Обобщающий урок по курсу "Основы религиозной культуры и этики". "Основы православной культуры".
план-конспект урока (5 класс) по теме

Варлахова Татьяна Евгеньевна

Урок-концерт по "Основам православной культуры". Заключительный урок курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Итоговый урок по курсу ОРКСЭ « Основы православной культуры».

Цели урока:

Обучающий аспект:

  • систематизировать знания учащихся по курсу ОРКСЭ;
  • способствовать расширению читательского диапазона;
  • способствовать формированию потребности общения с православной литературой; осуществлять поиск необходимой информации.

Развивающий аспект:

  • содействовать развитию умений работать с текс том православной литературы, умения вчитываться и вслушиваться в отдельное слово, анализировать, делать самостоятельные выводы;
  • содействовать формированию коммуникативной и информационной компетентности;
  • содействовать развитию читательского воображения.

        

Воспитательный аспект:

способствовать формированию необходимых нравственных ценностных установок, способствовать формированию волевых качеств: стремления понять то, что кажется непонятным и сложным.

Задачи урока: ( формирование цели и доведение её до сознания учащихся):

  1. Повторить темы «Христос и его крест», «Заповеди» ( 1,5,6,8,9); «Защита Отечества», «Икона»;
  2. Закрепить  понятия – «Словарь».
  3. Познакомить учащихся со стихотворениями Елены Екимовой «Грех», «Зло», «Обида», «Жалость», «Щедрый человек», «Душа», «Крестик»; с рассказами «Как купец сам себя обманул»; «Перед иконою святого Георгия», мультфильм «Пересвет и Ослябля».
  4. Работать над развитием устной речи учащихся.
  5. Отработать навыки вдумчивого выразительного чтения.
  6. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  1. Тексты со стихотворениями Елены Екимовой.
  2. Иллюстрации к «Заповедям»; рисунки детей ( оформлены выставка в храме)

Тип урока: обобщающий

Форма урока: урок – концерт

Методы урока: словесные, наглядные, творческие, объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Разминка: повторение пройденного ( вопросы репродуктивного характера):
  • Как вы думаете, почему православные  сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?
  • Что значит молиться?
  • Почему Библию называют Книгой Книг? Из каких частей она состоит?
  • Назовите «золотое правило» этики. Почему оно золотое?
  • Что такое иконостас?

  1. У. Изучение предмета «Основы православной культуры»  мы с вами закончили. На уроках вы узнали много интересного из истории православной культуры, истории России. А чему научились вы, что нового и полезного узнали? ( зачитываются ответы учащихся, которые они дали на предыдущем уроке). ( Перестала обижаться на людей; думала, что урок скучный, но поняла, что нужный; стал редко обижать сестру; узнала, что икона – это не картинка; хочу покреститься; узнал о Боге, храме и молитве; не унижать людей – ведь мы все одинаковые; хороший , правильный урок; узнал заповеди, и мне стало легче жить).

  1. Итак, 10 дней назад мы начали подготовку к сегодняшнему уроку, выбрали 4  темы, чтобы поделиться знаниями с гостями урока ( представить гостей) .

1-я тема – «Христос и его крест». Библия подчёркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу его начало и его конец. ( Дети рассказывают о «Богоявлении» и «Голгофе», «Символике креста»

2-я тема – « Заповеди». ( Мы вспомним сегодня 4 заповеди. Первая заповедь: Я господь Бог твой, Да не будет у тебя других Богов пред лицеем моим. Бог не претендует на первенство . Он не желает, чтобы ему оказывали больше внимания, чем другим Богам. Он не говорит, чтобы поклонялись ему одному, так как других Богов не существует.) Звучит стихотворение «Душа».

5-я заповедь  - «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…»

-О чём эта заповедь? ( не только уважения и покорности по отношению к родителям, но любви, нежности, заботы о родителях; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.) Звучит стихотворение «Обида»

6-я заповедь – « Не убивай».

- Почему человек не имеет права отнимать жизнь у другого человека, то есть убивать? ( Жизнь, данная Творцом, благо, её нельзя бездумно проживать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой  и долгой жизнью) Звучвт стихотворения «Крестик», «Жалость».

8-я заповедь – «Не кради».

_ Чего требует эта заповедь? ( жить честно).

Звучит рассказ «Как купец сам себя обманул» и стихотворение « Щедрый человек»

9-я заповедь – « Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего».

_ Чему учит эта заповедь? ( не обманывать). Звучат стихотворения «Грех» и «Зло».

3-я тема для повторения –«Икона».

- Что мы называем иконой? ( Икона (греч.) – образ, изображение. Это священное изображение Господа, Матери Божией, Ангелов, Святых.

-Как пишутся иконы?

-Какая икона лежит на аналое в центре храма?

- Как прикладываться к иконе?

Звучит рассказ « Пред иконою Святого Георгия».

4-я тема – «Защита Отечества»

Русская православная церковь всегда считала защиту Отечества делом святым.

Смотрим мультфильм «Пересвет и Ослябля».

5-я тема «Словарь».

- На уроках ОРКСЭ мы познакомились с новыми для вас понятиями. Давайте вспомним их и дадим толкование ( поднимаются карточки с написанными на них словами : «Бог», «Молитва», «Христианин», «Библия», «Совесть», «Заповеди», «Милосердие», «Золотое правило этики» , «Икона».

4.Вывод.  Знания, полученные на уроках ОРКСЭ нужны не только православному человеку. Делать добро, с любовью относиться к родителям, уметь прощать, стремиться помогать людям должен каждый человек.

5.Общий вывод. Спасибо детям, принявшим активное участие в заключительном уроке, спасибо гостям, особенно отцу Павлу за помощь в проведении уроков, за доброе отношение к нам.

Приложение.

 Стихотворения Елены Екимовой.

Грех.

Если ты бываешь дерзким,

Думаешь, что лучше всех,

Обижаешь тех, кто младше,-

Знай, что совершаешь грех.

Призадумайся об этом:

Стоит ли со злом дружить?

Лучше жить со всеми в мире

И стараться не грешить.

Ну а если сделал плохо,

Очень долго не грусти:

Потому что есть на свете

Слово светлое – «прости».

Жалость.

Покормил щенка в сторонке –

Он от голода страдал,

С дерева достал котёнка –

Кто-то злой его загнал.

Немощной, больной старушке

Молоко и хлеб принёс.

И любимые игрушки

С мамой в детский сад отнёс.

Пусть живёт в твоём сердечке

Жалость к тем кто одинок,-

Утешенья ждёт сердечко, -

Этому нас учит Бог.

Щедрый человек.

Человек бывает вредным,

Неприветливым, скупым,

А бывает очень щедрым

Добрым, радостным, простым.

Он конфеты и печенье

Сам не съест и всем раздаст,

Дарит всё без сожаленья

И последнее отдаст.

А ещё он кормит птичек-

Воробьишек, голубей,

Галок, маленьких синичек, Чтоб жилось им веселей.

Литература.

  1. Н. Смоленский « Драгоценные камни веры» ( рассказы из жизни святых).
  2. Монах Лазарь «На реке Рузе» ( рассказы для детей).
  3. «Золотая чашка» ( сборник рассказов ( Теплова «Два яблока»).
  4. Леонид Нечаев « Повесть о преподобном Сергии Радонежском».
  5. Книги Бориса Ганаго ( «Будем как дети», «Готово ли сердце»).
  6. Лидия Чарская. Рассказ «Христосославы»
  7. Елена Екимова «Православная азбука».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Статья по теме "Воспитание патриота и гражданина Отечества на уроках литературы, русского языка, на факультативных занятиях "Основы Православной Культуры".

В наше время, когда разрушено «мы», когда в школе видишь много растерявшихся «я», лишенных прежних «идеалов» и не нашедших новых, мы, учителя, должны помочь обрести их. Как бы ни было нам трудно, мы д...

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...

Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)

Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...