Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_odnknr_5-6.docx | 39.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов Россиии», составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.);
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Авторской программы под редакцией Н.Ф. Виноградовой (авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков);
- с учетом рабочей программы воспитания.
.
Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами России духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
- углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
- осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
- становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Место предмета в учебном плане
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе изучается в 5-6 классах. Общее количество времени составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час.
Содержание курса
5 класс
Введение
Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств человека.
Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных, нравственных, этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры. Культура материальная и духовная. Как развивается и обогащается культура. Материальная и духовная культура.
Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе.
В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — сплав культур народов, проживающих на территории РФ. Фольклор и декоративно-прикладное творчество народов России. Деятели науки и культуры — представители разных национальностей (ученые, писатели, художники, композиторы, архитекторы, актеры, представители других творческих профессий).
Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства — характеристика культурного человека. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Былинные герои русского эпоса.
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.) Патриоты — представители разных конфессий (Сергей Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Герои Великой Отечественной войны.
В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.).
Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе — нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками. Создание заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России.
Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка — главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье. Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга.
6 класс
Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России
Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека. Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры.
Человек — носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры.
Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных культовых ценностей культуры. Представления о сотворении мира в разных религиях.
Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культуры народа. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль монастырей в развитии образования. Традиции православной религии в воспитании детей. Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры. Икона - художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Православные праздники.
Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII-XII вв. - золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть - архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь. Мусульманские праздники.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора — Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога — дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме.
Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России. Буддийские монастыри — очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники.
Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы, склонности, убеждения человека. Культура человека и его образованность. Влияние образования на повышение уровня культуры. Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни. Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
- Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
- Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
- Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
- Работать с историческими источниками и документами.
Тематическое планирование
5 класс
№ урока | Тема | Количество часов |
Введение | 3 | |
1 | Что изучает курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России? | 1 |
2 | Что такое культура общества | 1 |
3 | Зарождение культуры в первобытном обществе | 1 |
Культура России как диалог культур разных народов | 5 | |
4 | Величие многонациональной российской культуры | 1 |
5 | Фольклор и декоративно-прикладное творчество народов России | 1 |
6 | Выдающиеся деятели российской науки и культуры | 1 |
7 | Практикум. Выдающиеся представители российской культуры – люди разных национальностей | 1 |
8 | Выдающиеся деятели России, причисленные к православным святым | 1 |
Нравственные ценности российского народа | 10 | |
9 | Что такое нравственная культура | 1 |
10 | Совесть – внутренний голос человека | 1 |
11 | Быть справедливым – нравственный долг человека | 1 |
12 | Что такое интеллигентность? | 1 |
13 | Патриотизм – нравственное чувство гражданина | 1 |
14 | Жизнь ратными подвигами полна | 1 |
15 | Практикум. Герои нашего Отечества | 1 |
16 | Есть ли место подвигам в мирной жизни? | 1 |
17 | Гуманизм – высшее нравственное чувство человека | 1 |
18 | Благотворительность как проявление милосердия и сострадания | 1 |
Нравственные ценности традиционных религий России | 4 | |
19 | Нравственные заповеди христианства | 1 |
20 | Нравственные заповеди ислама | 1 |
21 | Нравственные заповеди буддизма | 1 |
22 | Нравственные заповеди иудаизма | 1 |
Труд как общественная ценность | 3 | |
23 | Житейская мудрость в сказках о труде народов России | 1 |
24 | «Плод добрых трудов славен». Российские награды за доблестный труд | 1 |
25 | Практикум. Люди труда | 1 |
| Интеллектуальная культура российского общества | 2 |
26 | Интеллектуальная культура общества и интеллектуальный труд человека | 1 |
27 | Практикум. Люди интеллектуального труда | 1 |
Эстетическая культура общества | 6 | |
28 | Эстетические ценности культуры | 1 |
29 | Народное искусство | 1 |
30 | Эстетическая культура, рожденная религией | 1 |
31 | Архитектура православных храмов | 1 |
32 | Мечеть – произведение мусульманской архитектуры | 1 |
33 | Итоговое повторение | 1 |
Тематическое планирование
6 класс
№ урока | Тема | Количество часов |
Введение | 2 | |
1 | Что мы уже знаем о духовно-нравственной культуре народов России | 1 |
2 | Человек – творец и носитель культуры | 1 |
Культура общества | 4 | |
3 | Что такое культура общества? | 1 |
4 | Человек и вера | 1 |
5 | Что такое религия | 1 |
6 | Традиционные религии России | 1 |
Нравственные ценности российской культуры | 5 | |
7 | Гражданин и государство | 1 |
8 | Кого называют патриотом? | 1 |
9 | Героические страницы истории нашей страны | 1 |
10 | Практикум. Герои Отечественной войны 1812 г. | 1 |
11 | Практикум. Герои Великой Отечественной войны | 1 |
12 | Нравственные ценности личности | |
Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей | 3 | |
13 | Семья – ячейка общества | 1 |
14 | Семейные ценности | 1 |
15 | Традиционные религии о семейных ценностях | 1 |
|
Роль образования в развитии культуры общества | 7 |
16 | Общество и образование | 1 |
17 | Страницы истории развития образования. Начальное образование на Руси | 1 |
18 | Образование в России в 18-19 веках | 1 |
19 | Практикум. Великие ученые и выдающиеся открытия 18-20 веков | 1 |
20 | Христианская вера и образование на Руси | 1 |
21 | Влияние ислама на развитие образования | 1 |
22 | Влияние буддизма и иудаизма на развитие образования | 1 |
Художественная культура народов России | ||
23 | Области художественной культуры | 1 |
24 | Мифология и фольклор как пласт культуры | 1 |
25 | Декоративно-прикладное творчество народов России | 1 |
26 | Выдающиеся деятели культуры народов России | 1 |
27 | Художественная культура, рожденная религией. Православный храм | 1 |
28 | Мечеть – исламский храм | 1 |
29 | Буддийские храмы и монастыри | 1 |
30 | Православная художественная культура | 1 |
31 | Художественная культура ислама | 1 |
32 | Вклад буддизма и иудаизма в мир искусства | 1 |
33 | Как сохранить культуру общества | 1 |
34 | Итоговое повторение | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5 класс
Учебная программа | Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. |
Учебники, учебные пособия | Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Москва. Просвещение |
Методические материалы | Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Методические рекомендации. Наталья Виноградова. Просвещение
|
Дидактические материалы | Разработки учителя |
Материалы для контроля | Разработки учителя |
6 класс
Учебная программа | Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Просвещение |
Учебники, учебные пособия | Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс. Москва.: Просвещение |
Методические материалы | Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6 класс. Программа. Поурочно-тематическое планирование. Наталья Виноградова. Москва.: Просвещение |
Дидактические материалы | Разработки учителя |
Материалы для контроля | Разработки учителя |
Оценка усвоения комплексного учебного курса «ОДНКНР» включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов усвоения курса | Инструментарий |
Предметные результаты: - знание и принятие ценностей; - понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений; - осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни. | - тесты, - составление словарей терминов и понятий, - контрольно - измерительные материалы, - защита проектов. |
Метапредметные результаты | - творческие работы, - участие в конференциях, - диспуты, - ролевые игры, - тесты, - тренинги. |
Личностные качества | - карта наблюдений, - диагностика качеств личности, - портфолио. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС
Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
Рабочая программа кружка "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 7 класса
Программа на основе курса "ОДНКНР" для 7 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....
Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) «Наше наследие» для 7-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа ку...
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России ( Модуль "Основы мировых религиозных культур")
Целью рабочей программы является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многона...
Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс
Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры народов России (5 класс) включает в себя: 1) Место учебного предмета в структуре основной общеобразовательной программы школ...