Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы, информатики в 7 классе по теме «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Неугодникова Евгения Геннадьевна

Данный урок является уроком закрепления знаний  о деепричастном обороте. Учащиеся на протяжении всего уроказакрепляют умения находить деепричастия, графически обозначать деепричастный оборот, строить предложения с деепричастным оборотом. На уроке используются приёмы Сингапурской технологии, а также возможность учащихся работать за компьютером, создавая свои стихи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока  по теме: «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»

ФИО:  Неугодникова Евгения Геннадьевна, Куприна Екатерина Артуровна.

Предмет: Русский язык, литература, информатика.

 Класс: 7

Тема

«Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»

Цели

1. Закрепление знаний о деепричастном обороте;

2. Закрепление умений по нахождению деепричастий в предложении;

3. Закрепление навыков обособления, графического обозначения деепричастных оборотов;

4. Формирование навыков построения предложений с деепричастным оборотом.

Планируемые результаты

-личностные: понимать позицию другого, ценить терпение, осваивать личностный смысл учения;

-регулятивные: самостоятельно определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, давать самооценку;

-познавательные: ориентироваться в учебнике, анализировать, сравнивать, делать выводы, отбирать источники информации;

-коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Тип урока

Урок- закрепления

Основные понятия

 Деепричастие, деепричастный оборот, лик, слепок, начертание, редактирование и форматирование текста.

Оборудование

Компьютеры/ноутбуки, колонки,  презентация MSPowerPoint, листы с текстом

Организация

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, парная работа.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, соседу справа или слева от вас – улыбнитесь, а соседу прямо- подмигните. Пусть урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам, новых знаний!

Здороваются, садятся на места.

  1. Подготовка к актуализации полученных знаний

Учитель:   1) Работа с текстом. (фронтальная работа). Музыка водопада

Учитель: Прочитаем стихотворение «Лодорский водопад». Оно написано английским поэтом Робертом Саути. «Лодорский водопад»

 Как падают воды в Лодоре?

 Кипя,

 Шипя,

Журча,

 Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

 Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая,шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

 Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

 Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

 Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Держа, разливаясь, смеясь и болтая,

 Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

 Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –

 Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

 

Учитель: В чем необычность стихотворения? (Состоит из 51одиночного деепричастия и одного деепричастного оборота.) Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?  (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)

Учитель: Какую роль играют в этом тексте деепричастия?  

Учитель: Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя); б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

Читают стихотворение

Отвечают:

- стихотворение состоит из 51 одиночного деепричастия и одного деепричастного оборота.

- картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению

 

Ищут в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия

  1.  Постановка цели и задач урока

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы) 1) закрепить умение находить деепричастия в предложениях и текстах, 2) повторить правила постановки знаков препинания.

Кроме того у нас произойдет встреча лингвистики, литературы и информатики. Тема этой встречи «Роль деепричастий в поэзии Ф. И. Тютчева. А почему Тютчева, потому что 5 декабря Ему исполнилось бы 215 лет. Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажите умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, но и умение использовать деепричастия в речи для создания более образных рассуждений и описаний.

Отвечают:

1) закрепить умение находить деепричастия в предложениях и текстах,

2) повторить правила постановки знаков препинания.

  1. Актуализация прежних знаний.

Метод  МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР

определение

характеристика

 примеры

Противоположные примеры

Учащиеся заполняют вместе таблицу и готовятся отвечать

  1. Работа с текстом (приложение 2)

Текст посвящён творчеству Ф.И.Тютчева. На каждой парте распечатанные экземпляры.

Задания к тексту:

  • прочитать, определить стиль и тип речи (публиц., рассуждение), ответить на вопрос, что узнали о Тютчеве из этого текста;
  • списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания;
  • подчеркнуть обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом.

Тютчев изобр..жая природу не предст..ёт перед нами простым наблюдателем. Стараясь проникнуть в её тайны он обращается к жизн.. человека находя ясное объяснение тем явлениям, которые он наблюда..т вокруг себя. Пытаясь понять душу природы услышать её гол..с он изображает её живым р..зумным существом:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Слепок — точное воспроизведение какого либо предмета, произведения скульптуры, обычно отлитое из гипса в форме, снятой с оригинала

ЛИК- внешний облик

Выполняют задания в тетради

  1. Физминутка

  Прежде чем выполнить следующее задание, давайте отдохнём.

Структура Микс-фриз-груп – обучающая структура, в которой смешиваются под музыку , замирают, когда музыка прекращается , объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой- либо вопрос. Музыка,стоп. Сколько видов имеет деепричастие? (2) Музыка,стоп.

Сколько слов в деепричастном обороте в этом предложении? Любовь к матери ,зарождаясь в колыбели, всегда живёт в душе человека. (3) Музыка,стоп.

  Сколько слов в деепричастном обороте в этом предложении ? Мама, любя ребёнка всем сердцем, простит ему любую ошибку и неудачу. (4) Музыка,стоп.

Сколько слов в деепричастном обороте в этом предложении? Мама сидела, откинувшись в кресле. (3)

Дети двигаются по классу под музыку, объединяются в группы.

  1. Работа на компьютере. Проба пера (работа в парах ).

- восстановить по подсказкам авторский текст – отрывки из стихотворений Ф.И.Тютчева (подсказками является один из двух глаголов, записанных в скобках, от которого нужно образовать подходящее по смыслу деепричастие).

- при чтении полученные результаты сравниваются с оригиналом

Садятся за компьютеры в парах.

Выполняют работу.

  1.  Рефлексия  КОНЕРС    

Учитель предлагает выбрать  четверостишие, которое соответствует их настроению в конце урока.

Строки из стихотворений

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

                   («Сияет солнце..»).

Одни зарницы огневые,

Воспламеняясь чередой,

Как демоны глухонемые,

Ведут беседу меж собой.

                  («Ночное небо так угрюмо…»).

-Настроение какого стихотворения вам сейчас ближе.

Выбирают отрывок стихотворения, который передает их настроение в конце урока. Объясняют, почему выбрали тот или иной отрывок.

  1. Домашнее задание

Дом. Задание (на выбор, в своих работах обязательно использовать деепричастия): 

    1) Написать продолжение текста в виде сочинения- рассуждения на тему «Согласен ли я со взглядом Ф.И.Тютчева на природу?». Оформить готовое сочинение в документе MO Word.

    2) Письменно ответить на вопрос темы урока «Нужны ли деепричастия поэзии?». Оформить ответ в документе MO Word.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка по ФГОС (10 класс) по теме "Описание людей. Имена существительные во множественном числе"

Технологическая карта урока для 10 класса по теме "Описание людей. Имена существительные во множественном числе" разработана с учетом требований ФГОС. Форма проведения урока - урок открытия новых знан...

Технологическая карта урока английского языка в 5-м классе по теме "At home"("Дома") по УМК Ваулиной Ю.Е.,Д. Дули "Английский в фокусе"

Развернутая технологическая карта урока отработки умений и рефлексии по английскому языку, включающая в себя цели,планируемые результаты,задачи урока,его тип и междпредметные связи....

Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"

Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1.     Образовательные:  познакомить  учащихс...

Технологическая карта урока англлийского языка в 5-ом классе по теме: " Летние каникулы"

Полный конспект урока по теме: " Летние каникулы"  ( УМК  М.З. Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н. Трубанёва. 5 класс. ФГОС)...

Технологическая карта интегрированного (англо-немецкого) урока в 5 классе по теме " Свободное время.Хобби"

Итоговый урок (урок развивающего контроля) по теме "Свободное время. Хобби"  Учебники: немецкиий язык  -"Горизонты", английский язык - "Английский в фокусе"....

Технологическая карта урока английского языка в 5-ом классе на тему " Исчисляемые и неисчисляемые существительные"

Основные этапы урока по теме "Исчиляемые и неисчисляемые существительные. Неопределённые местоимения some/any"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА НА ТЕМУ «GETTING WELL WITH THE FAMILY»

Разработка урока английского языка для 5 класса в ввиде технологической карты....