«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»
материал на тему

Деянова Елена Алексеевна

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СТАРОЮРЬЕВСКАЯ СОШ

РМО УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»

Учитель математики

Деянова Е.А.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение мотивации и интереса к учёбе.

В связи с этим, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самосовершенствованию.

Достижение такого уровня, когда учащийся готов к самообразованию, самовоспитанию – вот идеальный результат обучения. А , как известно, это невозможно без универсального качества личности — самостоятельности.

Современная парадигма образования предусматривает значительное увеличение доли самостоятельности ученика как субъекта учебного процесса, способного успешно самореализоваться в стремительно изменяющемся мире, и осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни.

Поэтому главным принципом работы учителя математики является организация деятельности школьников, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности учащихся.

Известный педагог К. Д. Ушинский считает самостоятельную деятельность учащихся, выполнение ими самостоятельных работ «единственно прочным основанием всякого прочного учения». Создание новой школы и воспитание действительно свободной личности я считаю наиважнейшей. Действительно, согласитесь, если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности - составная часть воспитания учащихся.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня, самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на:

обучающие;

тренировочные;

закрепляющие;

повторительные;

развивающие;

творческие;

контрольные.

К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:

1. Работа с книгой

2. Упражнения

3. Выполнение практических и лабораторных работ

4. Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения

5. Подготовка докладов, рефератов

6. Домашние опыты, наблюдения

7. Техническое моделирование и конструирование.

К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы как:

практические работы;

контрольные работы;

тематические зачеты;

защита и написание рефератов;

В своей работе я использую различные элементы самостоятельной работы учащихся. На занятиях я ориентируюсь на всех учащихся группы, имея в виду общие знания в целом и на каждого учащегося в отдельности. Я считаю, что такой подход побуждает к работе сильного ученика и двигает к работе слабого.

Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа и карточки-задания. В таких работах я стараюсь включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным.

При изучении математики учащиеся должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. Для этого использую математические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.

Учащихся следует обучать умениям и навыкам самостоятельного учебного труда, среди которых одним из основных является умение работать с учебной, справочной и периодической литературой. Для обучения учащихся внимательному и целенаправленному чтению на уроке я вначале излагаю новый материал, а затем предлагаю учащимся самостоятельно прочитать соответствующий параграф, обращая особое внимание на основные положения.

После изучения определенного раздела, темы учащимся предлагается подготовить сообщения, рефераты, презентации для выступления на уроке, или внеклассных мероприятиях. Темы выбираются заранее. К этой работе привлекают всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и способностей.

Одним из видов самостоятельной работы является работа с тестами.

На первый взгляд кажется, что выбрать из предложенных ответов правильный значительно проще, чем выполнять решения по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что, отвечая на вопросы теста, ученик проделывает более объёмную и кропотливую работу, нежели при обычном решении. Интерес же к непривычному для ученика виду деятельности помогает ему продуктивнее заниматься на уроке.

Очень важно, что тесты имеют разноуровневый характер, т.е. список заданий делится на части – обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Располагая ими, ученик получает отметку “зачёт” по данной теме. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания, она готовит ученика к тому, чтобы заслужить на самостоятельной работе хорошую или отличную оценку.

Такой вид работы очень удобен. Во-первых, предлагая ученикам задания разного уровня, обеспечиваются достаточно интересной и, главное, выполнимой работой как слабый, так и сильный ученик. Во-вторых, у учеников вырабатываются устойчивые умения и знания. В-третьих, можно легко увидеть общую картину: какова подготовленность отдельных учащихся, как усвоена тема в группе, на чём стоит заострить внимание на пути к зачётному уроку по этой теме.

Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике уделяется серьёзное внимание способам организации контроля, его содержанию.

Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой делается первая оценка уровня обученности по данной конкретной теме, позволяющая к тому же реально оценить готовность к итоговому контролю в иных, традиционных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.

В своей работе я применяю тестовые формы опроса при изучении отдельных тем, при организации итогового повторения, при проведении контрольных работ, при проведении итогового полугодового контроля (приложение). Такие тесты по своему содержанию носят смешанный, а не тематический характер, что позволяет проверить прочность, осознанность, оперативность и другие качества знаний учащихся за длительный промежуток времени.

Для проведения текущего контроля на уроках математики я применяю различные карточки-задания. При их составлении я использую уровневую дифференциацию. Её основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задаёт достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень доступен и посилен всем учащимся. На его основе формируются повышенные уровни овладения курсом. Учащиеся получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.

Для самостоятельной работы также характерны так называемые творческие задания. Творчество заключается в деятельности, в которой существенным образом перестраивается прошлый опыт, осуществляется определённый не стандартный поиск знаний. Самостоятельные работы творческого характера предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся.

Педагогическая поддержка — это совместное с воспитанником определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему сохранять человеческое достоинство, достигать положительных результатов в в учении, труде, общении, образе жизни.

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе образования, расширения возможностей образовательной среды, создания дополнительных пространств самореализации учащихся с учётом урочной и внеурочной деятельности. Основными формами педагогической поддержки социализации являются:

1.                  Ролевые игры

2.                  Организационно-деятельностные игры

3.                  Тренинги

4.                  Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность.

Педагогическая поддержка социализации учащихся в ходе познавательной деятельности – сотрудничество учитель – ученик, ученик – ученик;  учитель становится наставником, партнёром, куратором в совместной и самостоятельной учебной деятельности. 

Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами общественной деятельности -  включение обучающихся в общественно значимые дела, социальные и культурные практики, общественно значимые акции, благотворительность; школьное самоуправление.

Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами трудовой деятельности – волонтёрство, добровольность и безвозмездность труда, профессиональная  ориентация учащихся, знакомство их с различными профессиями, проведение профессиональных проб.

Базовыми ценностями в работе по развитию и социализации обучающихся были и останутся: ребенок, его здоровье, личностные качества, интересы, способности и возможности ребенка; педагог как личность,  семья как основа развития личности ребенка.

Изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы быть хоть в некоторой степени успешным. Поэтому одной из главных задач среднего образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Также, что основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач.

При этом самостоятельная работа учащихся при изучении математики в школе является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как форму организации учебной деятельности учащихся, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Мастер - класс «Организация урока в рамках системно - деятельностного подхода»

Мастер - класс простроен на основе открытого урока "Олимпийские игры: вчера, сегодня, завтра". Даёт представление об этапах современного урока....

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода

Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результата...

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода (опыт работы)

В пункте 5 ФГОС говорится о том, что “в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;- проектирование...

Структура урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении

В этом материале можно ознакомиться со структурой урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении...

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода, предлагаются модули урока, приемы и техники,которые можно использовать для достижения поставленных целей....

Приемы обучения на этапе актуализации знаний для урока в рамках системно-деятельностного подхода

Приём  “Я беру тебя с собой “ Приём “Да-Нет”. Приём “Шаг за шагом”. Приём  “Жокей и лошадь”.  Приём «Толстый и тонкий вопрос»  Стратегия “Вопросительные сл...