Организация урока истории в рамках системно-деятельностного подхода статья
статья по истории

организация урока в рамках системно-деятельностного подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ивлева Татьяна Ивановна

Организация урока истории в рамках

системно-деятельностного подхода

В рамках системно-деятельностного подхода на уроках истории можно использовать элементы технологии развития критического мышления. Главная цель этой технологии – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему приобретать навыки самостоятельной работы, развитие таких качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответвественность за собственный выбор и результаты собственной деятельности.

Технологический алгоритм урока состоит из трёх стадий: первая – вызов, вторая – осмысление, третья – рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приёмов работы на каждой из стадий.

На стадии вызова, ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащихся, мотивировать на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания  либо создать ассоциации по изучаемому вопросу. Учащиеся строят прогнозы, создают своё видение изучаемого предмета или понятия.

На этой стадии можно использовать такие приёмы:

- составление списка известной информации;

- таблица «верные – неверные утверждения»;

- игра «верите ли вы?»;

- таблица «толстых» и «тонких» вопросов;

- бортовой журнал;

-понятийное колесо;

-мозговая атака;

-таблица «знаем», «хотим узнать», «узнали» - её можно использовать на всех трёх стадиях.

Например, на уроке в 5 классе по теме «Олимпийские игры» я использовала таблицу «верные – неверные утверждения». Учащиеся заполняли первую колонку «до чтения текста», верны ли данные утверждения.

Утверждения

До чтения текста

После чтения текста

Первые Олимпийские игры были проведены еще до нашей эры.

В Олимпийских играх Древней Греции участвовали и мужчины и женщины.

Олимпийские игры проходили по 5 видам состязаний.

Победителей награждали оливковым венком.

Победителей называли чемпионами.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и в группах.

На стадии осмысления идёт непосредственная работа с новой  информацией: текст, фильм, лекция, материал параграфа. Эта информация систематизируется и классифицируется.

На этой стадии можно использовать приёмы:

-составление кластера;

-смысловое чтение;

-бортовой журнал;

-приём ИНСЕРТ - маркировка текста значками: «v»- уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы;

-ведение дневника.

На том же уроке в 5 классе учащиеся работали с текстом о проведении олимпийских игр в Древней Греции и составляли кластер. Первая группа получила задание: найти информацию о правилах проведения игр. Вторая: о том, что происходило в первый день игр. Третья: по каким видам спорта шли соревнования. И четвёртая: награждение победителей.

Каждая группа представляла участника, который рассказал о выполненной работе. Участники других групп могли дополнять, задавать вопросы.

На третьей стадии - рефлексии следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Можно использовать приёмы:

-синквейн;

-возврат к верным и неверным утверждениям;

-круглый стол;

- перекрёстная дискуссия: «за» и «против»;

-общее – уникальное.

На уроке пятиклассники вернулись к таблице «верные – неверные утверждения» и заполнили графу таблицы «после чтения текста», оценивая их достоверность, используя полученные на уроке знания.

Эффективная рефлексия предполагает не просто повторения учащимися знаний, полученных на уроке, а применение этих знаний в нестандартных ситуациях. Поэтому учащимся был задан вопрос:

-Чем современные олимпийские игры отличаются от древнегреческих?

Вопрос способствует не только формированию предметных УУД, но и метапредметных: анализа, сравнения, поиска общего и различий.

Учащиеся дают такие ответы:

-Больше видов спорта.

-Есть и летние и зимние игры.

-участвуют и мужчины и женщины.

-Участники из разных стран.

-Награждения другие.

Домашнее задание: составить кроссворд об олимпийских играх, или рассказ от имени участника олимпийских игр.

Таким образом, технология развития критического мышления формирует умения у учащихся:

-оценить, что я как ученик знаю и чего я ещё не знаю;

-поставить перед собой учебную задачу;

-составить план её решения;

-организовать поисковые действия;

-оценить полученный результат;

-осмыслить собственные действия (правильные и неправильные) по

выработке решений.

Литература:

С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке». Москва «Просвещение» 2011г.

И.В.Муштавинская «Технология развития критического мышления».Санкт-Петербург «Каро» 2009г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Мастер - класс «Организация урока в рамках системно - деятельностного подхода»

Мастер - класс простроен на основе открытого урока "Олимпийские игры: вчера, сегодня, завтра". Даёт представление об этапах современного урока....

Сравнение традиционного и современного уроков. Сущность организации урока, построенного на основе деятельностного подхода

В данной работе даётся сравнительная таблица особенностей уроков традиционного и современного. Она поможет коллегам при работе над изучением современных требований к урокам в соответствии с ФГОС....

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода (опыт работы)

В пункте 5 ФГОС говорится о том, что “в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;- проектирование...

Организация оценивания образовательных достижений на уроках истории и обществознания. Презентация к статье.

Школа – это место, где учителя требуют от ученика знаний   по всем предметам, в то время как сами знают по одному. Организация оценивания  о...

Организация урока истории в рамках системно-деятельностного подхода

организация системно-деятельностного подхода на уроке истории в 5 классе...

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Структурные элементы учебного занятия в рамках системно-деятельностного подхода. их дидактические задачи и показатели результативности....