Программа самообразования «Проектирование и моделирование современного урока и внеурочной деятельности по биологии с позиции системно-деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС ООО»
статья по биологии на тему

 

«Проектирование и моделирование современного урока и внеурочной деятельности по биологии с позиции системно-деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС ООО».

 

На данном этапе интенсивного развития нашего общества школа стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главным же изменением, влияющим и на ситуацию в образовании, является ускорение темпов инновационного преобразования самого общества. А значит, именно школа должна готовить своих воспитанников к трудностям, с которыми они могут столкнуться в  жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, то есть воспитать всесторонне адаптированную личность.

Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системным. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно – деятельностный подход, а это значит, что у учащихся должна сформироваться система знаний по предмету, где новые знания не даются учителем в готовом виде, а должны добываться учениками самостоятельно в процессе учебного исследования под руководством педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_sergeevoy_s.v.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 177» Ново – Савиновского района г. Казань

Республики Татарстан

        

Программа самообразования

Сергеевой Светланы Владимировны, учителя биологии высшей квалификационной категории «Лицея №177»  по теме:

«Проектирование и моделирование современного урока и внеурочной деятельности по биологии с позиции системно-деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС ООО»

2015-2020 г.г.

Данные учителя:

ФИО: Сергеева Светлана Владимировна

Образование: Высшее профессиональное образование. Казанский государственный педагогический институт, естественно-географический факультет,  квалификация по диплому  учитель биологии;

Специальность: учитель биологии;

Место работы: МБОУ «Лицей №177» г.Казань

Должность:  заместитель директора по инновационной работе, учитель биологии;

Квалификационная категория: высшая квалификационная категория;

Государственные и отраслевые награды:

  1. Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;
  2. Почетная грамота «Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации»; Почетная грамота Республиканской общественной организации ветеранов (инвалидов) «Союза ветеранов Республики Татарстан, Министерства образования РТ, Министерства по делам молодежи и спорту РТ за вклад в организацию работы по военно-патриотическому воспитанию (2013, 2015 гг);
  3. Грамота Оргкомитета Общероссийского проекта «Школа цифрового века» (2014, 2015 гг)
  4. Грамота Управления образования исполнительного комитета муниципального образования города Казани, МБУ ДОД «Городской детский эколого-биологический центр» (2012 г);
  5. Почетная грамота Института проблем экологии и недропользования Академии Наук Республики Татарстан (2012 г);
  6. Благодарственное письмо от Администрации Городского детского эколого-биологического центра (2015 г);
  7. Благодарственное письмо от дирекции Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России и президиума МАН «Интеллект будущего» (2016 г).

Курсы повышения квалификации учителей биологии по проблеме: 

"Проектирование и моделирование современного урока и внеурочной деятельности по биологии с позиции системно-деятельностного подхода" в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"

Актуальность темы самообразования:

На данном этапе интенсивного развития нашего общества школа стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главным же изменением, влияющим и на ситуацию в образовании, является ускорение темпов инновационного преобразования самого общества. А значит, именно школа должна готовить своих воспитанников к трудностям, с которыми они могут столкнуться в  жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, то есть воспитать всесторонне адаптированную личность.

Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системным. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно – деятельностный подход, а это значит, что у учащихся должна сформироваться система знаний по предмету, где новые знания не даются учителем в готовом виде, а должны добываться учениками самостоятельно в процессе учебного исследования под руководством педагога.

Собственная  учебная деятельность школьников, и его мотивация к ней, является важная составляющей частью системно-деятельностного подхода. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Каково внутреннее стремление учащегося и его мотивация к учебной деятельности – такова личность и сформируется. Вне деятельности нет личности.

В данное время перед педагогами стоят следующие проблемы:

  • как организовать учебную деятельность учащихся;
  • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  • какие методы и средства обучения выбрать;
  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностном подходе - это:

  • Восприятие информации.
  • Анализ полученной информации.
  • Запоминание (создание образа).
  • Самооценка.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях.

  • Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
  • Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
  • Учебное действие –  действие по созданию образа.
  • Образ – слово, рисунок, схема, план.
  • Оценочное действие – у меня получится! Я умею!

Методическая тема самообразования: «Проектирование и моделирование современного урока и внеурочной деятельности по биологии с позиции системно-деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС ООО».

Цель: Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Задачи:

  1. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
  2. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
  3. Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
  4. Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов, создание научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования.

Основные формы и методы работы:

  1. Выступления.
  2. Открытые уроки
  3. Публикации

Ожидаемый результат:

  1. Повышение качества преподавания предмета, качественной успеваемости и уровня обученности учащихся по биологии.
  2. Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
  3. Доклады, выступления на заседаниях РМО, участие в конкурсах и конференциях.

Реализация данной темы рассчитана на пять лет:

1 этап - Теоретический анализ (2015-2016 г.г.)

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

II  этап – Основной (2016-2019 г.г.)

1.Внедрение опыта работы.

 2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

III этап – Обобщающий (2019-2020 г.г.)

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

Содержание и формы реализации программы

Направления

Формы

Систематическое обучение

-курсы,

-методические семинары, вебинары

Педагогическое общение

-участие в работе ГМО учителей биологии,

-проведение открытых уроков,

-посещение открытых уроков коллег,

-участие в тематических конкурсах,

-сообщение докладов,

-презентации.

Практика

-разработка методических материалов,

-обобщения педагогического опыта по теме самообразования,

-разработка  уроков с внедрением темы самообразования.

Индивидуальная работа

-Изучение методической литературы по теме,

-Знакомство с опытом коллег.

Примерный план самообразования

№ п/п

Наименование мероприятий

Организационно-педагогические мероприятия

Сроки реализации

1.     Научно-теоретическая подготовка

1.1

Развитие:

1.Знаний и  теоретических основ по  предметам биология и экология.

2. Знаний ИКТ

 

1.Изучение научно-методической литературы естественно-математического направления.

2. Обзор в сети Интернете профильных сайтов по предметам биология и экология, а также предметов метапредметной направленности.

3.Прохождение курсов повышения квалификации

4.Подбор заданий для сдачи экзаменов по биологии в формате ОГЭ, ЕГЭ.

В течение года

1.2

Повышение квалификации по биологии.

1. Решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы.

2. Посещение уроков своих коллег.

3. Классификация и решение заданий ЕГЭ и ОГЭ по биологии.

4. Прохождение предметных курсов по биологии, в том числе и дистанционных

5.Участие в работе жюри по проверке конкурсных и олимпиадных работ учащихся.

В течение года

2.Методическая подготовка

2.1

Совершенствование:

1. Разработка календарно-тематического планирования по ФГОС, поурочных конспектов.

2.Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся.

3.Разработка комплекта входных и итоговых самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов

4.Разработка комплекта олимпиадных  задач.

5.Участие в конкурсах, конференциях, семинарах

Регулярно

2.2.

Разработка программно-методического обеспечения

а) научно-методическая работа

 

1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся.

2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся.

В течение года

2.3.

б) Участие в методических школьном и городском объединениях, в жизни школы

1.Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы, района и республики.

2. Выступление на заседании ШМО и ГМО по теме самообразования.

3. Общение с коллегами в школе.

4. Работа в школьной лаборатории

В течение года, по плану ШМО и ГМО

2.4.

в) Опытно-экспериментальная работа.

 

 

1.Разработка программ

2.Оказание методической помощи коллегам в подготовке исследовательских работ учащихся

В течение года

3.Психолого-педагогическая подготовка

3.1

Совершенствование:

1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы

2.Искусства общения, влияния, педагогических качеств

1. Чтение научно-методической литературы по психологии и педагогике.

2. Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии.

3.Изучение работы лучших учителей школы, города, республики

Систематически

Реализовать целенаправленную встречу ученика  и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) – являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения. Чтобы эффективно использовать технологию индивидуального стиля учебной деятельности необходимо и достаточно:  диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика; создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика; выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2. Внедрение практику новых технологий обучения таких как:

  • Исследовательская (проблемно-поисковая) - характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие».
  • Коммуникативная (дискуссионная) - особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующиеся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Имитационного моделирования (игровая) - характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  • Коммуникативная (дискуссионная) - особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующиеся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Имитационного моделирования (игровая) - характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  • Психологическая (самоопределенческая) - характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  • Деятельностная - характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
  • Рефлексивная - особенностью данной технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
  • Интерактивные (компьютерные) технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. 
  • Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
  • Технологизация личностно - ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного обучения.
  • Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на прСуть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности,  потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным  самосовершенствованием, но и профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.

Предполагаемые результаты самообразования:  

  • Повысить качество преподавания предмета.
  • Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
  • Создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отсчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  • Разработать  дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
  • Результаты работы над темой самообразования  поместить на школьном и личном сайте.
  • Обобщить опыт по исследуемой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)

Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...

Выступление на семинаре заместителей директоров по учебной работе "Современный урок и внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС. ИКТ в образовательном процессе"

Доклад содержит описание опыта работы школы по введению ФГОС. Обращено внимание на структуру урока в соответствии с ФГОС, использование ИКТ в образовательном процессе, особенности ведения внеурочной д...

Конспект мероприятия по воспитательной работе (военно-патриотическое направление) в рамках программы курса «Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГОС ООО»

Данное мероприятие по воспитательной работе (военно-патриотическое напрвление) в рамках программы курса "Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГО...

«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода

quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...

Доклад "Моделирование современного урока и внеурочной деятельности в основной школе в контексте ФГОС ОО"

Доклад о требованиях к современному уроку в условиях образовательного стандарта второго поколения"...