Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
    календарно-тематическое планирование по теме

    Суркова Галина Владимировна

    Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_orkse.doc196 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»

    учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

    урока

    Название

    тем модуля

    Результаты

    Основное

    содержание

    по темам

    Задания по темам

    Задания для совместной работы с родителями

    Система оценивания

    личностные

    метапредметные

    предметные

    1

    Россия - наша Родина.

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.      

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

    - осознание ценности человеческой жизни.

    Отечество, Родина, духовный мир, материальный мир, культурные традиции, вечные ценности.

    1. Объясните,  что такое духовный мир человека.

    2. Определите, что такое культурные традиции и для чего они существуют.

    3. Приведите пример того, как влияет  духовного мир  человека на его настроение и поведение.

    4. Сделайте рисунок, который показывает (иллюстрирует) духовный мир и/ или материальный мир.

    5. Определите  вечные ценности, которые позволяют сделать внутренний мир человека чистым и радостным.

    6. Создайте символ для дружной семьи народов России.

    7. Оцените значимость культурных традиций для человека, его семьи, его страны.    

    Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

    Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

    Групповая рефлексия.

    2-3

    Культура и религия.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    -понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

    Религия.

    Первобытные верования.

    Древние религии,

    традиционные верования.

    Национальные религии (индуизм, иудаизм). Мировые религии (христианство, ислам, буддизм).

    Традиционные религии.

    Ритуалы.

    1. Перечислите, какие мировые религии вам известны. Определите, какие религии являются традиционными для России.

    2. Объясните, что такое религия.

    3. Докажите, что ритуалы в религии необходимы.

    4. Определите, почему одни религии называются национальными, а другие - мировыми.

    5. Оформите дорожный указатель, на котором были бы написаны названия,  традиционных для нашей страны (региона) религий.

    6. Придите к выводу о том, что право каждого человека быть верующим или неверующим.

    Найдите и покажите, где проживают крупнейшие народы нашей страны.

    Укажите, какие религии они исповедуют.

    Узнайте, какие религии преобладают в вашем городе, области, крае, республике.

    Рефлексия,

    портфолио.

    4-5

    Возникновение религий. Религии мира и их основатели.  

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

    Верования первобытных людей. Забота о душах предков.

    Вера в духов. Почитание священных животных. Пантеон.

    Многобожие. Авраам.

    Земля Обетованная.  

    Моисей.

    Скрижали.

    Заповеди.

    Завет.

    Иерусалимский Храм.

    Мессия.

    Христос.

    Иисус Христос. Жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. Христианство и христиане.  

    Мухаммад . Ханиф.

    Аллах.

    Ислам, мусульмане.

    Буддизм.

    Сиддхартха Гаутама.

    Благородные истины буддизма.

    Нирвана.

    Будда.

    Буддизм.

    1. Расскажите о верованиях первобытных людей.

    2. Сделайте краткий обзор преданий иудейского (еврейского) народа об истории заключения  Завета.

    3. Представьте информацию об условиях договора (Завета) еврейского народа с Богом графически.

    4. Сравните многобожие и единобожие. Найдите сходства и различия.

    5. Предскажите, какой может быть история иудейского народа после того, как они попали под власть римлян.

    6. Проверьте, используя карту, существует ли в наше время государства, с которыми связана древняя история еврейского народа.

    7. Определите, что необычного, удивительного было в земной жизни каждого из основателей мировых религий.

    8. Объясните, к чему призывают каждого человека основатели мировых религий.

    9. Решите, какими словами  можно обозначить смысл каждой из мировых религий.

    10. Определите, какое отношение эти предметы (символы) имеют к каждой из мировых религий.

    11. Оформите рисунок (рассказ) на тему «Мои впечатления о какой-либо из мировых религий».

    12. Придите  к выводу о том, почему мировые религии, возникнув так давно, существуют  и теперь.

    Посмотрите на карту и назовите места  возникновения мировых религий. Определить в каком веке возникла каждая из мировых религий.  Назовите основателей мировых религий.

    Расскажите старшим, что вы знаете  об истории религий. Попросите старших рассказать, что они знают интересного и важного  о той или иной религии.

    Портфолио.

    6-7

    Священные книги религий мира.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    -активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

    Веды.

    Трипитака.

    Священное писание.

    Танах.

    Библия.

    Ветхий и Новый Завет.

    Тора.

    Пятикнижие. Евангелие.

    Евхаристия. Апостолы. Апокалипсис. Коран.

    Суры

    1. Перечислите, какие священные книги религий мира вы узнали.

    2. Опишите, как появились священные книги религий мира.

    3. Проведите презентацию одной  из священных книг.

    4. Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника.

    5. Оформите стеллаж в библиотеке, каждая полка стеллажа  и священные книги на ней должны быть посвящены определенной религии мира.

    6. Обсудите с одноклассниками и учителем вопрос о том, почему писания, о которых вы сейчас узнали, люди назвали  Священными.  

    Расскажи членам семьи и друзьям о религиях мира их основателях, прочитай им статью из пособия и попроси ответить на вопросы.

    Рефлексия,

    портфолио.

    8

    Хранители предания в религиях мира.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

    - умение работать в материальной и информационной среде.

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

    - осознание ценности человеческой жизни.

    Раввины.

    Христианская Церковь.

    Епископы, священники, диаконы.

    Умма. Имам.

    Хафизы

    Сангха.

    Ламы.

    1. Объясните, почему во всех религиях мира существуют хранители предания?

    2. Объясните как назывались служители в древних религиях?

    3. Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте.

    4. Приготовьте сообщения о преданиях по выбору.

    Узнайте у родителей, старших (или найдите в дополнительной литературе, Интернете), знают ли они о религиях, в которых нет особых людей, которые хранили бы ее традиции и предания.

    Рефлексия.

    9-10

    Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

    - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Грех.

    Грехопадение.

    Воспитание человека Богом.

    Раскаяние.

    Покаяние.

    Спасение от греха.

    Притча о блудном сыне.

    Главное условие спасения в христианстве, иудаизме, исламе.

    Суд и воздаяние.

    Судный день. Освобождение от страдания в буддизме.

    Завершение истории.

    Нирвана.

    1. Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте.

    2. Какое отношение вызывают у вас злые люди?

    3. Обсудите с одноклассниками, что такое добрые и злые поступки.

    4. Оформите рисунок на тему: «Добро и зло».

    Подготовьтесь к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Что такое грех», «Религиозное искусство христианства, ислама, буддизма, иудаизма».

    Рефлексия.

    11

    Человек в религиозных традициях мира.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    - активное использование речевых средств и средств – ИКТ.;

    - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Молитва.

    Чтение.

    Таинства. Крещение.

    Евхаристия. Хранение Завета с Богом. Хранение  субботы.

    Формы служения Богу в исламе: намаз, пост в рамадан, закят.

    Мантра.

    1. Что такое молитва? Попробуйте дать свое определение слова молитва.

    2. Как вы думаете, это понятие относится только к одной религии или молитвы существует у всех верующих? Почему вы так думаете?

    3. Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника.

    4. Отберите примеры отражения религии в нашей жизни.

    Подготовь рассказ на тему «Что говорит о человеке православная (исламская, буддийская, иудейская) культура» ( по выбору).

    Рефлексия,

    портфолио.

    12-13

    Священные сооружения.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

    Храм Единого Бога в Иерусалиме.

    Синагоги.

    Менора.

    Христианские храмы.

    Алтарь.

    Иконостас. Иконы.

    Фрески.

    Колокольня.  

    Мечеть.

    Минарет.

    Михраб.

    Имам.

    Ступы.

    Пагоды.  

    1. Перечислите какие священные сооружения вам известны? Как они называются?

    2. Объясните, почему священные сооружения разных религий выглядят по-разному?

    3.Сконструируйте загадки о священных сооружениях

    4. Придите к выводу, почему сложились особые правила поведения в храмах.

    5. Сконструируйте инструкцию  о правилах поведения  в священном сооружении для путешественника (можно выбрать любую из мировых религии). Используйте  не только слова, но и знаки,  символы, схемы.

    Вместе со старшими письменно опишите одно из христианских, иудейских, мусульманских или буддийских религиозных сооружений, находящихся в вашем поселке, городе, другом месте. Объясните назначение разных частей этого священного сооружения.    

    Рефлексия,

    портфолио.

    14-15

    Искусство в религиозной культуре.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.

    Икона.

    Коран.  

    Каллиграфия.  Арабески.

    Тора.

    Семисвечник Образы Будды

    1. Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника

    2. Поясните, какую роль в разных религиях играет искусство?

    3. Проведите презентацию об искусстве в религиозной культуре (по выбору).

    Вместе со старшими письменно опишите одно из религиозных сооружений, находящихся в  вашем поселке, городе, другом месте. Какие художественные произведения религиозного назначения в нем находятся?    

    Портфолио.

    16-17

    Творческие работы учащихся.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - использование различных способов поиска.

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Отечество, Родина, духовный мир, материальный мир, культурные традиции, вечные ценности.

    Религия. Национальные,  мировые и традиционные религии.

    Ритуалы. Культура.

    Памятники материальной и духовной культуры.

    Связь религии и культуры.

    1. Напишите сочинение, «Понравилось ли мне изучать курс основы мировых религиозных культур».

    2. Приведите пример того, что (как и где) вы сможете использовать полученные знания по предмету

    3. Создайте творческую работу.

    4. Составьте презентацию к вашей творческой работе.

    5. Обсудите ваш проект с группой или классом.

    6. Подведите итог по изученному и сказанному на уроке.

    Создайте творческую работу (при помощи родителей) на любую из понравившихся вам тем изученных в 1 и 2 четверти.

    Рефлексия,

    портфолио.

    18-19

    История религий в России.

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

     - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    -понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

    Митрополия.  Патриарх.  

    Синод.  

    Протестанты.

    1. Объясните, как в Россию пришло и распространилось христианство. Выбор веры.

    2. Перечислите, какие конфессии существуют в России.

    3. Объясните, какую роль играло православие в истории России.

    4. Объясните, что значит единство церкви и государства?

    Подготовьте сообщение о вкладе, который внесли в историю, культуру, хозяйство нашей страны представители разных религий.

    Рефлексия.

    20-21

    Религиозные ритуалы.

    Обычаи и обряды.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

    Обряды.  

    Ритуалы.  

    Таинства.

    1.  Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника

    2. Что вы можете рассказать о возникновении ритуалов и обрядов членам семьи и друзьям?

    3. Определите как назывались люди, которые выполняли в древности религиозные обряды?

    4. Сравните, какими бывают обряды в христианстве, исламе, буддизме, иудаизме. Выделите общее и различия.

    Подготовь рассказ о какой-либо одной традиции или ритуале (на основе рассказов старших или дополнительного материала).

    Рефлексия,

    портфолио.

    22

    Паломничества и святыни.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - умение работать в материальной и информационной среде

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

    Паломничество.  

    Реликвия.  Мощи.

    Хадж. Кааба.         

    1.  Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника.

    2. Перечислите, что является местом паломничества в разных религиях.

    3. Объясните, почему Иерусалим – город трех религий.

    Расскажи членам семьи и друзьям о местах паломничества и святынях , которых  ты узнал на уроке. Узнайте, есть ли в истории семьи случаи паломничества и поклонения святыням.

    Портфолио.

    23-24

    Праздники и календари.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

    - осознание ценности человеческой жизни.

    Праздники.

    Рождество Пасха.

    Вознесение Троица.  

    Крещение. Курбан-байрам.  

    Ураза-байрам.  Пейсах.

    Шавуот.

    Ханука.

    1. Перечислите главные религиозные праздники традиционных религий России.

    2. Подумайте и поясните, какой смысл несут религиозные праздники.

    3. Оформите рисунок на тему: «Религиозный праздник».

    Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье, в вашей группе.

    Напишите небольшой рассказ об одном из религиозных праздников ( на ваш выбор).

    Портфолио.

    25-26

    Религия и мораль.

    Нравственные заповеди в религиях мира.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

     - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Притча.

    Бодхисаттва.

    1.  Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника.

    2. Предположите, как возникла мораль? Всегда ли она существовала?

    3. Сравните понятия религии и морали? Выделите общее и различия

    4. Выделите, что общего существует во всех религиозных учениях.

    5. Определите, как религия и мораль влияет на поведение человека.

    Расскажи членам семьи и друзьям о  том, что вы узнали на уроке.

    Совместно  родителями выдели основные нравственные нормы.

    Рефлексия.

    27

    Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    -осознание ценности человеческой жизни.

    Милосердие.

    Взаимопомощь.

    Сострадание.

    Благотворительность.

    1.  Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника.

    2. Сделай вывод, о том, как разные религии учат милосердию, состраданию, помощи людям.

    3. Определите, какие конкретные дела можно назвать «милосердие»

    4. Сделайте вывод, почему во всех религиях  мира раздача милостыни является обязательной частью каждого праздника

    5. Оформите рисунок (рассказ) на тему: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

    Посоветуйтесь со старшими и осуществите конкретное дело милосердия.

    Рефлексия,

    портфолио.

    28

    Семья.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    - умение работать в материальной и информационной среде.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

    - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

    Родственник.

    Родные.

    Родители.

    Фамилия.

    Лад.

    Любовь.

    Уважение.

    Симпатии.

    Дружба.

    Взаимопомощь.

    Прощение.

    Терпение.

    Семейные обязанности.

    1. Расскажите, как традиционные религии России относятся к семье.

    2. Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника.

    3. Обсудите с одноклассниками, как должны жить люди в браке.

    4. Подготовьте рассказ о своей семье.

    Попросите старших рассказать историю создания вашей семьи.

    Рефлексия,

    портфолио.

    29

    Долг, свобода, ответственность, труд.

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

    - формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Долг. Совесть. Стыд. Ответственность. Обязанности. Труд.

    1.  Определите значение ключевых слов, которые встречаются в тексте учебника.

    2. Объясните, как слова долг, свобода, ответственность, труд понимаются в разных религиях.

    3. Сделайте вывод, можно ли эти понятия применить к учебе, к работе, к отношениям в семье.

    Посоветуйтесь с родителями и приведите примеры выполнения долга и ответственного отношения к труду в вашей семье.

    Рефлексия.

    30

    Любовь и уважение к Отечеству.

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

    - первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Государство. Гражданин.

    Мораль.

    Патриотизм

    Народ.

    1. Назовите,  в каком государстве мы живём?  Какие еще государства вы знаете?

    2. Объясните,  что такое государство?

    3. Придите к выводу, что значит быть гражданином своей страны?

    4. Как вы думаете, в чем заключается мораль гражданина?

    5. Используя текст, ответьте на вопрос: какое чувство является основой нашей жизни? Что значит любить свое Отечество? Приведите примеры из жизни.

    Расскажи родителям  о государстве и морали гражданина, о любви и уважении к Отечеству.

    Вместе с родителями напишите сочинение «С чего начинается Родина?»

    Рефлексия, портфолио.

    31-34

    Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

    - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свобод.

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    - активное использование речевых средств и средств ИКТ.

    - осознание ценности человеческой жизни.

    - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

     

    1. Напишите сочинение на тему  «Понравилось ли мне изучать курс основы мировых религиозных культур».

    2. Приведите пример того, что (как и где) вы сможете использовать полученные знания по предмету

    3. Создайте творческую работу

    4. Составьте презентацию к вашей творческой работе.

    5. Обсудите ваш проект с группой или классом.

    Подготовка и создание творческих проектов.

    Портфолио,

    рефлексия.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

    Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

    Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

    Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...

    Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

    Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

    Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

    Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

    Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

    Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

    Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

    Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

    Формирование общероссийской идентичности средствами учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

    Огромное значение для духовно-нравственного развития младших школьников имеет направленность содержания учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР на воспитание гражданина и патриота своего Отечества - России....