Главные вкладки

    Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)
    методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

    Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлексия. Для эффективной организации учебной деятельности на уроке предлагается использовать интернет-ресурсы (ссылки приложены в разделе "Оборудование").

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_uroka_literatury.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                           

    Проект  урока литературы

    Тема: «Эмоционально – образный анализ рассказа В.М.Шукшина

      «Дядя Ермолай» (с использованием интернет – ресурса).

    Цель: формирование эмоционально-образного восприятия рассказа В.М.Шукшина

                                   «Дядя Ермолай» через пейзаж.

    Задачи: 1) создать условия для эмоционально-образного анализа художественного

                                           текста;

                                       2) создать условия для восприятия пейзажа в рассказе;              

                                       3) воспитывать любовь и уважение к малой родине, эмоционально-                      

                                            ценностное отношение к миру.              

                   

    Методы работы:    анализ, наблюдение, сравнение, иллюстрирование, исследование.

    Формы работы:      групповая работа, фронтальная беседа, творческое задание.

                 

    Оборудование:      интернет – ресурсы: художники -  http://uymon.ru/exhibitions/artists_of_altai/;  Сростки - http://srostki-altay.ru/prochstat/3-material/4-shukshin-srostki-altay.html ;  

                                    краски, палитра, бумага, словарь определений «пейзаж», экран, полоски

                                    белой бумаги, квадраты для выражения эмоции в цвете.

    Оформление         (слева) портреты В.М.Шукшина, определение пейзажа в литературе, место для

    доски:                    цветовых ассоциаций; (центр) экран; (справа) портреты художников,

                                   определение пейзажа настроения, место для картины, созданной учащимися.

    Словарь.

    Пейзаж – описание природы, помогает писателю вызвать определенное настроение у читателя.

     

    Пейзаж настроения – различные состояния природы, соответствующие человеческим переживаниям.

    Портреты В.М.Шукшина.

    Картины художников, рисующих Алтай: http://uymon.ru/exhibitions/artists_of_altai/   

    Название рассказа -  «Дядя Ермолай».

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Организационный


     

    Настраиваю учащихся на

    положительную мотивацию к уроку.

    Настраиваются на урок.

    1. Актуализация знаний, подготовка к восприятию материала,


















    Целеполагание.







































    Мотивация к целеполаганию.


















    1. Реализация плана урока








































































    1. Итоги урока










         5. Рефлексия и оценивание




         6.  Домашнее задание



    Читаю наизусть стихотворение В.М.Шукшина

    И разыгрались же кони в поле,

    Поископытили всю зарю.

    Что они делают?

    Чью они долю мыкают по полю?

    Уж не мою ль?

    Тихо в поле.

    Устали кони…

    Тихо в поле-

    Зови, не зови.

    В сонном озере, как в иконе,-

    Красный оклад зари.

    Это наивное, но достаточно горячее стихотворение принадлежит В.М.Шукшину, поэту, писателю, актеру, просто человеку.

    Задаю вопрос о том, что известно учащимся о нашем великом земляке.

    Сообщаю учащимся о том, что один из исследователей творчества Шукшина сказал, что Шукшин очень похож на свою родину – Алтай и Сростки.


    Предлагаю обратиться  к работам художников-пейзажистов, рисовавших Алтай. Это картины Ю.П. Коробейникова, В.С.Кораблина, Ю.А.Чулюкова, А.Ф. Песоцкого, В.В.Тихонова А.В.Иевлева, Ю.В.Котова В настоящее время общепризнанно, что Алтай – один из красивейших уголков. Природа здесь разнообразна и богата замечательными панорамами. Даже простой человек испытывает чувство глубокого восхищения, а тем более художник, способный в своих работах сохранить увиденное. Очень многие художники рисовали пейзажи Алтая. Работаем с ресурсом «Художники Алтая»:  http://uymon.ru/exhibitions/artists_of_altai/   







    Задается вопрос: Какие чувства вызывает лирический пейзаж?

    На доске открываю определение «пейзаж настроения».








    Необозримая ширь алтайских полей, чистое высокое небо, безмятежность, чистый воздух, благоуханная теплота земли. Глубина и простота алтайского пейзажа в произведениях Шукшина.

    Определим цель сегодняшнего урока.


    Учитель резюмирует: знакомство с образным рядом рассказа.










    Задаю вопрос: Какие рассказы В.М.Шукшина, написанные на основе детских впечатлений вы прочитали?



    Какова история создания рассказа?













    Задаю вопрос: Какое впечатление произвел на вас рассказ?

    Предлагаю обсудить в группах, написать общее (по возможности) мнение от группы на полоске белой бумаги для 1,2,3 группы, а 4 группа выражает в цвете и вынести на доску.

    Почему?








    Задаю вопрос: Как удалось автору вызвать именно такое эмоциональное восприятие рассказа?

    Предлагаю рассмотреть через компоненты художественного произведения. Какие вы можете назвать?

    1 группа - психологический портрет дяди Ермолая;

    2 группа – психологический портрет мальчиков;

    3 группа -  пейзаж, гроза;

    4 группа – создает цветовое выражение грозы и пейзажа.



















    Задаю вопрос: На какие раздумья наводит нас этот рассказ?




     



    Обращаю учащихся к задачам урока. Спрашиваю, все ли задачи выполнены.









    Прошу провести самооценку деятельности на уроке, использую вопросы.


    Предлагаю написать эссе по эпилогу рассказа.


     

    Учащиеся слушают стихотворение. Определяют возможное авторство.

    Решают познавательную задачу, говоря о том, что они знают место рождения В.Шукшина, факты из биографии, его творческий путь как поэта, актера и режиссера. Говорят о вечной  тоске Шукшина по Алтаю, Сросткам, о любви и уважении к простому  человеку-труженику. Вспоминают прочитанные рассказы «Солнце, старик и девушка», «Волки».




    Приходят к выводу, что, действительно,  Шукшина нельзя до конца понять, не повидав Сросток, Алтая.



    Учащиеся рассматривают картины, делают вывод об особенностях алтайского пейзажа. http://srostki-altay.ru/prochstat/3-material/4-shukshin-srostki-altay.html 

    Изучают материал об алтайских художниках, замечают, что многие из них родились и учились в других регионах страны, но рисуют Алтай. Все художники работали в жанре лирического пейзажа.


    Осознают, что лирический пейзаж выражает спокойствие, умиротворение, страдание человеческие переживания, создает настроение.

    Учащиеся соотносят научное определение «пейзаж настроения» с личным пониманием.








    Учащиеся определяют цель, задачи урока: - рассмотреть образы детей;

               - рассмотреть образ дядя Ермолая;

               -    зачем в рассказе гроза?

               - обсудить прочитанное, выразить личное мнение.

    Отвечают на вопрос, называют рассказы из сборника «Далекие зимние вечера»


    Учащиеся зачитывают справку из дополнительной литературы о том, что в основу рассказа положен случай, который произошел с автором рассказа в детстве, когда ему было 11-12 лет. Родился рассказ только в 1971 году, в последний приезд Шукшина в Сростки.

    Учащиеся обсуждают, принимают решение, демонстрируют на доску.





    Дети представили слова: обман, тревога, печаль, удивление, мудрость, справедливость; сочетание желтого, розового, синего, оранжевого, зеленого.


    Обсуждают в группах, высказывают мнение от групп.

    Учащиеся называют: героев, пейзаж, эпилог.



    Учащиеся выполняют работу по вопросам, анализируют.

     1 группа обращаются к тексту рассказа, зачитывают диалог, делают вывод о психологическом состоянии дяди Ермолая, сравнивают  выступают с результатами.

    2 группа зачитывают в диалоге слова, отражающие психологическое состояние мальчиков, обсуждают, почему мальчики не хотят сказать правду, анализируют, поняли ли мальчики дядю Ермолая.

    3 группа находит в описании грозы ключевые слова, готовит выразительное чтение отрывка, выявляет роль пейзажа, связывает описание грозы с развитием конфликта.

    4 группа представляет картину «Гроза»

    Группы выступают с результатами.

    Учащиеся обсуждают, говорят о том, за внешней простотой рассказа много смысла. Раздумывают   о том, что жить нужно по правде и по совести даже в детстве,  любить родной город и край.


    Учащиеся анализируют итоги совей работы.

    Учащиеся заполняют листы самооценки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

    «Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

    Выступление на городском методическом объединении учителей математики на тему: «Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»

    Выступление на городском методическомобъединении учителей математики на тему:«Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»...

    Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС

    Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...

    Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz

    Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...

    Организация урока истории в рамках системно-деятельностного подхода

    организация системно-деятельностного подхода на уроке истории в 5 классе...

    Организация урока истории в рамках системно-деятельностного подхода статья

    организация урока в рамках системно-деятельностного подхода...


     

    Комментарии

    Пластун Наталья Анатольевна

    Интересный проект. Удачи Вам!!!

    Спасибо, Наталья Анатольевна!

    Рогова Елена Ивановна

    интересный и познавательный проект. молодец. удачи!

    Спасибо, Елена Ивановна!

    Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!

    Данилова Светлана Васильевна

    голосую. Удачи вам

    Спасибо, Светлана Васильевна, удачи!

    Примаченко Татьяна Васильевна

    Спасибо за поддержку. Я голосую за вас. Удачи

    голосую за вас, удачи вам!

    голосую за вас, удачи вам!

    Интересно1 И вновь открываем для себя Шукшина!!!

    Спасибо, Галина Федоровна! Наш В.М.Шукшин не исчерпаем!

    Мартынова Галина Александровна

    Голосую. Очень интересный проект!

    Жидкова Лариса Ивановна

    Вы умница! Проделана огромная работа. Спасибо большое за интересный урок!