Программа самообразования «Проектирование и моделирование современного урока и внеурочной деятельности по биологии с позиции системно-деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС ООО»
статья по биологии на тему
«Проектирование и моделирование современного урока и внеурочной деятельности по биологии с позиции системно-деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС ООО».
На данном этапе интенсивного развития нашего общества школа стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главным же изменением, влияющим и на ситуацию в образовании, является ускорение темпов инновационного преобразования самого общества. А значит, именно школа должна готовить своих воспитанников к трудностям, с которыми они могут столкнуться в жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, то есть воспитать всесторонне адаптированную личность.
Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системным. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно – деятельностный подход, а это значит, что у учащихся должна сформироваться система знаний по предмету, где новые знания не даются учителем в готовом виде, а должны добываться учениками самостоятельно в процессе учебного исследования под руководством педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_sergeevoy_s.v.docx | 37.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 177» Ново – Савиновского района г. Казань
Республики Татарстан
Программа самообразования
Сергеевой Светланы Владимировны, учителя биологии высшей квалификационной категории «Лицея №177» по теме:
«Проектирование и моделирование современного урока и внеурочной деятельности по биологии с позиции системно-деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС ООО»
2015-2020 г.г.
Данные учителя:
ФИО: Сергеева Светлана Владимировна
Образование: Высшее профессиональное образование. Казанский государственный педагогический институт, естественно-географический факультет, квалификация по диплому учитель биологии;
Специальность: учитель биологии;
Место работы: МБОУ «Лицей №177» г.Казань
Должность: заместитель директора по инновационной работе, учитель биологии;
Квалификационная категория: высшая квалификационная категория;
Государственные и отраслевые награды:
- Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;
- Почетная грамота «Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации»; Почетная грамота Республиканской общественной организации ветеранов (инвалидов) «Союза ветеранов Республики Татарстан, Министерства образования РТ, Министерства по делам молодежи и спорту РТ за вклад в организацию работы по военно-патриотическому воспитанию (2013, 2015 гг);
- Грамота Оргкомитета Общероссийского проекта «Школа цифрового века» (2014, 2015 гг)
- Грамота Управления образования исполнительного комитета муниципального образования города Казани, МБУ ДОД «Городской детский эколого-биологический центр» (2012 г);
- Почетная грамота Института проблем экологии и недропользования Академии Наук Республики Татарстан (2012 г);
- Благодарственное письмо от Администрации Городского детского эколого-биологического центра (2015 г);
- Благодарственное письмо от дирекции Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России и президиума МАН «Интеллект будущего» (2016 г).
Курсы повышения квалификации учителей биологии по проблеме:
"Проектирование и моделирование современного урока и внеурочной деятельности по биологии с позиции системно-деятельностного подхода" в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Актуальность темы самообразования:
На данном этапе интенсивного развития нашего общества школа стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главным же изменением, влияющим и на ситуацию в образовании, является ускорение темпов инновационного преобразования самого общества. А значит, именно школа должна готовить своих воспитанников к трудностям, с которыми они могут столкнуться в жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, то есть воспитать всесторонне адаптированную личность.
Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системным. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно – деятельностный подход, а это значит, что у учащихся должна сформироваться система знаний по предмету, где новые знания не даются учителем в готовом виде, а должны добываться учениками самостоятельно в процессе учебного исследования под руководством педагога.
Собственная учебная деятельность школьников, и его мотивация к ней, является важная составляющей частью системно-деятельностного подхода. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Каково внутреннее стремление учащегося и его мотивация к учебной деятельности – такова личность и сформируется. Вне деятельности нет личности.
В данное время перед педагогами стоят следующие проблемы:
- как организовать учебную деятельность учащихся;
- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
- какие методы и средства обучения выбрать;
- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностном подходе - это:
- Восприятие информации.
- Анализ полученной информации.
- Запоминание (создание образа).
- Самооценка.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях.
- Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
- Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
- Учебное действие – действие по созданию образа.
- Образ – слово, рисунок, схема, план.
- Оценочное действие – у меня получится! Я умею!
Методическая тема самообразования: «Проектирование и моделирование современного урока и внеурочной деятельности по биологии с позиции системно-деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС ООО».
Цель: Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Задачи:
- Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
- Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
- Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
- Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов, создание научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования.
Основные формы и методы работы:
- Выступления.
- Открытые уроки
- Публикации
Ожидаемый результат:
- Повышение качества преподавания предмета, качественной успеваемости и уровня обученности учащихся по биологии.
- Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
- Доклады, выступления на заседаниях РМО, участие в конкурсах и конференциях.
Реализация данной темы рассчитана на пять лет:
1 этап - Теоретический анализ (2015-2016 г.г.)
1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов.
II этап – Основной (2016-2019 г.г.)
1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
III этап – Обобщающий (2019-2020 г.г.)
1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы.
Содержание и формы реализации программы
Направления | Формы |
Систематическое обучение | -курсы, -методические семинары, вебинары |
Педагогическое общение | -участие в работе ГМО учителей биологии, -проведение открытых уроков, -посещение открытых уроков коллег, -участие в тематических конкурсах, -сообщение докладов, -презентации. |
Практика | -разработка методических материалов, -обобщения педагогического опыта по теме самообразования, -разработка уроков с внедрением темы самообразования. |
Индивидуальная работа | -Изучение методической литературы по теме, -Знакомство с опытом коллег. |
Примерный план самообразования
№ п/п | Наименование мероприятий | Организационно-педагогические мероприятия | Сроки реализации |
1. Научно-теоретическая подготовка | |||
1.1 | Развитие: 1.Знаний и теоретических основ по предметам биология и экология. 2. Знаний ИКТ
| 1.Изучение научно-методической литературы естественно-математического направления. 2. Обзор в сети Интернете профильных сайтов по предметам биология и экология, а также предметов метапредметной направленности. 3.Прохождение курсов повышения квалификации 4.Подбор заданий для сдачи экзаменов по биологии в формате ОГЭ, ЕГЭ. | В течение года |
1.2 | Повышение квалификации по биологии. | 1. Решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы. 2. Посещение уроков своих коллег. 3. Классификация и решение заданий ЕГЭ и ОГЭ по биологии. 4. Прохождение предметных курсов по биологии, в том числе и дистанционных 5.Участие в работе жюри по проверке конкурсных и олимпиадных работ учащихся. | В течение года |
2.Методическая подготовка | |||
2.1 | Совершенствование: | 1. Разработка календарно-тематического планирования по ФГОС, поурочных конспектов. 2.Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся. 3.Разработка комплекта входных и итоговых самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов 4.Разработка комплекта олимпиадных задач. 5.Участие в конкурсах, конференциях, семинарах | Регулярно |
2.2. | Разработка программно-методического обеспечения а) научно-методическая работа
| 1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся. 2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся. | В течение года |
2.3. | б) Участие в методических школьном и городском объединениях, в жизни школы | 1.Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы, района и республики. 2. Выступление на заседании ШМО и ГМО по теме самообразования. 3. Общение с коллегами в школе. 4. Работа в школьной лаборатории | В течение года, по плану ШМО и ГМО |
2.4. | в) Опытно-экспериментальная работа.
| 1.Разработка программ 2.Оказание методической помощи коллегам в подготовке исследовательских работ учащихся | В течение года |
3.Психолого-педагогическая подготовка | |||
3.1 | Совершенствование: 1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы 2.Искусства общения, влияния, педагогических качеств | 1. Чтение научно-методической литературы по психологии и педагогике. 2. Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии. 3.Изучение работы лучших учителей школы, города, республики | Систематически |
Реализовать целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) – являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения. Чтобы эффективно использовать технологию индивидуального стиля учебной деятельности необходимо и достаточно: диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика; создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика; выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2. Внедрение практику новых технологий обучения таких как:
- Исследовательская (проблемно-поисковая) - характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие».
- Коммуникативная (дискуссионная) - особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующиеся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Имитационного моделирования (игровая) - характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
- Коммуникативная (дискуссионная) - особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующиеся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Имитационного моделирования (игровая) - характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
- Психологическая (самоопределенческая) - характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
- Деятельностная - характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
- Рефлексивная - особенностью данной технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
- Интерактивные (компьютерные) технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
- Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
- Технологизация личностно - ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного обучения.
- Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на прСуть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.
Предполагаемые результаты самообразования:
- Повысить качество преподавания предмета.
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
- Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отсчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
- Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном и личном сайте.
- Обобщить опыт по исследуемой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)
Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...
Выступление на семинаре заместителей директоров по учебной работе "Современный урок и внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС. ИКТ в образовательном процессе"
Доклад содержит описание опыта работы школы по введению ФГОС. Обращено внимание на структуру урока в соответствии с ФГОС, использование ИКТ в образовательном процессе, особенности ведения внеурочной д...
Конспект мероприятия по воспитательной работе (военно-патриотическое направление) в рамках программы курса «Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГОС ООО»
Данное мероприятие по воспитательной работе (военно-патриотическое напрвление) в рамках программы курса "Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГО...
«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...
Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода
quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...
Доклад "Моделирование современного урока и внеурочной деятельности в основной школе в контексте ФГОС ОО"
Доклад о требованиях к современному уроку в условиях образовательного стандарта второго поколения"...