Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода
статья по английскому языку

Филимоненкова Ирина Адолиевна

 "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" представляет собой опыт работы автора по данной теме и включает два аспекта: описание опыта работы по использованию современных образовательных технологий и использование поэтических произведений на уроках и во внеурочной деятельности. Работа содержит список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Активизация

познавательной и творческой деятельности

обучающихся на уроках английского языка

и во внеурочной деятельности  в процессе реализации

идей системно-деятельностного подхода

Автор: Филимоненкова И. А.,

учитель  английского языка

МБОУ Дубровской №1 СОШ

им. генерал-майора Никитина И.С.

Современный учитель иностранного языка стремится сделать свой урок практико-ориентированным, нацеленным на развитие коммуникативной компетенции и личности учащихся. Именно такой подход носит деятельностный характер и способствует активизации познавательной и творческой работы детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Существуют разнообразные способы и формы работы при изучении иностранного языка, которые дают возможность достичь этой цели.

Так, использование современных образовательных технологий позволяет интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным: обучение в сотрудничестве, технология проектной деятельности, речевые и познавательные игры, благоприятный психологический климат, располагающий к общению. Именно необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом учебной деятельности, организовать его взаимодействие с другими обучающимися, придать учебному процессу реальную практическую коммуникативную направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения как технология проектной деятельности и обучение в сотрудничестве.

Работа над проектами способствует повышению значимости языка как средства общения, расширению кругозора обучающихся, повышению их мотивации, поощрению творчества, воспитанию самостоятельности, интеграции всех четырех видов речевой деятельности, развитию общеучебных умений. При этом следует предвидеть, что могут возникнуть трудности, связанные с организационной стороной проекта, управлением деятельностью учащихся, и трудности, обусловленные содержанием проекта и его языковой стороной. К их преодолению необходимо готовиться. В зависимости от характера темы проекта, продолжительности его подготовки учащиеся выполняют личностные, парные и групповые проекты. По доминирующему в проекте виду деятельности – исследовательские, творческие, информационные и ролево-игровые.

Но было бы неправильно говорить об использовании на уроке отдельно взятой технологии в чистом виде, так как на практике использование одной технологии сопровождается использованием другой, т.е. один вид технологии проникает в другой, и они тесно взаимодействуют друг с другом.  Так, сочетание технологии проектной деятельности с информационно-коммуникационными технологиями делает процесс обучения иностранному языку более эффективным. Например, при подготовке  проекта ученики находят интересную информацию по той или иной теме, которая часто отсутствует в книгах в школьной или районной библиотеке. Кроме того,  этот материал, как правило, сопровождается наглядностью и видео файлами.  Поэтому представление проекта в форме презентации Power Point дает возможность выполнить работу эстетично и с максимально возможным включением мультимедийного материала. Учебный процесс становится более увлекательным, а значит, более эффективным, если  во время урока есть возможность выйти в Интернет, чтобы воспользоваться интересными актуальными видео материалами с целью развития навыков аудирования с последующим обсуждением темы в старших классах или для проведения физкультминутки в младших классах.

Также часто технология проектной деятельности тесно взаимодействует с игровыми технологиями, если ученики готовят проект-сказку, проект-инсценировку, проект-импровизацию.  Игровые технологии обеспечивают личностно-ориентированный, творческий подход к изучению английского языка. Кроме того, они способствуют созданию здоровьесберегающей среды в учебном процессе. На начальном и среднем этапах изучения иностранного языка большое значение имеют обучающие игры, драматизация. Ролевые игры применимы на любом этапе с учетом возрастных особенностей учащихся и характера изучаемой темы: от исполнения роли сказочного героя или животного на начальном этапе  до серьезной ролевой игры с использованием технологии ведения дебатов в старших классах.

Игровая технология – неотъемлемая часть урока в младших классах. Она дает возможность сделать учебный процесс более увлекательным, что способствует развитию познавательной активности учеников, а значит, повышению качества обучения. На своих уроках использую разнообразные игры в зависимости от типа урока и цели того или иного этапа урока: фонетические, лексические, грамматические. Детям нравятся также ролевые игры в режиме «покупатель – продавец» (Тема «Покупки»), «беседа по телефону» (Тема «Вежливый разговор по телефону», «знакомство» (Тема «Давайте познакомимся») и т.д. В средних и старших классах ролевые игры более разнообразны и могут включать до 3-4 действующих лиц. УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов / Ю.Е.Ваулина, Д.Дули/ содержит раздел English in Use при изучении каждой темы, который предлагает учителю и ученикам проводить ролевые игры по предложенным ситуациям.

Обучение английскому языку уже невозможно без использования такой личностно-ориентированной технологии как «обучение в сотрудничестве», при этом данная технология может быть включена в технологию проектной деятельности. Однако технология обучения в сотрудничестве может применяться не только при работе над проектом, но и  при изучении лексико-грамматического материала, обсуждении изучаемой темы, при работе с текстами. Наиболее интересными видами обучения в сотрудничестве считаю «ажурную пилу», «учимся вместе» и «исследовательскую работу учащихся в группах». Однако на своих уроках использую вид «учимся вместе», так как считаю его наименее затратным по времени, а значит более эффективным.

Сотрудничеству обучающихся на уроке стараюсь уделять большое внимание, т.е. считаю, что при личностно-ориентированном подходе учитель  должен отдавать предпочтение  парным и групповым формам работы (коллективные формы – на установочных и организационных этапах). При этом происходит взаимное обучение школьников, увеличивается «плотность» общения, увеличивается число детей, активно вовлеченных в работу на каждом её этапе. При этом не следует забывать и об индивидуальных формах работы. При работе в парах использую опыт работы во временных (сменных) парах, т.е. парах сменного состава. Это дает возможность значительно обогатить речь учащихся и улучшает психологический климат в классе. Так, например, при проведении урока по теме «Праздники» в 5 классе ученикам дается задание подойти к 3 – 4 разным одноклассникам и спросить, как они  и их семьи обычно отмечают тот или иной праздник. Во 2 классе при изучении темы «Знакомство» дается задание подойти к 3-4 одноклассникам и спросить: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Что ты умеешь делать?». В 10 классе при изучении темы «Современные технологии» ученики аналогично обращаются к нескольким одноклассникам с вопросом: «Без какого гаджета ты не представляешь свою жизнь?» и т.д. Работа во временных парах – это один из методов здоровъесберегающих технологий.

На уроках часто использую технологию «идейных сеток», т.е. опор  для собирания и упорядочивания мыслей, развития ассоциативного мышления, решения проблем, постановки вопросов.

Для успешной реализации цели урока учителю необходимо включить учащихся в выполнение комплекса упражнений, имея в виду уровень мотивации, учебных умений, «зону активного» и «зону ближайшего развития» каждого ученика. Усилить мотивацию, сделать задания личностно значимыми для учащихся, а значит, способными развить их творческий и исследовательский потенциал, можно, вооружив учащихся инструкциями и опорами по выполнению этих заданий и предложив различные способы их выполнения, а также дав возможность выбора заданий. Активизации речемыслительной деятельности учащихся способствует использование заданий открытого типа, которые не имеют единственно правильного ответа  и позволяют учащимся справляться с ними при любом уровне владения языком.

Несомненно, урок должен иметь проблемный характер. При планировании личностно-ориентированного урока важным условием является постановка целей, ориентированных на достижение реального, личностно значимого результата, поэтому проблема может быть заложена и в теме урока, и в изложении материала, и в способах выполнения заданий. Богатый наглядный и информационный аутентичный материал (видеофильмы, материалы электронных учебников, ресурсы Интернет) дает возможность повысить мотивацию учебной деятельности учащихся, что ведет к развитию познавательной активности, аналитического и критического мышления.

Самостоятельность и активность учащихся достигается и благодаря проблемной подаче материала,  побуждению учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, а не  сообщению «готовых знаний». Это проявляется и в развитии рефлексии, которая способствует развитию личности, её самосознания, самооценки.

Следует отметить, что все описанные выше технологии используются в тесном взаимодействии со здоровьесберегающими технологиями. Кроме того, на своих уроках применяю такие приемы здоровьесберегающей технологии как своевременную смену этапов урока (через 5-7 минут), разнообразные формы работы  и виды речевой деятельности на уроке, физкультминутки и музыкальные паузы.

Большое значение для развития познавательных способностей учащихся имеет внеклассная работа по предмету. Игры, викторины, заочные путешествия, брейн-ринги, разработанные и используемые мною во внеклассной деятельности, направлены на расширение  кругозора учащихся, познание ими культуры других стран, развитие творческих способностей. Таким образом, внеурочная деятельность, как и урок, основана на использовании современных образовательных технологий, способствующих реализации личностно-ориентированного подхода, а значит, развитию познавательной активности учащихся, имеет возможности для максимального раскрытия потенциала ребенка.  

При этом следует помнить, что использование тех или иных современных технологий должно опираться на разумность и уместность их использования в зависимости от различных условий (тема урока, тип урока и. т.д.). Необходимо учитывать и возрастные особенности детей, их интересы и психофизические особенности. Только в этом случае технологии помогут сделать образовательный процесс эффективным и полезным.

Сочетание современных образовательных технологий с интересным аутентичным содержательным материалом урока или внеурочного занятия является наиболее целесообразным при изучении иностранного языка. Таким материалом могут быть поэтические произведения. Использование поэзии – это эффективное средство для организации урока английского языка, отвечающего всем современным требованиям. Прежде всего, поэтическое произведение – прекрасное средство для развития коммуникативных умений и языковой компетенции обучающихся. Используя стихотворение на уроке, можно работать над совершенствованием  всех четырех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения и письма. Также поэзия  необходима как при совершенствовании фонетической стороны речи, так и при работе с лексическим и грамматическим материалом.

Еще один аргумент в пользу использования поэзии на уроке английского языка состоит в том, что поэзия на иностранном языке представляет собой аутентичный  лингвострановедческий материал, который помогает понять культуру и образ мышления народа – носителя языка, способствует приобрести социокультурные знания и умения. Более того, поэтический текст эмоционально окрашен и дает возможность наслаждаться речью на английском языке. Следовательно,  это создает условия для развития познавательной и эстетической мотивации, а также творческих способностей учеников.      

Приемы работы над поэтическими текстами разнообразны и зависят от того, на каком этапе урока они используются и с какой целью. При подборе стихотворений также следует учитывать тему урока и  возрастные особенности учеников. Обязательно следует использовать те стихотворения и рифмовки, которые предлагаются авторами учебников. Поэзия, предложенная в УМК Биболетовой М. З. «Английский с удовольствием», позволяет решать разнообразные задачи.  Так, например, стихотворение  “A Cat With a Hat” (2 класс) хорошо использовать как для фонетической зарядки, так и на этапе формулирования темы урока: Listen to the poem and say what it is about. Прослушайте стихотворение и скажите, о ком оно. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке сегодня? (Тема урока «Мое любимое животное») Стихотворение в учебнике для 3 класса “Head and Shoulders, Knees and Toes” дети очень любят и декламируют хором во время динамической паузы, одновременно решая задачу усвоения лексики по теме «Части тела». Работая со стихотворением “The Whale” (4 класс), ученики не только усваивают грамматическую тему “The Past Simple”, но также развивают свои актерские способности, разыгрывая сценку по ролям.   При изучении темы «Здоровый образ жизни: правильное питание» в 7 классе стихотворение “Robin the Bobbin” можно использовать  как основу для обсуждения проблемы с целью развития умений монологической речи: What did Robin the Bobbin eat? Is it good to eat so much? What would you recommend Robin the Bobbin eat? Why? А познакомившись с переводами этого стихотворения на русский язык С. Маршаком и К.Чуковским, можно предложить ученикам сделать свой вариант перевода. Стихотворение “The World Needs a Friend” (8 класс) можно использовать на этапе речевой зарядки или как предмет для обсуждения проблемы в основной части урока: Listen to the poem. Do you agree or disagree with the author? Why? What should we do to make our world a better place?

УМК Ваулиной Ю.Е., Эванс В., Дули Д, Подоляко О.Е. «Английский в фокусе» также содержит поэтические произведения. Так, на уроке по теме «Ну и погода» (5 класс)  авторы учебника предлагают разнообразные упражнения для работы над стихотворением “What Weather” на трех этапах: подготовительном, на этапе чтения и прослушивания стихотворения и послетекстовом этапе. В дополнение можно рекомендовать ученикам выполнить творческое задание написать свое стихотворение о погоде, используя ключевые слова из упражнения 2 на странице 93: sky, wind, leaves, branches.

Однако   не всегда в учебниках предлагается достаточное количество стихотворений, поэтому  учитель использует другие источники информации, чтобы сделать подборку стихов и рифмовок для запоминания букв алфавита или развития языковой компетентности, найти стихотворение, подходящее для обсуждения проблемы на разных этапах урока или познакомить с творчеством англоязычных поэтов. Так, например, знакомиться с конструкцией “There was / there were” можно с помощью лимериков. Творчество Эдварда Лира и его лимерики изучаются  также в курсе внеурочной деятельности для  5 класса «Путешествие по Великобритании» согласно рабочей программе, разработанной автором данной работы. На этих занятиях дети не только знакомятся с шуточными стихотворениями, но и пробуют сами писать их:

There was one poor strange mouse

Who wanted to live in the house.

But in the house there lived a cat

Who was very, very fat.

Oh, poor, poor strange mouse! (Андрюшина Мария)

Большую помощь при знакомстве с темой урока и для развития языковой компетенции оказывают детские стихи “Nursery Rhymes”.  Вот некоторые из них: “Three Little Kittens” и “Pussy cat” полезно использовать  при сравнении грамматических времен Past Simple и Present Perfect, “The Key of the Kingdom” – при изучении конструкции “there is/are” и темы «Дом», “Humpty-Dumpty” и “Baa, baa, black sheep” – при совершенствовании фонетической стороны речи, “What Are Little Boys Made of?” и “”For Want of a Nail the Shoe Was Lost” – при изучении темы “ The Passive Voice”.

Изучение иностранного языка в старших классах также не может обойтись без поэзии. Так, на уроках, посвященных теме любви и дружбы,  обязательно должны звучать стихотворения и поэтические строки таких поэтов как В.Шекспир, П. Б. Шелли, Р. Бернс, Дж. Г.  Байрон и др. Конечно, поэзия таких авторов представляет определенную языковую сложность, но задача учителя использовать те приемы работы с поэтическим текстом, которые наиболее эффективны в конкретном случае.  Например, при работе с произведениями Шелли и лорда Байрона следует сначала познакомить учеников с представляющей трудность лексикой, провести подготовительный этап. Затем, после прочтения / прослушивания текста обсудить основную идею произведения, обратить внимание на языковые особенности и стилистические приемы, которые использовал автор, далее познакомить школьников с известными поэтическими переводами. Работу над поэзией Шекспира и Бернса из-за сложности языка, возможно, следует свести к прослушиванию учениками поэтических произведений на английском языке и знакомству  с лучшими переводами этих текстов на русский язык в исполнении К. Бальмонта, Б. Пастернака, С. Маршака и др. Это даст возможность насладиться красотой английской речи и будет способствовать развитию интереса учеников к изучению английского языка и их творческих способностей. Более глубоким изучением творчества англоязычных поэтов можно заниматься на внеурочных занятиях.

Литература

  1. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Рабочая программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием» для 5-9 классов. Обнинск: Титул, 2014.
  2. Балк Е.А., Леменёв М.М. Английский язык. Занимательный урок: Сб. доп. материалов. 6 – 7 кл. М.: Изательство НЦ ЭНАС, 2006. – 128 с.
  3. Балк Е.А., Леменёв М.М. Английский язык. Занимательный урок: Сб. доп. материалов. 8 – 9 кл. М.: Изательство НЦ ЭНАС, 2006. – 152 с.
  4. Балк Е.А., Леменёв М.М. Английский язык. Занимательный урок: Сб. доп. материалов. 10 – 11 кл. М.: Изательство НЦ ЭНАС, 2006. – 152 с.
  5. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка. Педагогический вестник. – 2004. - №3. – с. 30-33.
  6. Измайлова Е.В. Песни и стихи на уроках английского языка в III классе. Иностранные языки в школе. – 2005. - №3. – с.34-36.
  7. Камаева Т.П., Карпова Л.В., Деева И.М. Поэзия на уроке иностранного языка: современные подходы к обучению чтению. Иностранные языки в школе. – 1996. - №3. – с.19-27.
  8. Львова Н.А. English Reader. Продолжающим. Саратов: Лицей, 2005
  9. Насимович Ю.А. Лимерики английских детей. Иностранные языки в школе. – 1995. - №5. – с.83-86.
  10. Павлова Е.А. Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка — эффективное средство усвоения языкового материала.  Иностранные языки в школе. – 2009. - №2. – с.25-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода"

Данная работа как результат из опыта работы с младшими школьниками при использовании игровых технологий. В данной работе указаны интернет источники, которыми может пользоваться учитель английского язы...

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Презентация по теме "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».

Программа  «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».

Программа  «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня        ПРОГРАММАПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯНА УРОКАХ АНГЛИ...