Формирование общероссийской идентичности средствами учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
статья по теме

Суркова Галина Владимировна

Огромное значение для духовно-нравственного развития младших школьников имеет направленность содержания учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР на воспитание гражданина и патриота своего Отечества - России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon surkova_g.v.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Суркова Г.В.

Формирование общероссийской идентичности средствами учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР              

Образование в современных социокультурных условиях призвано вооружить подрастающие поколения не только современным научным мировоззрением, компетентностью, но и передать ребенку духовно-нравственные, ценностные основания бытия. О приоритете воспитания над обучением («обучающее воспитание») подчеркивали видные русские философы: И.А. Ильин писал «образование без воспитания есть дело ложное и опасное…», В.В. Зеньковский утверждал, что «основная нить педагогического процесса лежит на путях воспитания». Автор культурно-исторической концепции Л.С. Выготский подчеркивал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества». С точки зрения К.Д. Ушинского, основой образования человека является непосредственно нравственное воспитание: «Влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием». Не случайно в рамках ФГОС второго поколения школа рассматривается как фундамент гражданского общества. В новом стандарте главнейшим документом является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», возрождая понятие национального воспитательного идеала, целью образования является – воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.

Одним из основных условий формирования общероссийской идентичности является усиление воспитывающей функции образования на основе ценностно-смысловой ориентации содержания на этнокультурные и общероссийские, общечеловеческие ценности, включение в содержание учебных предметов в начальной школе заданий, текстов, задач, дидактического материала, подбор художественных произведений, использование народного фольклора, игр, краеведческих данных, исторических и справочно-энциклопедических сведений.

Огромное значение для духовно-нравственного развития младших школьников имеет направленность содержания учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР на воспитание гражданина и патриота своего Отечества – России:

– воспитание любви к своей Родине, раскрытие ее культурных, исторических, географических особенностей, отражение ключевых дат и событий жизни страны, биографических событий из жизни исторических лиц;

– воспитание уважения к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины.

Общероссийская идентичность способствует формированию истинного россиянина – Сына Отечества, «совершеннейшего гражданина», который чувствует глубокую любовь к стране.

Тьюторские центры созданы департаментом образования Администрации города Омска для методической поддержки и сопровождения введения комплексных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР и функционируют во всех административных округах.

     Цель нашей работы: повышение профессиональной компетентности учителей ОРКСЭ и ОДНКНР в условиях введения и реализации ФГОС.   

     Задачи тьюторского центра:

  1. Организация методической деятельности, направленной на модернизацию и оптимизацию образовательного процесса в реализации курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в образовательных учреждениях.
  2. Диагностика и повышение профессиональной компетентности учителей курсов ОРКСЭ и ОДНКНР.
  3. Определение направлений деятельности учителей по реализации курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в условиях модернизации  системы образования.
  4. Совершенствование организации внеклассной работы по духовно-нравственному воспитанию на школьном и муниципальном уровнях.
  5. Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

     Направления  работы:

- обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителей курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в образовательных учреждениях с учётом основных направлений  инновационной работы;

- обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта в преподавании курсов ОРКСЭ и ОДНКНР.

     Принципы деятельности:

- насыщение содержания деятельности участников инновационной площадки реальными проблемами реализации курсов;

- свобода в поиске инновационных форм, приемов и методов педагогической деятельности;

- оптимальное сочетание форм индивидуальной и групповой работы учителей;

- оперативное и перспективное реагирование на запросы и потребности педагогов и обучающихся;

- доступность методической продукции для всех учителей, полученной по итогам реализации программы.

     Основные формы работы тьюторского центра: индивидуальные (консультирование) и групповые (открытые занятия, мастер-классы, проблемные семинары, круглые столы и т.д.).

     Для того, чтобы наше взаимодействие и обмен опытом работы был более частым, продуктивным и оперативным, но с наименьшей затратой времени, мы приняли решение о создании сетевого сообщества, что способствует непрерывному общению и дает возможность быстро обмениваться тем материалом, который необходим нам для более успешной реализации курса в образовательный процесс. С работой нашего тьюторского центра вы можете познакомиться в сети Интернет на сайте гимназии № 12 по адресу URL:  http://www.mou12-omsk.3dn.ru   

     В ходе реализации программы нами решались такие интеллектуальные задачи, как: развитие познавательного интереса через привлечение педагогов к проектно-исследовательской деятельности; самовыражение педагогов в активной интеллектуально-творческой деятельности с учетом их индивидуальных способностей; реализация учителями полученных знаний в различных ситуациях; объективная внешняя оценка успешности интеллектуального развития педагогических кадров; формирование у педагогов навыков межличностного общения в открытой развивающей среде.

     Для совершенствования профессионального мастерства учителей были организованы и проведены:

- практикумы по конструированию рабочих программ и блочно-тематического планирования курсов ОРКСЭ и ОДНКНР;

- семинары по вопросам организации преподавания и внеурочной деятельности обучающихся;

- практикумы по организации проектной деятельности обучающихся,

- семинары по системе оценки достижения планируемых результатов образования.

     Эффективную деятельность в процессе повышения профессиональной компетентности педагогов мы строили на последовательной и целенаправленной отработке активности самих учителей: установлении личностного смысла обучения; овладении способами добывания необходимой информации и конструировании необходимых для этого способов действий; овладении способами самоконтроля и коррекции итогов.

     Основные результаты работы тьюторского центра:

- разработка и апробация комплексной модели духовно-нравственного воспитания обучающихся;

- разработка и апробация модели социального партнерства и сетевого взаимодействия;

-  разработка и апробация программного обеспечения и методического материала в области духовно-нравственного воспитания школьников в условиях введения ФГОС;

- разработка и апробация современных форм и методов подготовки педагогов по духовно-нравственному воспитанию;

- создание модели интеграции учебной и внеурочной деятельности в реализации курсов ОРКСЭ и ОДНКНР.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....