ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках английского языка (5 класс)
статья по английскому языку (5 класс) по теме
Использование ИКТ для эффективного обучения в режиме сотрудничества учитель-ученик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
IKT_kak_sredstvo_povysheniya_motivacii_k_obucheniyu_97-2003.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ как средство повышения мотивации к обучению
и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся
на уроках английского языка (5 класс)
Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Мы всё реже снимаем с полки словари и энциклопедии – на большинство вопросов ищем и находим ответ в Интернете. Однако наши школьники по-прежнему продолжают пользоваться учебниками на бумажных носителях, даже если есть возможность перехода на носители электронные. Очень медленно, но начинают появляться в сети мультимедийные приложения к ряду учебников, и это полезно и удобно. Но еще удобнее было бы иметь электронные версии существующих учебников. Школьникам не пришлось бы таскать ежедневно неподъемные портфели, а проблема «забыл учебник» перестала бы существовать. Учитель тоже мог бы не носить за собой стопки книг, например, при переходе из кабинета в кабинет. Электронные версии не теряются, не изнашиваются, не переводят древесину на дорогие переиздания для внесения изменений в несколько заданий – более того, они практически бесплатны для потребителя.
Разумеется, встает вопрос о техническом оснащении школьных кабинетов. Но уже давно ясно, что только доской и мелом потребности в информации современного школьника удовлетворить невозможно, как невозможно и привлечь и удержать внимание целого класса детей, с пеленок приученных к восприятию динамичной и интерактивной формы подачи информации. Пожелания ФГОС к техническому оснащению школьных кабинетов хорошо бы сопроводить их материальным воплощением в рамках обеспечения доступного и эффективного государственного образования.
В современном образовательном процессе акцент с передачи, обмена и накопления информации естественным образом смещен на обучение поиску информации и ее обработке. Соответственно, необходимо развивать логическое мышление школьника, стимулировать свойственное каждому ребенку стремление к творчеству и самовыражению. В то же время приобретает особое значение факт свободного доступа к коммуникационным каналам, хотя наши школьники не всегда готовы к продуктивному общению – им часто не хватает для этого соответствующих выразительных средств и социальной зрелости. Дать детям навыки общения, в том числе – международного и иноязычного, одна из задач школы вообще и предмета «Иностранный язык» в частности. Несмотря на уже обычные для наших школьников выезды за границу, учителя английского языка пока являются для учеников проводниками международного культурного и информационного обмена; во всяком случае, до тех пор, пока каждый человек в нашей стране не будет владеть английским языком на достаточном для обеспечения своих коммуникационных потребностей уровне. Какие же сложности может испытывать учитель в связи с существенно меняющими процесс обучения информационными технологиями?
Современных подростков называют поколением большого пальца: пульты дистанционного управления, мобильные телефоны, всевозможные гаджеты – это не то, что постепенно вошло в их жизнь; современные школьники появились в мире, где всё это уже существовало. Давно никого не удивляет, когда не дошкольник зовет к компьютеру маму на помощь, а как раз наоборот. И в этих реалиях учителя, то есть люди, рожденные в докомпьютерную эру, должны приспособиться к обучению детей с использованием технических средств, которыми дети зачастую владеют значительно лучше, чем их учителя. Но, как ни странно, именно такое соотношение возможностей и открывает путь к сотрудничеству учителя и ученика, переводя процесс обучения в процесс общения единомышленников.
Сразу оговорюсь: преподаю в специализированной физико-математической школе, где контингент учащихся несколько отличается от среднестатистического по отношению к целям и процессу получения образования. Впрочем, дети - везде дети, и ничто человеческое им не чуждо. Каждый ребенок нуждается в интересной подаче учебного материала и возможности самореализации. Нам повезло, что у школы есть возможность оборудовать практически каждый кабинет подключенным к Интернету ПК и мультимедийным проектором; это значительно расширяет возможности учителя, облегчает его работу и делает процесс обучения более привлекательным для учеников.
Хочу особо остановиться на актуальности создания занимательного познавательного процесса для пятиклассников, проходящих период адаптации от начальной школы к средней. Возраст еще требует игровой формы подачи и отработки материала, а сложность вводимой программной информации делает проблематичной развлекательную форму ее подачи. Здесь на помощь учителю и ученику и приходят информационно-компьютерные технологии. Введенная в урок небольшая электронная презентация внесет динамику и разнообразие в урок; даст возможность ученику расслабиться и получить одновременно видео- и аудио- информацию, что способствует более продуктивному ее восприятию. В то же время учитель ненавязчиво дает ученику образец для самостоятельного создания презентации, вырабатывая у него мотивацию на проявление творчества: это просто, и я так могу.
Действительно, пятиклассник уже вполне в состоянии технически освоить процесс создания электронной презентации, но тут он оказывается перед проблемой поиска информации для нее. И именно на этом этапе начинается процесс сотрудничества, так как идет взаимный обмен полезными ссылками и программными тонкостями; обсуждение способов обработки и представления найденных в Интернете материалов; нахождение точек соприкосновения интересов ученика с учителем и одноклассниками. Ребенок психологически раскрепощается, предмет становится не страшным и увлекательным. Если ученик чувствовал себя не очень уверенно в предмете, эта неуверенность компенсируется возможностью творческой самореализации.
В чем разница для возможности самовыражения ученика между процессом создания электронной презентации и обычной творческой работы на бумажном носителе или оформлением стеной газеты? Создавая информационный продукт на бумажном носителе, ученик вряд ли чувствует свою причастность к созданию полезного кому-то материала и прекрасно понимает, что через месяц или учебный год работа его или будет лежать забытая в учительском шкафу, или приобретет выцветший и потрепанный вид на каком-нибудь стенде в углу школьного коридора. Электронная же презентация будет сохранена в памяти компьютера, войдя в базу мультимедийных продуктов кабинета; будет демонстрироваться ученикам своей параллели и будущим ученикам, ее можно в любой момент открыть и посмотреть, подправить или расширить и углубить. Можно продолжать работать над темой несколько лет, создавая базу для доклада на научной конференции в старших классах или реферата для участия в конкурсе. Ее можно разместить в Интернете для всеобщего обозрения и даже получить авторское свидетельство об этом.
Приведу пример процесса подготовки командных электронных презентаций пятых классов для участия в школьной Декаде Науки.
Две группы английского языка пятых классов разделены на 4 команды по 8 человек. Общая тема – страноведение. Каждая команда готовит презентацию по одной из крупнейших англоязычных стран. Капитаны команд распределяют между членами команд подтемы: география, история, флора и фауна, традиции, достопримечательности… Далее начинается поиск и сбор информации по подтемам. На этапе обработки информации задания для учеников внутри каждой команды дифференцируются по степени сложности. Наиболее продвинутые ученики готовят устную защиту электронной презентации, менее продвинутые представляют совместно собранный материал в виде стенной газеты. В создании компьютерной презентации участвуют все по уровню владения компьютером. Кто-то набирает материал, кто-то оформляет слайды и делает анимацию, кто-то подбирает звуковое оформление, вставляет видео или делает гиперссылки.
Конечно, говорить о том, что пятиклассники в состоянии полностью сами обработать собранный материал, было бы наивно. Встречались попытки перевода русскоязычных предложений или даже статей целиком с помощью электронного словаря. Владеющие английским языком могут представить, какая бессмыслица при этом порой получается. Поэтому с каждым учеником приходилось работать индивидуально. Ребенок приносит собранную информацию на русском языке или переведенную на русский язык и в присутствии учителя переводит ее на английский в рамках языковых средств, которыми он владеет. Учитель контролирует и направляет процесс. Наиболее продвинутые ученики работают самостоятельно, пересылая созданные фрагменты на электронную почту учителю. Учитель отмечает ошибки и дает комментарии и рекомендации.
Ко всему этому нельзя забывать и о том, что эти дети только что пришли из начальной школы и еще не готовы полноценно войти в режим конференции, нуждаясь в игровом и соревновательном моменте. Поэтому мы подготовили экспресс-викторину по материалам презентаций. Каждая команда после представления презентации задает по 3 вопроса каждой из остальных команд, победитель определяется по числу набранных очков. Неожиданным для меня следствием оказалось то, что во время представления презентаций все зрители начали конспектировать информацию, в результате смогли ответить на вопросы с необычайной точностью. В любом случае проигравших не было и быть не могло, а дети с нетерпением ждут следующую подобную работу.
Поскольку информационно-компьютерные технологии уже стали неотъемлемой частью образовательного процесса, в интересах и учителя, и ученика использовать их с максимальной пользой и взаимным удовольствием. И это совсем не трудно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии.
Уроки географии с ТРИЗ – «это уроки мудрости, счастья и творчества». В ходе таких уроков у учащихся появляется мотивация и желание развивать свое мышление....
Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода
quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка.
В данной статье речь идёт о видах и классификации дидактических игр на уроках английского языка с целью развить познавательную деятельность учащихся....
Методическая разработка Тема: «Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»
В соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприят...
«Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»
Пояснительная запискаВ соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивост...