Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Савицкая Любовь Юрьевна

Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа174.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №17 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»  

г. АЧИНСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО
_____________/__________/
протокол № ______ от
“____”____________ 20___г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________

/М.В. Ветрова  /

“_____”___________ 20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы
________/Г.К.Власова/

“_____”___________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

5  класс, базовый уровень

Разработана:

Савицкой Любовью Юрьевной,

учителем истории и обществознания

МБОУ «Школа №17»


г. Ачинск
2013 -2014 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая учебная программа по основам духовно-нравственной культуре народов России составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, под редакцией  Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц (М. «Просвещение»)

       На изучение курса отводится 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю.

 Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.

 Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.

       Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка  становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного  гражданина России.

       Процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.

Личностная культура:

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — "становиться лучше";
  • сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.

Социальная культура

  • сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
  • вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
  • готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
  • доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;
  • забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Семейная культура

  • сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
  • приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
  • бережное отношение к жизни человека, продолжение рода

     

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Понимание современных условий и особенностей развития и социализации обучающихся на ступени начального общего образования позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений их духовно-нравственного развития и  воспитания.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  1. элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  2. представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  3. элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  4. элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
  5. интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  6. уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  7. ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  8. начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  9. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  10. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;
  11. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  12. любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
  13. уважение к защитникам Родины;
  14. умение отвечать за свои поступки;
  15. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  1. первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  2. различение хороших и плохих поступков;
  3. представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на  природе;
  4. элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  5. уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  6. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  7. бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  8. знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  9. стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  10. представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  11. отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  1. первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  2. уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  3. элементарные представления об основных профессиях;
  4. ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  5. элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  6. первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  7. умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  8. умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  9. бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  10. отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  2. элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  3. элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  4. понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  1. развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  2. ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  3. элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  4. бережное отношение к растениям и животным;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  1. представления о душевной и физической красоте человека;
  2. формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  3. интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  4. интерес к занятиям художественным творчеством;
  5. стремление к опрятному внешнему виду;
  6. отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
  7. участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  8. получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
  9. участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  1. получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
  2. ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
  3. участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
  4. ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
  5. усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
  6. посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
  7. получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
  8. расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
  9. культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
  10. обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего  мира через художественные образы.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации школьников. Обязательным требованием изучения определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы. На религиозно-культурологический компонент, как и на другие компоненты духовно-нравственного воспитания (учебный, внеучебный, внешкольный, семейный), согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, распространяются единые требования. Все компоненты воспитательного пространства общеобразовательной школы призваны обеспечивать достижение единой цели - духовно-нравственное развитие личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям.

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость,  забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость, трудолюбие.

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

 Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Школьник получит возможность научиться:

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Школьник получит возможность научиться:

• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения  коллективной (групповой) работы;

• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Предметные результаты

В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:

• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

 • рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина»,«россиянин»;

• приводить примеры беззаветного служения Родине –России.

   Школьник получит возможность научиться:

• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;

• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

Содержание программы

Раздел 1.  Религии народов России (9 часов)

Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие  народы исповедуют, основатели, религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство, нравственные заповеди и др.

Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.

Раздел 2. Духовно-нравственные нормы и ценности (8 часов)

Человек – член общества. Главное богатство страны – люди. Взаимоотношение человека с другими людьми. Общечеловеческие ценности. Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость,  великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и др.

Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей.

Расширение представлений о семье – самой близком окружении ребенка. Семейные традиции в истории народов России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребенка в семье.

Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях.  

Тематическое планирование (17 часов)

Название тем

Количество

часов

1

Введение в содержание курса

1

Религия народов России (9ч)

2

Православие. Возникновение религии

1

3

Православие. Искусство в религиозной культуре христианства

1

4

Православие. Подведение итогов

1

5

Ислам. Возникновение религии.

1

6

Ислам. Искусство в религиозной культуре ислама

1

7

Обобщение и систематизация знаний

1

8

Буддизм. Возникновение религии

1

9

Буддизм. Обобщение и систематизация знаний

1

Духовно-нравственные нормы и ценности (8 часов)

10

«Самое дорогое у человека – это жизнь»

1

11

Моя семья.

1

12

Род и семья – исток нравственных отношений

1

13-14

Образцы нравственности в поступках наших предков и современников

2

15

Любовь к Родине.

1

16

Верность Родине

1

17

Обобщение по разделу

1

Тематическое планирование (17часов)

Название раздела и его содержание

Поурочное планирование

Характеристика деятельности учащихся

Экскурсии, практические

и творческие работы

1. Введение в

содержание

курса.

Актуализировать знания учащихся о пройденном ранее: народах России, традиционных религиях.

«Религии народов России» (8 часов)

Знакомство с традиционными

для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда

появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство,

нравственные заповеди и др.

Уважение религиозных чувств

россиян, терпимость к

2-4. Православие.

5-7. Ислам.

8-9. Буддизм.

Обобщение

по разделу.

Характеризовать на основе учебника и других источников традиционные религии народов России.

Объяснять, какие нравственные

заповеди объединяют религии народов России.

Описывать (на основе иллюстраций учебника, непосредственного

наблюдения и других источников)

культовые сооружения.

Моделирование

ситуаций общения

людей, исповедующих разные религии.

Экскурсии (заочные) к культовым  постройкам

родного края.

Групповая работа

по поиску информации для подготовки небольших

сообщений о памятниках религиозной культуры (в первую очередь

родного края), религиозных праздниках.

иным верованиям.

Показывать роль религии, отдельных религиозных деятелей в истории и культуре России.

Объяснять, что такое веротерпимость.

Обсуждать ситуации, касающиеся

взаимоотношений между людьми,

исповедующими разные религии.

Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников.

«Духовно-нравственные

нормы и ценности» (8 часов)

Человек – член общества.

Главное богатство страны –люди. Взаимоотношение человека с другими людьми.

Общечеловеческие ценности.

Духовно-нравственные черты народов

10. «Самое дорогое у человека – это жизнь».

11-12. Моя семья.

13-14. Образцы

нравственности в поступках наших предков и современников.

15-16. Любовь

к Родине.

Верность

Раскрывать нравственные нормы,

которые заложены в священных

книгах религий.

Объяснять ценность человеческой

жизни; приводить примеры спасения людей в военное

Моделирование

ситуаций взаимоотношений в семье, с друзьями.

Беседы с родными и близкими об истории и чести семьи (рода).

Групповая работа

по поиску информации (из книг,

газет,

России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта,

сострадание, милосердие и др.

Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских

нравственных ценностей.

Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные

традиции в истории народов России. Забота о чести семьи.

Семейные  взаимоотношения:

любовь родителей к детям,

уважение родителей детьми, почитание старших и забота о

Родине.

17. Обобщение по раз-

делу.

время и в мирной жизни.

Рассказывать о своей семье;

оценивать характер семейных отношений.

Показывать на примерах из учебника и других источников, что любовь и уважение к родителям –святое чувство.

Приводить примеры добрых дел (из учебника и других источников,

включая и свои собственные поступки).

Характеризовать свои отношения

с друзьями.

Участвовать в обсуждении поступков людей (нравственные, без-

нравственные), примеры которых

отобраны в ходе

телепередач, Интернета, бесед с родными,

непосредственно-

го наблюдения) о

поступках людей

в повседневной

жизни, о городах

воинской славы,

о подвигах солдат и командиров

(включая своих

родных и земляков) в годы Великой Отечественной  войны.

младших членах семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребёнка в семье.

Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе

одноклассников) – источники

знаний о нравственных ценностях.

групповой работы.

Приводить примеры любви и преданности Отчизне, подвигов людей в Великую Отечественную войну.

Рассказывать об одном из городов

воинской славы.

Составлять перечень духовно-

нравственных норм, которые необходимы нам сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, обучение с использованием учебника Н.Ф. Виноградовой (Просвещение)...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся 5а, 5б, 5в классов

Рабочая программа по  курсу  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся 5а, 5б, 5в классов в соответсвии с ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного курса  «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 классРабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов Р...

Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ Рабочая программа предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культур...

Рабочая программа по курсу "Основы духовно - нравственной культуры народов России"

Данный курс представлен по УМК Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Поляковв...

Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов

Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов...