Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода (опыт работы)
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Миронова Галина Николаевна

В пункте 5 ФГОС говорится о том, что “в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся”.

Т.е. системно-деятельностный подход следует рассматривать, как методологическую основу концепции государственного стандарта общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon organizatsiya_uroka.ppt1.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на РМО учителей истории и обществознания Подготовила: Миронова Г.Н. учитель истории и обществознания МКОУ Бузыкановской СОШ Ноябрь 2015

Слайд 2

План Место системно-деятельностного подхода в ФГОС. Что следует понимать под “системно-деятельностным подходом в обучении”? Из опыта работы: практическая часть – урок истории в 5 классе “Военные походы фараонов”.

Слайд 3

В пункте 5 ФГОС говорится о том, что “в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся”. Т.е. системно-деятельностный подход следует рассматривать, как методологическую основу концепции государственного стандарта общего образования.

Слайд 4

Выделяют следующие компоненты системно-деятельностного подхода: 1. учебно-познавательные мотивы ( т. е. осознание учеником “для чего мне необходимо изучить этот объект”); 2. действие целеполагания ( “что я должен сделать…”: выбор средств и методов) 3. планирование решения (“как и в какой последовательности я должен решить задачу”); 4. собственно решение задач; 5. рефлексивно-оценочные действия (“все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели”). Исходя из этого, следует, что, прежде чем отправлять ученика самостоятельно осваивать знания, умения и навыки, его нужно обучить - понимать, для чего ему всё это нужно (умение ставить цель, предполагать конечный результат); - правильно добывать знания (уметь анализировать и систематизировать учебный текст, дополнительные источники информации, подбирать нужные источники информации); - использовать верные и рациональные способы и методы решения задач (различные сформированные и формирующиеся умения и навыки, все инструменты учеников); - анализировать ход своих действий (сравнивать, использовать образцы, алгоритмы, рефлексировать, координировать свои действия с одноклассниками, учителями, другими участниками процесса обучения, давать оценку деятельности других, своей собственной деятельности, коммуницировать и т.д.); - синтезировать имеющиеся и полученные результаты - получать конечный продукт деятельности (рассказ, хронологию, схему, таблицу, карту, информационный плакат, буклет, зрительный ряд, историческую справку, график, диаграмму и т.д.).

Слайд 5

“ Системно-деятельностный подход в обучении – это методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования, которая предписывает педагогу: - формировать у учеников готовность к саморазвитию и непрерывному образованию; - проектировать и конструировать социальную среду развития обучающихся в системе образования; - активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся; - выстраивать образовательный процесс с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся”.

Слайд 6

В этом году на конкурс я представляю урок в 5 классе по истории Древнего мира “Военные походы фараонов”. На примере данного урока предлагаю - проследить применение системно-деятельностного подхода в обучении учеников 5 класса: обучение применять учебные приёмы работы с текстом – анализ, систематизация, синтез, получение конечного продукта деятельности др.; - структуру урока рассматривать не с позиции традиционализма (организационный момент, повторение, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание), а с позиции результата - формирования конечного продукта деятельности – технологическая таблица, кластер, выступления учащихся, прогнозирование; - действия учителя рассматривать, как “учитель учит ученика учиться”.

Слайд 7

Тема урока : «Военные походы фараонов». Продолжительность урока : 45 мин. Материалы и оборудования : иллюстрации из учебника, карта. Цели (личностные учебные действия): формировать критическое мышление и умение самостоятельно приобретать и структурировать информацию. Задачи (метапредметные учебные действия): -обучаться работе в команде; -обучаться выступлению перед аудиторией; -осваивать приемы составления кластеров и технологических таблиц. Ожидаемые результаты (предметные учебные действия): с помощью работы с историческим документом, картой и иллюстрациями учащиеся должны оценить значимость фигуры фараона в Древнем Египте.

Слайд 8

Содержание урока Стадия вызова (вовлечение в тему). Из предыдущих занятий мы с вами поняли, что все египтяне, от простого земледельца до знатного вельможи, преклонялись перед величием фараонов. Но, видимо, преклонения только своего народа фараонам было недостаточно. И владыки Египта отправлялись в военные походы... Сегодня на уроке мы поговорим о военных походах египетских фараонов. -Как вы думаете, почему правители совершают военные походы? -Что бы вы хотели узнать об организации военных походов фараонов? -Интересна ли вам эта тема? Работа с таблицей «Знаю - хочу узнать - узнал» (ЗХУ). Учащиеся заполняют две первые колонки таблицы. Зачем совершаются военные походы? Что бы я хотел узнать о военных походах в Древнем Египте? Что интересного, нового я узнал на уроке

Слайд 9

Такая схема представляется нам целесообразной, так как помогает пятиклассникам зрительно воспринимать предстоящие задачи работы, подводит к первичному осознанию принципа по­строения кластеров. Визуальный образ на стадии вызова обладает так же и значитель­ным мотивационным эффектом. В ходе сегодняшнего урока мы ответим на выделенные нами вопросы. Стадия осмысления. Учитель организовывает работу в трех группах. Прием «Кластер».

Слайд 10

Группа № 1. Работа с иллюстрациями из соответствующего параграфа учебника. Задание: рассмотрите иллюстрации и составьте кластер, выделяя: -состав войска (пехота: лучники, копейщики; боевые колесницы); -виды оружия (лук и стрелы, копья, дротики, боевые топорики, щиты). Подготовьте рассказ по кластеру.

Слайд 11

Группа № 2. Работа с картой учебника и на слайде. Рассмотрите карту и определите: - направления военных походов (юг, запад, северо-восток); -какие страны и территории были завоеваны египетскими фараонами? (Нубия, Ливия, Синайский полуостров, Палестина, Сирия, Финикия); -На какие части света раскинулись египетские владения при фараоне Тутмосе? (Африка (до 3-го порога Нила), Западная Азия (до реки Евфрат). Составьте кластер и подготовьте рассказ по нему.

Слайд 12

Группа № 3 . Работа с историческим источником. Прочтите текст и определите: -С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны? -Что захватывали в качестве добычи? -Кому воздавали хвалу войны Египта? -Кому приносили награбленное? Составьте кластер и подготовьте рассказ по нему. Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах: «Его величество отправился на золотой колеснице, украшенной своим боевым оружием... И враги увидели, что его величество одолеет их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами, полными страха. Они бросали своих ло­шадей и свои золотые и серебряные колес­ницы, и их с помощью одежд втаскивали в этот город... И вот, если бы войско его ве­личества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегид­до в этот миг... Тогда были захвачены их ло­шади и золотые и серебряные колесницы... Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его вели­чества считало свое достояние... И все вой­ско ликовало, воздавая хвалу Амону за по­беду, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы. И они доставили добычу, взятую ими: 340 пленных, 83 руки (египтяне убитым врагам отрубали руки в знак доблести), 2041 лошадь, 191 жеребе­нок, 6 жеребцов... молодых коней, 1 колес­ница, отделанная золотом, 897 колесниц его жалкого войска, 200 броней его жалкого войска, 502 лука, а также 387 голов (какого-то скота), 1929 быков, 2000 коз и 20 500 овец, 1796 рабов и рабынь, чаши из ценного камня и золота...»

Слайд 13

Стадия рефлексии. Часть 1 . Выступления учащихся по кластерам. Варианты кластеров, составленных детьми при работе в группах. Часть 2 . В конце выступления каждой группы звучит вопрос: -Что еще может быть интересно по этому вопросу? (Учитель выписывает все ответы детей в таблицу). Учителем также могут быть предложены следующие вопросы: -Какой материал использовался египтянами для изготовления оружия? -Когда жил и совершал свои походы фараон Тутмос? -Как фараон распределял награбленное имущество? -Какой характер носили войны? -Кто составлял основную часть войска, пехота или колесница, почему?

Слайд 14

Часть 3. Обобщение. Итак, мы рассмотрели тему «Военные походы фараонов». Какие предположения о причинах военных походов подтвердились, а какие - нет? Что вы узнали для себя на уроке нового? (заполнение последней колонки таблицы ЗХУ).

Слайд 15

Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3

Слайд 16

Домашнее задание По материалам параграфа подготовить ответы на предложенные вопросы стадии рефлексии, части 2. Проведение вышеизложенного урока позволило сделать следующие выводы . 1) Учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с информацией, выделяют для себя наиболее важные моменты. 2) Новые знания оказываются для детей не чем-то отстраненным, не тем, что надо было просто выучить на оценку, а тем, во что вложены собственные силы и эмоции, что прошло через их душу. Такие знания остаются надолго, повышают мотивацию учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Мастер - класс «Организация урока в рамках системно - деятельностного подхода»

Мастер - класс простроен на основе открытого урока "Олимпийские игры: вчера, сегодня, завтра". Даёт представление об этапах современного урока....

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода

Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результата...

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»...

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Структурные элементы учебного занятия в рамках системно-деятельностного подхода. их дидактические задачи и показатели результативности....

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода»

Текс содержит материалы о системно - деятельностном подходе в обучении учащихся...

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно - деятельностного подхода

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно - деятельностного подхода...