Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Заяц Татьяна Васильевна

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тематическое планирование60.5 КБ

Предварительный просмотр:

к тематическому планированию по  учебнику А.Н.Сахарова,К.А.Кочегарова

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

 

Рабочая программа разработана на основе

-Федерального государственного стандарта начального образования (письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03.)

Для реализации используется :

·         учебник А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 5 класс, М. Русское слово, 2012 г.

·         Программа курса к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 5 класс, М. Русское слово, 2012 г.-32с. (ФГОС. Инновационная школа)

         Место предмета в базисном учебном плане

              17 часов; 0,5 часа в неделю

Целью программы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

Задачи:
1.Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3.Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
4.Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения,  обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
5.Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию.
6.Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Направления:
1.Духовно-образовательное.
2.Воспитательно-оздоровительное.
3.Культурно-познавательное.
4.Нравственно-трудовое.
5.Развитие творческих способностей учащихся.
Основные принципы программы:
1.Принципы духовно-нравственного воспитания
(гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).
2.Принципы отбора содержания образования
(научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ).
3.Принципы организации занятий:
(наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).
Характеристика деятельности:
сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Методы реализации программы:
1.Наглядный
(иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).
2.Словесный
(чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).
3.Практический
(организация продуктивной деятельности учащихся).

                                    Формы работы с детьми:
- Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
- Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.
- Проведение праздников и мероприятий.
- Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
- Исследовательская деятельность учащихся.
- Экскурсии.
- Организация выставок.
- Тематические и творческие вечера.
- Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
                              Формы работы с родителями:
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Лекторий для родителей.
- Вечера вопросов и ответов.
- Выставки, конкурсы.
- Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
- Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
- Совместно организованные с родителями праздники.
                          Требования к уровню подготовки учеников:
- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
- Потребность к сопереживанию.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
- Приобщение к опыту православной и мировой культуры.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.

                            Требования к результатам  обучения и освоения содержания модуля

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание прошлого и настоящего многонационального народа России; знание культуры народов России и человечества;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества;
  • Формирование нравственных чувств, нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
  • Формирование доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, вере, культуре, языку, к истории, традициям, ценностям народов России и мира

Предметные результаты:

  • Воспитание способности к духовному развитию, воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам. Взглядам людей;
  • Знание основных норм морали, идеалов, хранимых в культурном наследии народов России; готовность к сознательному ограничению в поступках;
  • Формирование представлений о роли традиционных религий в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении общества и российской государственности;
  • Понимание значения нравственности, религии. Веры в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать и осознанно выбирать способы наиболее эффективного решения учебных и познавательных задач;
  • Умение правильно оценивать собственные возможности решения задач;
  • Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций. Учёта мнений, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Владеть устной и письменной речью.

Педагогические технологии:

1)Технология развивающего обучения

2)Технология проблемного обучения

3)Технология личностно-ориентированного обучения.

Средства обучения:

1)Таблицы, плакаты, мультимедийные приложения;

2)Карточки с индивидуальными заданиями

Также из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, выбираются соответствующие особенностям и запросам современных школьников 5 класса, а именно:

-      эвристические беседы;

-      различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);

-      учебные и социальные проекты;

-      уроки-экскурсии;

-      деловые и ролевые игры;

-      практикумы;

-      различные  викторины и другие конкурсные события;

-      творческие мастерские.

Методы используемые на занятиях: репродуктивный, эвристический, проблемный

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии. Особенности организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуальная  (занятия со слабоуспевающими.)

В ходе реализации содержания модуля применяются следующие виды уроков: урок-экскурсия, урок образ, эвристические беседы. Различные виды дискуссий, ролевые игры. Различные викторины и конкурсные события. Для организации занятий используются методы: словесный, наглядный, практический, проблемно поисковый, самостоятельной работы. Особое внимание уделяется работе с текстом: выборочное чтение, метод ИНСЕРТ, комментированное чтение, чтение с остановками, зигзаг. Для этой возрастной категории немаловажное значение имеет работа в группе. При этом используются следующие виды работы: взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация. Самостоятельная практическая деятельность состоит в составлении словаря терминов и понятий. В создании образов, рисунки, фотографии, слайд-шоу.

Задания на дом: чтение, заучивание минимального количества дат, терминов, имен;  подготовка пересказов (подробных, выборочных, обобщенных), составление опорных конспектов к пересказам, творческие работы  (мини-доклад, эссе, рисунки, проекты).

Внеклассная работа учителя по предмету представлена: праздник, экскурсия, походы, заочная экскурсия, КВН, встречи за круглым столом с родителями.

                                               Содержание программы

                                                  Тема

Кол-во часов

Введение в тему. Входной контроль

1

Православие в Древней Руси

1

Православие в Московской Руси

1

Православие при царях и императорах России

1

От Советской России до современности

1

Православие в традициях русского народа

1

Дом и семья в православии

1

История ислама в России

1

Ислам в современной России

1

Дом и семья в исламе

1

Появление и развитие иудаизма в России

1

Иудаизм в СССР и современной России

1

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1

Появление и развитие буддизма в России

1

Буддизм в СССР и современной России

1

Буддизм в культуре и традициях народов России

1

Повторительно-обобщающий урок. Итоговый контроль

1

                                                                                                         Итого:

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс (ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс (ФГОС)...

Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, обучение с использованием учебника Н.Ф. Виноградовой (Просвещение)...

Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс

Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  для 5  класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...

Тематическое планирование по основам духовно-нравственной культуры народов России

Тематическое планирование по основам духовно-нравственной культуры народов России в 9 классе...