Урок географии с позиции системно -деятельностного подхода обучения.
статья по географии по теме

 Людмила Николаевна Гайдамакина.

“Великая цель образования - 
это не знания, а действия”. Герберт Спенсер

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Структура урока с позиции системно-деятельностного подхода»

Л.Н.Гайдамакина, учитель географии МБОУ Лобойковской с.о.школы Даниловского района.

       Главное в работе с детьми – это творчество учителя, помноженное на творчество учеников. Без этого не будет движущей силы, способной свернуть горы на пути овладения знаниями. Сегодня большое внимание уделяется воспитанию талантливых, уверенных в себе и своем будущем учеников. Применяя методы развивающего обучения и опираясь на личностно-ориентированный подход к каждому ученику, я стараюсь разрабатывать задания, интересные для всех. В этом случае общение учителя и ученика приносит радость, взаимопонимание и усвоение материала урока. Давно доказано, что положительный результат получается тогда, когда сам ученик прикладывает максимум усилий в какой-либо деятельности. У наших учеников буйная фантазия, океан энергии и море амбиций. Стоит только разжечь интерес в глазах ребенка, и он станет вашим единомышленником и помощником.  

Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить их грамотно работать с разнообразными носителями информации и применять их на практике. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Работа над этой проблемой побудила  меня к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний.  Я убеждена, что это возможно только при целостном системно - деятельностном подходе к обучению.  Системно-деятельностный подход предполагает, что результат  обучения, может быть, достигнут только в том случае, если есть обратная связь.  Обратная связь позволяет увидеть все процедуры образовательного процесса не изолированно, а в целостном системно-деятельностном анализе. Поэтому для педагогов практиков очень важно, во-первых, овладеть приёмами самоанализа, а во-вторых, научиться осуществлять «обратную связь» с каждым учеником на любом этапе изучения учебной темы.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания. Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Структура урока с позиции системно-деятельностного подхода состоит в следующем:  учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.

Первый этап урока – ориентировочно-мотивационный – очень важный. На уроках создаю условия для осмысления учебной деятельности. Для этого помогаю им осознать цель предстоящей деятельности, осмыслить и принять мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом.

Стимулирует принятие цели предстоящей деятельности правильно организованные,  до начала изучения новой темы,  проблемные ситуации, которые вызывают у детей внутреннюю необходимость разобраться в неизвестном. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение  проблемы.            

Можно столкнуть жизненные представления с научными фактами с помощью фактических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно  допускают ошибку.

После постановки цели урока я  спрашиваю учащихся: «Зачем необходимо знать данную тему?». В процессе обсуждения выясняется значимость ее использования в повседневной жизни.

Когда этап постановки задачи учащимися завершен, мы начинаем планирование учебной деятельности. На этом этапе урока я спрашиваю учащихся: «Как мы будем решать поставленные задачи, и  что  необходимо для их решения?»  Функция моя, как учителя, после вовлечения учащихся в познавательную деятельность на всех этапах их собственной работы осуществляется как организационно - сопровождающая. Работаем точно по намеченному плану, последовательно переходя от одного вопроса к другому. Создавая благоприятный эмоциональный фон, стараюсь втянуть в обсуждение как можно больше учеников, в ходе которого школьники свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят.

Материал к урокам подбираю в соответствии с уровнем развития детей, индивидуальными интересами. Некоторым ученикам даю одно знание, другим предлагаю на выбор несколько. Вариативные задания стимулируют работу учащихся и создают условия для их выполнения в темпе удобном для детей, с учетом их интересов и возможностей.

На уроках я не исключаю объяснения учителя, но принципы поисковой деятельности преобладают.  Умение работать с текстом учебника, проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять  его, найти главные мысли, заполнить или составить таблицы и схемы, использовать приобретенные знания для решения познавательных задач.                  

В настоящее время использование компьютерных технологий позволяет представлять схемы, графики, диаграммы на слайдах электронной презентации. Это позволяет перерабатывать, осмыслять и оценивать  большие потоки  современной информации, и развивает умения пользоваться и управлять ей  для различных практических целей.                                                                               Не придется зазубривать информацию, она сама естественным образом разместится внутри, если в начале внутри нее самой побывает пытливая мысль человека. Великий Леонардо да Винчи оставил изречение: «пойми разумное обоснование, и тебе не понадобится опыта». Важно чтобы  учащийся проник в суть слова.

Уделяю большое внимание домашнему заданию. При отборе заданий на дом ориентируюсь на средний уровень подготовленности учеников. Используя дифференцированный подход, даю дополнительные смысловые нагрузки, предлагаю задания, требующие творческого поиска правильных способов решения.

Главный вопрос, на который отвечают разработчики стандартов любого поколения, формулируется так: чему должен научиться ребенок? Все мы помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Я мог бы дать вам рыбу, чтобы вы утолили голод. Но я не сделаю этого – я научу вас ловить рыбу». Стандарты нового поколения  помогают научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым – овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть.

В результате этого подхода  обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я  могу, я  умею, я хочу знать больше»!

Литература:

1. Л.Е. Перлов «Изучайте географию по-новому» Москва, 2006

2. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004

3.Н.В.Приходько «Активизация познавательной деятельности учащихся на основе технологии личностно-коммуникативного обучения» Волгоград, 2011

3.Интернет-ресурсы:w w w. moi - universities.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода"

Презентация мастер- класса по теме "Проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода"...

"Использование современных образовательных технологий в обучении школьников с позиции системно-деятельностного подхода" Е.В. Бакулина МОКУ СОШ п. Торфяной

Создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникабельных и рефлексивных способностей учащихся средствами учебного предмета «Биология Развитие самостоятельности и познавательной актив...

Программа самообразования «Проектирование и моделирование современного урока и внеурочной деятельности по биологии с позиции системно-деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС ООО»

 «Проектирование и моделирование современного урока и внеурочной деятельности по биологии с позиции системно-деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС ООО». На данном этапе интенсивного разв...

Анализ современного урока с позиции системно-деятельностного подхода

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа уроков, построенные на разных основаниях. По определению С. Кульневич  «анализ – логический прием познания, представляющи...

Урок английского языка с позиции системно-деятельностного подхода.

Актуальность реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе состоит в том,что он способствует формированию основных компетенций, заложенных в новый федеральный государственный ...

«Анализ учебного занятия с позиции системно-деятельностного подхода». Практическая работа № 2

laquo;Анализ учебного занятия с позиции системно-деятельностного подхода». Практическая работа № 2...

«Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».

Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода...