слайд 13

Здесь Моисей взошел на гору, и Господь сказал ему: «Так скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом». Когда Моисей сошел с горы, он передал народу волю Божию. Евреи отвечали: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны». Господь повелел Моисею приготовить народ к третьему дню для принятия Закона Божия. Евреи постом и молитвою готовились к этому дню.

Слайд 14

И изрек (то есть, сказал) Господь Свой закон в Десяти Заповедях.

Слайд 15

Десять заповедей, или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних.

Слайд 16

Большую помощь в понимании Заповедей окажут поучительные истории нравственного содержания: о почитании родителей, о зависти, которая привела к страшному греху – убийству, о торговце, который обкрадывая своих покупателей, отнимал здоровье у своих детей, о лжи и воровстве. Небольшие рассказы, действие которых происходит в разных городах и странах, в разное время позволят учителю провести урок в форме путешествия во времени. Очень актуальны в раскрытии данной темы притчи.

Слайд 17

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли. 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.

Слайд 18

Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть им опорою в старости и нужде. За это Бог обещает продлить земную жизнь.

Слайд 19

6. Не убий. 6. Не убей.

Слайд 20

Воспрещается этой заповедью также необуздание своего гнева и оскорбление ближнего всяким бранным словом. Заповедь эта повелевает жить со всеми в мире и согласии, а также кротко обращаться с животными и растениями, со всеми живыми существами.

Слайд 21

По берегу моря гулял мужчина. Все вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которые выбросило на берег после страшного шторма. И вдруг он увидел маленькую девочку. Она наклонялась до земли, брала что-то, а потом бросала в море. — Зачем ты это делаешь? — спросил мужчина. — Ты же не сможешь помочь им всем! Их слишком много! — Может быть, — ответила девочка, бросая как можно дальше в море еще одну морскую звезду. — Но для нее я сделала все, что смогла . Притча о спасательнице морских звезд

Слайд 22

7. Не прелюбы сотвори. 7. Не прелюбодействуй. Этой заповедью Господь повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний.

Слайд 23

8. Не укради. 8. Не воруй.

Слайд 24

Ничего чужого не бери без спроса ни явно, ни тайно; не обманывай при продаже; при всякой сделке рассчитывайся честно; не скрывай найденное; всякую работу оканчивай к обещанному сроку и делай ее по совести.

Слайд 25

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства.

Слайд 26

Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово честно.

Слайд 27

Притча об обмане и волшебном мосте Крестьянин шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал: - Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный - он проваливается под теми, кто говорит неправду. Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его. Крестьянин со своим сыном вступили на мост, и вдруг... тот провалился. А ведь я тебя обманул, - сознался крестьянин мальчику, когда они выбрались на берег. - Волшебных мостов не бывает. Порой наши необдуманные слова еще и не к таким последствиям приводят.

Слайд 28

10. Не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – и все недобрые злые дела.

Слайд 29

Заповедь эта запрещает завидовать чужому добру и повелевает довольствоваться тем, что имеешь.

Слайд 30

Закон Божий каждый должен знать и исполнять. Соблюдающий заповеди создает себе, кроме временного благополучия, вечное спасение.

Слайд 31

Рабочая тетрадь. Урок 11 Заповеди Люди, любите друг друга! Задание 1. Заполни таблицу по образцу: заповедь от чего предостерегает заповедь как советует поступить любящее сердце «Почитай отца твоего и мать твою» от неуважения к родителям и вообще к старшим слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости «Не убий» прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью

Слайд 32

Подведение итогов Вопросы для закрепления темы: Назови, какие заповеди Бог дал людям? В каком случае грех овладевает душой человека? На чем были написаны заповеди Божии? В какой заповеди говорится о долгой жизни человека? Как человек должен поступать, чтобы жить долго и хорошо? Подумать, как эта заповедь может быть исполнена в жизни. Сядем в кружок. Может ли человек быть счастливым, если не исполняет заповеди Божии? Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

Слайд 33

Урок № 12. Тема урока: Милосердие и сострадание

Слайд 34

Цель урока: Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам». Задачи урока: Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний». Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются .

Слайд 35

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Нагорная проповедь Иисуса Христа

Слайд 36

Вопросы для повторения: Отчего душа человека может стать «мертвой»? Связано ли это с соблюдением заповедей? Каким образом? Каким предложением можно обобщить содержание всех заповедей?

Слайд 37

возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Слайд 38

Ключевые понятия урока: милосердие, ближний, любовь к врагам. На доске выписаны слова: Милосердие к ближним, к врагам Милостыня нуждающимся Вопросы пробуждающие интерес к теме: - Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы стать другом незнакомому человеку? - Делается ли жизнь лучше, когда вы помогаете другим?

Слайд 39

Милосердие — это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, награды. Это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, Не делающее различий между "своими" и "чужими", родными и неродными, близкими и далёкими. Что такое милосердие?

Слайд 40

Работа с учебником: Исследовательская работа с текстом. а)Опережающее задание Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным; б) печалят вас, потому что так поступать тяжело; в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить. Исследовательское чтение текста Послетекстовая работа

Слайд 41

Исследовательская работа в группах Задача: решить, о каком проявлении христианского отношения к людям идёт речь? Попробуйте формулировать это одним выражением или словом. I группа – иллюстрация: фото памятника архиепископу Луке Войно-Ясенецкому и икона святителя; II группа – рассказ К.Д.Ушинского «Слепая лошадь»; III группа – фото «Две девочки»; IV группа - история о юноше на мосту в рубрике «Это интересно» (страница учебника 44). Построить пирамиду духовного совершенства человека

Слайд 42

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни… Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно… Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин) Притча о цветке и милосердии

Слайд 43

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик. Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо! Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи. Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою. А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущённый, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку: «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат». Нищий уставил на меня свои воспалённые глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы. — Что же, брат,— прошамкал он,— на том спасибо. Это тоже подаяние, брат. Я понял, что и я получил подаяние от моего брата. Иван Сергеевич Тургенев «НИЩИЙ»

Слайд 44

Найдите в тексте описание руки нищего. Как вы думаете, почему писатель не побрезговал пожать её? Какое слово часто повторяется в рассказе И.С.Тургенева? Почему? Почему нищий сказал, что рукопожатие – это «тоже подаяние»? Как вы поняли последние слова текста: «Я понял, что и я получил подаяние от моего брата»? Какое же подаяние получил от нищего И.С. Тургенев? Значит, прав святой Дорофей, когда говорит, что милостыней человек приносит добро сам себе?

Слайд 45

Подведение итогов Может ли милосердие и любовь к ближнему изменить человека? Приведи пример. Продолжить тему милосердия необходимо во внеклассной работе: Акции, мероприятия («Спешите делать добрые дела» и другие)

Слайд 46

Урок 14. Тема урока: Храм.

Слайд 47

Цель урока: Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем. Задачи урока: Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.

Слайд 48

Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь. Новые слова : священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки

Слайд 49

Вопросы для повторения: Сформулируйте «золотое правило этики». Что помогает уберечь себя от осуждения? Вопросы пробуждающие интерес к теме: - Наверное, вы знаете, что в нашей стране существуют посольства других стран. Как вы думаете, что можно было бы назвать посольством Царства Небесного на земле? - Сколько лет храму в вашем городе? Что вы можете рассказать о храме вашего города?

Слайд 50

Ход урока Выявление восприятия, мотивация. Самостоятельное размышление Вам уже приходилось бывать в православных храмах? Можно ли назвать природу прекраснейшим храмом Божьим? Храм – это дом, посвящённый христианами Богу. Они приходят в храм для того, чтобы общаться с Богом.

Слайд 51

Просмотр Видеофильма «Храм и его устройство» Можно провести урок как виртуальную экскурсию в храм. Можно вместе детьми создать чертёж-схему православного храма.

Слайд 52

Работа с текстом учебника Какие новые понятия для вас открыл текст ? Что такое иконостас ? Прочитайте стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела». В чём и почему автор хочет быть похожим на пчелу ? Что удивило вас в тексте учебника ? Найдите определение культуры. Как вы думаете, такое понимание культуры помогает человеку расти и развиваться ?

Слайд 53

Рабочая тетрадь. Урок 14. Храм. Задание 1. Сделай подписи к картинкам. Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

Слайд 54

Подведение итогов Какие храмы в нашей местности мне известны? Для чего люди ходят в храм?

Слайд 55

Урок № 15. Тема урока: Икона.

Слайд 56

Цель урока: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам. Задачи урока: Обучающая : познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины. Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

Слайд 57

Ключевые понятия урока: нимб, молитва перед иконой. На доске выписаны слова: Картина Икона светотень свет в перспективе обратная перспектива Вопросы для повторения: Почему православные христиане молятся и о живых и об умерших людях?

Слайд 58

Вопросы пробуждающие интерес к теме: - Есть ли у вас фотографии дорогих вам людей? Почему, отправляясь в далекое и долгое путешествие люди стараются взять с собой фотографии близких им людей? Есть ли различия между иконами и картинами? Как вы понимаете слово «гармония» (согласованность, стройность, единение) Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконе? Выскажите ваши предположения.

Слайд 59

Человек живёт в красивом мире, красота открывается ему через его чувства. В православном храме мы видим священные изображения – иконы. Иконой или образом православные христиане называют изображение Христа, Богоматери, святых.

Слайд 60

Работа с учебником Исследовательская работа с текстом. а)Опережающее задание Работая с текстом, найдите подтверждение нашим предположениям. Найдите новую информацию. б)Чтение текста в) Послетекстовая работа Какие подтверждения своим гипотезам вы обнаружили в тексте? Как расширились ваши представления по теме? Вопросы после чтения текста: Как понятие «света» связано с пониманием православными христианами Бога? Почему в иконописном изображении нет тени и всё пронизано светом ? Как вы думаете, почему Свет – одно из имён Бога? Расскажите о нимбе. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Слайд 61

Спас Нерукотворный Икона Владимирской Божьей Матери

Слайд 62

Иконы Святых Святой Николай Чудотворец Святая Матрона Московская Святая Ксения Петербуржская

Слайд 63

Икона приглашает людей к молитве, а, главное, - к подражанию жизни святых. То есть - к такой жизни, в которой главное любовь. Задача иконы – показать внутренний мир святого человека. Свет иконы струится в наш мир. Икона воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу жизнь. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе. В православии это очень ясно: святым и светлым может стать любой человек. «Образ Божий» есть во всех.

Слайд 64

Рабочая тетрадь. Урок 15. Посмотри внимательно, что общего в этих изображениях? Чем они отличаются ? Русский поэт и философ Владимир Соловьев написал такие строки: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?... Как ты думаешь, могли ли эти строки сложиться у поэта в храме? Почему?

Слайд 65

Итог урока Источник света – святость человека – стремление к свету - духовное возрастание человека.

Слайд 66

В книге «О воспитании» В. Сухомлинский говорил: «Самыми разными средствами развивать чуткость души, пробуждать совесть, поддерживать духовность. Среди средств такого воспитания воспитание красотой, быть может, стоит на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает «толстокожесть», утончает чувство ребёнка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитуем ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...

Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»...

Обобщающий урок по курсу "Основы религиозной культуры и этики". "Основы православной культуры".

Урок-концерт по "Основам православной культуры". Заключительный урок курса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Москва, « Просвещение»,2012г....

Разработка урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этике" на тему: "Православные храмы города Рассказово"

Разработка урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этике" на тему: "Православные храмы города Рассказово"...

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Выступление на ШМО "Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

Применение методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать  созданию реальных возможностей для получен...