Конструирование урока рефлексии в рамках системно-деятельностного подхода
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Павлюк Ольга Владиславовна

Выступление на педагогических чтениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya.pptx323.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструирование урока рефлексии в рамках системно-деятельностного подхода Павлюк О.В. Педагогические чтения

Слайд 2

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой". Главное отличие урока-рефлексии от традиционных уроков-обобщений и повторений — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему. Педагогические чтения

Слайд 3

Цели урока-рефлекси и: Педагогические чтения Содержательная : повторение, закрепление или обобщение пройденного материала. Деятельностная : формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм.

Слайд 4

Педагогические чтения Структура уроков рефлексии . 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Слайд 5

Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность Основная цель этапа - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Для реализации этой цели необходимо: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки повторяемого содержания, создать ориентировочную основу действий («могу»); 3) определить основную цель урока. Педагогические чтения

Слайд 6

Основная цель - подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок. Для этого необходимо: 1) организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащихся - определений, алгоритмов, свойств ит.д.; 2) активизировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.; 3) зафиксировать используемые способы действий в буквенной или знаковой форме; 4) организовать индивидуальную деятельность учащихся (провести самостоятельную работу); 5) организовать самопроверку работы учащихся по готовому образцу с фиксацией своих результатов (без исправления ошибок). Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности . Педагогические чтения

Слайд 7

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними . Кластер Педагогические чтения

Слайд 8

Сорбонка является одним из технологических приемов. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Сорбонки Педагогические чтения

Слайд 9

Текст с пропусками. Блиц-опрос. РАФТ Да/нет Корзина идей «Лови ошибку» «Жокей и лошадь» Педагогические чтения

Слайд 10

Цель данного эта па — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения. Алгоритм исправления ошибок. 1) Определи, какое правило не знаешь. 2) Повтори правило. 3) Примени правило. Локализация индивидуальных затруднений Педагогические чтения

Слайд 11

Основная цель этапа - построение детьми проекта выхода из затруднений и формирование способности к его выполнению. Определяем средства. Что поможет учащимся достичь цели? Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема Построение проекта коррекции выявленных затруднений Педагогические чтения

Слайд 12

Основная цель этапа - осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен: самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения - с помощью предложенного эталона для самопроверки; в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки; далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий, в которых были допущены ошибки решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу) Реализация построенного проекта Педагогические чтения

Слайд 13

Обобщение затруднений во внешней речи Основная цель этапа - усвоение способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этой цели: 1) организуется обсуждение типовых затруднений; 2) проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. Педагогические чтения

Слайд 14

Основная цель этапа - интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации успеха. ( В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические ( внутриличностные , отношения с самим собой). Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки: 1) выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки; 2) проводят самопроверку своих работ по готовому эталону и фиксируют результаты. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Педагогические чтения

Слайд 15

Основная цель этапа - применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем. Включение в систему знаний и повторение Педагогические чтения

Слайд 16

Основная цель этапа - осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. Для реализации этой цели учащиеся: - уточняют алгоритм исправления ошибок; - называют способы действий, вызвавшие затруднение; - фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; - оценивают собственную деятельность на уроке; - намечают цели последующей деятельности; - в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание. Рефлексия учебной деятельности на уроке Педагогические чтения

Слайд 17

Спасибо за внимание! Педагогические чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода

Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результата...

Выступление на городском методическом объединении учителей математики на тему: «Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»

Выступление на городском методическомобъединении учителей математики на тему:«Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»...

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода, предлагаются модули урока, приемы и техники,которые можно использовать для достижения поставленных целей....

Организация урока истории в рамках системно-деятельностного подхода

организация системно-деятельностного подхода на уроке истории в 5 классе...

Организация урока истории в рамках системно-деятельностного подхода статья

организация урока в рамках системно-деятельностного подхода...

Работа с историческими документами на уроках истории в рамках системно – деятельностного подхода.

В работе представлен теоретический и практический материал по работе с историческими источниками на уроках истории России. Разработанные памятки, инструкции, а также дидактическое пособие, включающее ...