Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Милютина Ольга Николаевна

Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.

Учитель : Милютина Ольга Николаевна

Тема: «Сложные слова»

Цели урока:

1.     Образовательные:  познакомить  учащихся с условиями  выбора соединительной  гласной в  сложных словах.

2.     Практические: совершенствовать  умения писать сложные слова ; формировать орфографическую зоркость.

3.     Воспитательные: воспитывать  чувства уважения к языку , чувство прекрасного, совершенствовать читательский вкус.

4.     Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся , обучать сравнению . умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия.

Тип урока: получение новых знаний

 

Методы: практический метод, проблемное изложение, продуктивный,  частично-поисковый.

Планируемые результаты:

Познавательные  УУД: самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели, осознанное   и произвольное построение речевого высказывания в устной форме , выбор  наиболее эффективных способов решения задач , структурирование знаний;

Личностные  УУД: установление  обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее  мотивом, самоопределение;

Регулятивные УУД: целеполагание,  планирование, оценка  результатов работы, внесение  необходимых  дополнений и  коррективов в план и способ действия в случае  расхождения эталона, реального действия  и его  результата;

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками , соблюдение правил  речевого поведения , умение  высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Средства обучения:  учебник, карточки с текстом,  раздаточный материал, словари.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhpologich_karta_uroka_milyutina.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.

Учитель :Милютина Ольга Николаевна

Тема: «Сложные слова»

Цели урока:

  1. Образовательные:  познакомить  учащихся с условиями  выбора соединительной  гласной в  сложных словах.
  2. Практические: совершенствовать  умения писать сложные слова ; формировать орфографическую зоркость.
  3. Воспитательные: воспитывать  чувства уважения к языку , чувство прекрасного, совершенствовать читательский вкус.
  4. Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся , обучать сравнению . умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия.

Тип урока: получение новых знаний

Методы: практический метод, проблемное изложение, продуктивный,  частично-поисковый.

Планируемые результаты:

Познавательные  УУД: самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели, осознанное   и произвольное построение речевого высказывания в устной форме , выбор  наиболее эффективных способов решения задач , структурирование знаний;

Личностные  УУД: установление  обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее  мотивом, самоопределение;

Регулятивные УУД: целеполагание,  планирование, оценка  результатов работы, внесение  необходимых  дополнений и  коррективов в план и способ действия в случае  расхождения эталона, реального действия  и его  результата;

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками , соблюдение правил  речевого поведения , умение  высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения:  учебник, карточки с текстом,  раздаточный материал, словари.

Этап урока

Методы , приемы, формы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Оргмомент

Беседа

Приветствие, проверка готовности, запись даты. При выполнения  д/з какие  знания вам потребовались? Мы продолжаем  работу по теме «Словообразование»

Контролирует ответы учащихся

Ответы на вопросы.

2.Целеполагание

Контроль знаний

Ребята, виртуально делимся на 3 группы (1ряд,2 ряд, 3ряд).Каждой группе загадывается загадка, отгадки  записывают все.

Слетают  с ветки  золотые монетки.

( осенние листья)

Ветки  в парке  шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у  дуба, у березки

Разноцветный , яркий , броский. (листопад)

Он с весны висел на  ветке,

Был зеленый- пожелтел, Только дунул  слабый ветер ,

Он уже и полетел (лист)

Запишите слова, выделите корни. Проанализируйте слова

-Назовите  формы слова.

-Назовите однокоренные слова.

-Какое слово  лишнее? Почему?

Как вы думаете , о чем сегодня пойдет речь  на уроке? Какова тема урока? Давайте запишем тему урока.

Сформулируйте  цели урока.

Осуществляет контроль  знаний , готовит к восприятию нового материала.

Отгадка загадок,  работа в тетрадях, у доски, поправляют, дополняют. Отвечают на вопросы  учителя.

Листья, листопад, лист.

Листья- лист

Лист-листопад

Листопад, т.к. два корня, а в остальных по одному корню.

СЛОЖНЫЕ СЛОВА.

Научиться находить сложные слова в тексте , уметь выделять правильно корни, находить соединительную гласную, объяснять ее выбор.

3. Работа с учебником.

Работа в парах.

Работа  на доске.

Откройте учебник на стр. 54. Познакомьтесь с правилом. Расскажите его друг другу. Работаете в парах, составляя кластер.

Закрепим полученные знания.

Работа самостоятельная  по упр  116.

- Прочитайте задание.

-Что нужно сделать в упр.?

- Какие знания вам понадобятся? Что нужно знать , чтобы правильно выполнить задание?

Проверка  упр. по цепочке с объяснением.

- Возникли трудности с выполнением задания?

Осуществляет контроль  за работой учащихся.

Оценка работы у доски.

Контролирует выполнения задания.

Два ученика

( Лысова К., Камбетова А.) рисуют кластер и  объясняют.

Ученики работают  в тетрадях.

4.Физминутка.

Ребята, вы поработали хорошо. Давайте отдохнем.

У вас  есть  осенние листочки. Красный- соединительная гласная – О, а зеленый – Е.

Я загадываю загадки , а вы поднимаете  вверх руку с тем или иным листочком.

Удивительный Обжора

Проглотил он кучу сора

Сам наелся до отвала

И квартира чище стала.(ПЫЛЕСОС)

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Наш  прекрасный …(ВЕРТОЛЁТ)

Хоть заманчив он на вид,

Но однако ядовит.

Знают люди с давних пор:

Несъедобен МУХОМОР

Слетают  с ветки  золотые монетки.(ЛИСТЬЯ)

Молодцы, оказались внимательными, садитесь продолжаем работать.

Контролирует выполнения задания.

5.Работа с текстом.

Работа в  группах

На партах у вас лежат тексты. Ознакомьтесь с ними.

Но прежде  разделимся на группы.

1-гр.Исследователи .Получают задание.

  1. Найдите в тексте сложное слово .
  2. Переведите его на  английский язык.
  3. Является оно сложным или нет?
  4. Составьте словосочетания  на англ.яз  с этим словом.

2- гр. Биологи. Получают задание.

  1. Найдите в тексте сложное слово.
  2. Расскажите , почему листья опадают  с деревьев осенью.

3- гр. Лингвисты- работают с текстом.

Ответы записываются  в тетрадь.

Ответы: 1-4

                2-4

                  3-2        

Проверка  выполнения работы. Начнем с лингвистов.  Выразительное чтение.

-Проверьте, свои ответы с  ключом.

- Почему в задании №1  ответ именно такой, докажите.

Почему в задании №2  ответ именно такой, докажите.

Почему в задании №3  ответ именно такой, докажите.

Почему в задании №4  ответ именно такой, докажите.

-Какие трудности возникли  при выполнении данных заданий?

Осуществляет контроль  за работой учащихся.

Верные ответы на доске.

Верные ответы на доске.

Оценка ответов учащихся ( за полноту и правильность ответа)

Чтение текста выразительно.

Группы 1и 2 работают со словарями.

Записывают  ответы теста.

Самопроверка

Ответы учащихся по группам: Исследователи, а затем Биологи.

6.Закрепление

Разноуровневые задания.

- На партах лежат  карточки  красные и зеленые . Выберите карточку, задание которой вы сможете  выполнить и выполните  на листочках.

Карточка№1 (красная).Замените словосочетание  одним сложным словом , запишите его, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

Любить свободу-

Помогать взаимно-

Засасывающий пыль-

Тот, кто варит мед-

Карточка№2(зеленая)

К данным словам подберите антонимы(сложные слова), запишите их, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

Серьезный-

Однообразие-

Враждебный-

6.Подведение итогов

беседа

Составление  синквейна.

1 СЛОВО

2.СЛОЖНОЕ, ИНТЕРЕСНОЕ

3.ВЫДЕЛЯЛИ, НАХОДИЛИ, ОТГАДЫВАЛИ.

4МЕЖДУ ЧАСТЯМИ  СЛОВА  МОГУТ  СТОЯТЬ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

5.СЛОЖНЫЕ СЛОВА.

7.Рефлексия.

Я понял…….

Я узнал…….

Мне понравилось больше(меньше)……

Было интересно…….

Что запомнилось тебе на уроке?

Как ты чувствовал себя на уроке?

Как оцениваешь свою работу  на уроке , других, учителя?

8. Домашнее задание.

Параграф 15, упр на выбор : или 117 или 119

Приложение

Фамилия________________________________________________________________________

Карточка№1 (красная).Замените словосочетание  одним сложным словом , запишите его, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

Любить свободу-

Помогать взаимно-

Засасывающий пыль-

Тот, кто варит мед-

Фамилия____________________________________________________________________

Карточка№2(зеленая)

К данным словам подберите антонимы(сложные слова), запишите их, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

Серьезный-

Однообразие-

Враждебный-

Задания для групповой работы

Исследователи.

  1. Найдите в тексте сложное слово .
  2. Переведите его на  английский язык.
  3. Является оно сложным или нет в английском языке?
  4. Составьте словосочетания  на англ.яз  с этим словом

 Биологи.

 Задания.

  1. Найдите в тексте сложное слово.
  2. Расскажите , почему листья опадают  с деревьев осенью.

                                                                 

                                                       Работа с текстом

(1)Я читал в старых  книгах о том ,как  шуршат  падающие  листья ,но я никогда не слышал этого звука.

   (2)Бывают  осенние ночи, оглохшие и немые , когда безветрие стоит  над черным  лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится  с деревенской околицы.

   (3) Была как раз такая ночь.(4) Фонарь освещал колодец.  Старый клен под забором  и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

   (5) Я посмотрел на клен  и увидел ,как  осторожно и медленно  отделился от  ветки  красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в  воздухе и косо начал падать  к  моим ногам , чуть  шелестя и качаясь. (6) Впервые  я услыхал шелест падающего   листа- неясный шорох,  похожий на  детский шёпот. (7)Листопад!

  (8) Ночь  стояла  над  притихшей  землёй. (9) Разлив звёздного блеска  был ярок, почти  нестерпим. (10)  Осенние созвездия блистали  в ведре с водой и  в  маленьком оконце  избы с такой  напряжённой силой , как на небе.

                                                        ( По К.Паустовскому)

Задание 1.Определите тему текста.

1)Блестящие осенние созвездия.                    3)Осенние краски.

   2) Осенние  листья.                                          4)Звуки осенней ночи                                                  

Задание 2. Какое высказывание  противоречит   содержанию текста?

1)Я никогда не слышал   звука падающих осенних   листьев.

2) Звук падающих  осенних листьев похож на детский шёпот.

3) Осенние звёзды ярко сияли.

4) Осенняя ночь   наполнена  множеством разнообразных звуков.

Задание 3.Какое из слов  употребленных в тексте ,является сложным?

1)пожелтевшей                                    3)лесистым

2)листопад                                             4)осенние

______________________________________________________________________

Настурция- однолетнее и многолетнее растение  с яркими желтыми и красными цветами.

Околица- край деревни.

Колотушка-1) деревянный молоток.2) приспособление из дощечек  для постукивания  при обходе участка.

Синквейн

1  СЛОВО

2.СЛОЖНОЕ, ИНТЕРЕСНОЕ

3.ВЫДЕЛЯЛИ, НАХОДИЛИ, ОТГАДЫВАЛИ.

4 МЕЖДУ ЧАСТЯМИ  СЛОВА  МОГУТ  СТОЯТЬ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫ

5.СЛОЖНЫЕ СЛОВА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"...

Технологическая карта урока русского языка «Заголовок текста. Опорные тематические слова текста»

Класс: 5Тип урока: урок развития речиВид урока: урок открытия нового знания.Основной подход: системно-деятельностный.Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, группо...

Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием &laq...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).

Этот урок  открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает  новые термины: согласование, управление...